Во всем виновата зима

В пресс-центре «Комсомольской правды» за «круглым столом» собрались руководители управляющих компаний, чтобы поделиться опытом работы и поведать общественности о своей ежедневной работе. Такое, надо признать, случается нечасто.

Из пятнадцати согласившихся принять участие в мероприятии управдомов до пресс-центра добрались только пятеро смелых. И то с условием — никаких вопросов от журналистов.

Почему? Вопрос риторический. Коммуналка по-прежнему остается одной из излюбленных тем для обсуждения среди населения. И об этой сфере, так уж сложилось, принято говорить отнюдь не с положительной стороны.

Люди недовольны

Нынешняя зима вызвала новую волну возмущения недовольных граждан. Снег, уютно устроившийся на крышах многоквартирных домов, стал причиной бед многих владимирцев — крыши протекают. Зачастую устранять протечки жильцам приходится самостоятельно. В большинстве дворов областного центра утро автомобилистов начинается с откапывания своих машин из снежных заносов. А граждане, не имеющие личного средства передвижения, вынуждены торить тропы через сугробы или барахтаться в снежной каше. Привычная картинка для многих, не так ли?

О качестве работы управляющих компаний свидетельствуют результаты проекта партии «Единая Россия» «Современное коммунальное хозяйство», в рамках которого была открыта телефонная «горячая линия» для обращения владимирцев и проведено анкетирование среди жителей многоквартирных домов. Только за неделю реализации проекта на «горячую линию» поступило более трехсот звонков. Порядка 85 процентов из числа позвонивших заявили, что недовольны качеством услуг, оказываемых их управляющими компаниями. Из тридцати тысяч опрошенных посредством анкетирования более 30 процентов хотят сменить свою управляющую компанию.

Владимирцев не устраивает качество уборки дворов, текущие крыши, неорганизованный вывоз мусора и отсутствие парковок. Не хватает им и информации о расходовании денежных средств.

Неправильные крыши и необычная зима

Между тем коммунальщики уверены, что с работой они справляются. Директор управляющей компании ООО «ЖРЭП № 4» Александр Зайцев на вопрос ведущего «круглого стола» о том, как ведется борьба с сосульками, тут же указал на окно: «Вон, мол, боремся!». Действительно, в доме напротив на проспекте Ленина рабочий, взгромоздившись на вышку, старательно сбивал наледь с козырька.

— Нанимаем и альпинистов, и вышку привлекаем, и скалолазов задействуем, — говорит он. — Если дома невысокие, просто шестом сосульки сшибаем. По сегодняшней погоде проблемными оказались скатные крыши, поскольку снег наметает, он подтаивает, на кромках охлаждается, изо льда получаются плотины для стекания воды, вода стекает на чердаки, потом в квартиры. Здесь у нас единственная мера — сбивать сосульки и чистить крыши.

Хотя чистить тоже с умом надо. Это как одно лечим, другое калечим. Освобождение от снега и льда мягкой и шиферной кровли зачастую приводит к повреждению крыши. А ремонтировать ее, по словам коммунальщиков, можно только летом.

— У нас в городе множество различных конструкций крыш, — поддерживает коллегу Александр Лысов, директор ООО «Жилищник». — Мы живем в такой климатической зоне, где дома в свое время строили по различным проектам. Мягкая кровля по нашему климату не совсем подходит. Ее нельзя очищать. Как итог — протечки. А мы ее ремонтировать можем только в сухую погоду.

В общем, причина коммунальных бед номер один с точки зрения управдомов — неправильные крыши. Провести капитальный ремонт крыши можно по программе Фонда содействия реформированию ЖКХ. И вроде бы собственники жилья уже согласны вложиться в это мероприятие, но и тут коммунальщики сетуют: деньги приходят на счета поздно. По словам Александра Лысова, в прошлом году средства поступили в сентябре -зима на носу, осваивать некогда.

Причина коммунальных бед номер два, как это ни странно, нынешняя зима. Снежная, с оттепелями, ледяными дождями. Для некоторых управдомов такие погодные условия — в новинку.

— Я управленец с 2006 года, но с такой проблемой столкнулся впер-вые, — говорит Александр Лысов.

