Деревенская философия

В издательстве «Калейдоскоп» вышла новая книга владимирского литератора А натолия Шарова. Название хлесткое — «Бешеные псы».

Анатолий Шаров признается, что писатель он не профессиональный. Берет перо в руки ради удовольствия, пишет рассказы. Но, видимо, потому, что делает он это с большим желанием, увлеченно, вкладывая душу, произведения у него получаются основательные, крепкие, выполненные на высоком литературном уровне. В них чувствуются и знание описываемой среды, и умение автора передать тонкости характеров героев, и большой житейский опыт, и наблюдательность — словом, весь тот необходимый набор, который делает рассказ увлекательным, интересным, способным вызвать у читателя сильные эмоции.

Особенно удаются Анатолию Шарову «деревенские рассказы». Они -обязательная и большая часть его книг, будь то прежние — «Быстрина», «За маленькой речкой» или нынешняя — «Бешеные псы». Почему-то люди, никогда не бывавшие в деревне, представляют ее лубочно: избы с расписными ставенками, балагурящие на завалинке крестьяне, пасущиеся на заливных лугах коровы — словом, сельская пастораль, да и только. В произведениях Шарова — другая деревня: без прикрас, в суровой своей правде, обитатели которой — люди с израненными душами, с проблемами, те, кому так трудно найти себя в быстро меняющейся жизни. Угадываемая владимирская глубинка встает тут со всеми своими околицами и окрестностями, ПРТ, РПТ и МТС — в голосах десятков жителей, характер каждого из которых подан ярко, полно, выпукло.
Но в новой книге есть, пожалуй, некоторые отличия от предыдущих
сборников. И не только в том, что действие рассказов порой переносится из сельских «декораций» в шумный и душный город, а в том, что в рассказах, ее составляющих, через призму человеческих характеров поднимаются такие важные философские темы, как справедливость, борьба добра со злом, преступление и наказание.
Скажем, в рассказе «Конфетки-бараночки» показана деградация человека, ставшего большим руководителем и призванного вроде бы
олицетворять для своих земляков власть и закон в высшей их сути — справедливости. Вместо этого — ощущение героем своей вседозволенности, способности произвольно «карать» и «миловать», сребролюбие, моральное разложение, как итог -тюрьма. Весь этот «путь» высокого начальника показан не ради морализаторства — скорее, он дает возможность нам, читателям, задуматься о собственной ответственности за те нравы, которые царят в обществе, когда мы сами выбираем во власть людей недостойных, когда деньги становятся важнее человека, когда мы трусливо молчим вместо того, чтобы открыто сказать о беззаконии.
А в рассказе «Бешеные псы» остро, «лобово», на высоком эмоциональном подъеме показано противостояние добра и зла, слабого и сильного: сюжет произведения, четкая расстановка позиций, ярко выписанные образы не дают возможности читателю остаться равнодушным — он вместе с героями рассказа участвует в борьбе с несправедливостью, сопереживает их неудачам и в конце концов испытывает горечь поражения…
Пожалуй, с известными оговорками творчество Анатолия Шарова можно поставить в одну линию с произведениями известных отечественных мастеров «деревенской» прозы. Здесь есть и простые, понятные герои, и яркий накал чувств, ими переживаемых, и философская основа сюжетов, и бытописание — словом, все то, что мы называем хорошей литературой.

Сергей РОГОВ

Ваше имя (обязательно)

Ваш телефон (обязательно)

Сообщение