— Потекли дома, которые никогда не текли, — подтверждает директор ООО «КЭЧ» Сергей Чернов. — Решения вопроса по скатным кровлям пока никакого нет. Если дальнейшие зимы будут такими же, нужно подключать ученых, что-то придумывать.
До технических новинок — теплых крыш, например — нам далеко. Да и нет подтверждений, что такие дорогостоящие технологии оправдают себя. Поэтому с ледяным засильем боремся по старинке — топорами, сучкорезами и ломами.

А вот за сосульки на своих балконах должны отвечать сами собственники жилья. Самовольно установленные козырьки над балконами не относятся к общедомовому имуществу. А как будем разбираться, когда, не дай Бог, сосулька упадет на голову какому-нибудь прохожему? То ли с крыши она слетела, то ли с балкона…

А где же дворники?

Дворники нынче в дефиците. Многие владимирские дворы утопают в снегу. Со снежными заносами люди с лопатами в одиночку справиться не могут. ООО «Жилищник» им в подмогу приобрело современную машину для уборки снега. Машина «умная» — сама едет, сама снег убирает, ходить за ней не надо. 70 тысяч рублей отдали за «ноу-хау». Только вот оказалось, что дороги в наших дворах оставляют желать лучшего: чуть где камешек и лед на пути следования снегоочистителя появятся — машина встает. Что остается — тракторы и дворники. И жалобы на их работу среди населения.

— Претензии есть обоснованные, и есть претензии необоснованные, — говорит директор ММУП ЖКХ «Юрьевец» Николай Куранов. — Дело в том, что зачастую качеству уборки придомовых территорий мешают сами жители. Брошенные во дворах машины являются препятствием для уборочной техники. Есть люди, которых мы находим через ГИБДД, пробиваем номера. Те, у кого есть сознательность, свои машины убирают. Но есть машины, которые во дворах стоят годами.

Соответственно, дворник в такие снегопады с работой не справится. В помощь ему идет трактор. Пройти сквозь ряды наставленных машин не представляется возможным. А дворники… Зарплаты у них небольшие. При норме 1200 квадратных метров твердого покрытия в общей сложности 5000 рублей. Очереди на данную вакансию нет.

Теоретически дворник должен очищать твердые покрытия — подходы к подъездам, пешеходные дорожки и часть внутридворового проезда до асфальта, практически же управдомы боятся требовать этого от своих работников.

— Повысить зарплату дворникам проблематично, — говорит Александр Зайцев. — Мы упираемся в тарифы. Максимальное повышение на предоставление коммунальных услуг, разрешенное правительством, — 15%. Налог ЕСН по нашему предприятию повысился в два с половиной раза. Мы когда стали рассчитывать с новым тарифом хозфинплан, у нас вышло повышение зарплаты дворникам, чтобы мы не обанкротились, 4%. Больше не можем себе позволить. Спрашивать с них за такие деньги работу как положено — до асфальта — мы не можем. Мы потеряем людей.
А тут еще кадастровый план города, нелепо разделивший зоны ответственности управляющих компаний.

— Вот у меня есть дом на улице Кирова, — говорит Александр Лысов. — А рядом дом ТСЖ, и дворовая дорога по границе разделена пополам: половина дороги — моя, половина — ТСЖ. Трактор выезжает, чистим свою половину. ТСЖ не чистит. Идет комиссия: почему у вас не убрано? Извините, это не моя территория.

Ну вот, казалось бы, почему бы трактору лишних несколько сот метров не проехать? Нет, не мое, не мне и убирать.

А вот что касается роста тарифов — управляющие компании здесь ни при чем, заявляют директора организаций. Да и бытующее среди населения мнение, что в УК деньги гребут лопатой, — глубокое заблуждение.

— Тариф на техобслуживание — самый последний вагончик в системе тарифов. Мы получаем то, что осталось. Газовая составляющая выросла, энергоносители выросли, услуги подрядных организаций выросли, налоговое бремя выросло. В сухом остатке на содержание УК практически ничего не остается. Мы сейчас должны найти источники, чтобы поднять зарплату своим сотрудникам. Если наши уважаемые жители города Владимира считают, что в УК очень высокие зарплаты, то это не так. Они гораздо ниже среднегородских, — уверяет Николай Куранов.

Юлия Денисова