Собиратели владимирской истории названы в числе лучших

В культурно-образовательном центре «Палаты» Владимиро-Суздальского музея-заповедника на прошлой неделе состоялась первая публичная презентация 4-го выпуска краеведческого альманаха «Старая столица». Посвящена она была победе этого ежегодного издания в конкурсе российских периодических краеведческих изданий, организованном Фондом имени Дмитрия Лихачева. «Призыв» задал несколько вопросов заведующей отделом краеведческих исследований Центральной городской библиотеки г. Владимира и главному редактору альманаха Валентине Титовой.

— Валентина Ивановна, где можно приобрести ваш альманах?

— Наш альманах — некоммерческое издание. Мы издаем его на бюджетные деньги и согласно приказу заместителя главы г. Владимира он продаже не подлежит. Свой журнал мы раздаем по составленному заранее списку, который утверждается городской администрацией. Но любители старины и краеведы могут ознакомиться с изданием в областной или городской библиотеках.

— Получается, что «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии» в пяти томах, изданное в 1893 — 1898 годах владимирскими педагогами и краеведами Василием Добронравовым и Василием Березиным, было более доступно тогдашнему читателю. Тогда этот труд можно было купить в редакции «Епархиальных ведомостей» за 1,25 руб. Получается, что ваш альманах даже за деньги не купишь…

— У нас очень маленький тираж. Всего 500 экземпляров. Второй выпуск нашего альманаха вообще вышел тиражом в 400 экземпляров, потому что выросли цены на полиграфические услуги, и нам просто не хватило денег.

Когда мы начинали работать, то все время ждали, что наши издания появятся на полках книжных магазинов. Но заходя в них, мы видели, что ни одной нашей книги там нет. Оказалось, что они там и не должны появляться.
Зато сегодня владимирский рынок наводнен изданиями иногородних авторов о нашем городе, которые на тиражах не скупятся. Москвичи, например, выпускают свои книги 50-тысячными тиражами. Они разыскивают наши работы в каталогах владимирских библиотек, составляют план и отрабатывают по нему источники.

— То есть создают некую компиляцию ваших трудов?

— Это уже называется не компиляция, а плагиат. При компиляции обычно даются ссылки на источники. Московские авторы чувствуют спрос на краеведческую литературу и находят способы заработать на этой моде, используя при этом наши материалы без ссылок на нас. Я имею в виду не только альманах, но и другие издания владимирских исследователей.

— Ваше авторское право мог бы защитить интернет-сайт, а заодно все желающие могли бы ознакомиться на нем с вашими материалами…

— Во-первых, ведением сайта в нашей библиотеке занимаются другие люди. И потом: библиотека — вон где, а мы базируемся на ул. Мира. У нас даже Интернета нет. Во-вторых, нам и так времени ни на что не хватает. Состав нашего отдела только недавно увеличился до четырех человек. Мы весь издательский процесс — и формирование альманаха, и его редактирование — взяли на себя вместе с Валентиной Георгиевной Толкуновой. А ведь у нас и без того такой насыщенный план работы! Не продохнуть…

— Расскажите нашим читателям о вашем уникальном издании.

— Когда мы придумывали рубрики для нашего альманаха, мы решили, что хорошей традицией будет открывать каждый его выпуск портретом и очерком о владимирском краеведе. Первая рубрика была посвящена талантливому исследователю, автору оригинальных концепций некоторых из музейных экспозиций Владимиро-Суздальского музея-заповедника Лии Горелик. В четвертом выпуске мы представляем читателям владимирского интеллигента, педагога, историка Василия Добронравова.

Прижились и понравились читателям нашего альманаха рубрики «Воспоминания о Владимире», «О подвигах, о доблести, о славе», «Поиски, находки, исследования», «Владимир в лицах», а также «Владимир: за 101-м километром», в которой мы рассказываем о живших в нашем городе известных людях, объявленных властью «врагами народа».

У нас есть рубрика «Прогулки по городу», в которой наши авторы вспоминают о милых сердцу уголках Владимира. В этом номере Леонид Зрелов и Галина Лебедева рассказывают об ул. Гоголя и поселке имени Воровского. У нас есть замысел написать об исчезнувшей улице Подъяческой, которая сейчас носит название Менделеева. Еще живы люди, которые помнят всех, кто там учился и жил.

У нас есть рубрика, посвященная истории одного дома. Я считаю большой удачей написанный Галиной Мозговой и Валентиной Толкуновой рассказ о судьбе дома на Театральной площади. Сегодня все знают его как Областной дом работников искусств. А началось исследование с фотографий, которые коллекционирует Галина Глебовна.

После этой публикации мне захотелось написать про театр кукол. Казалось бы, все про него известно. Сначала он был Народным домом, потом стал театром кукол. Но что было между этими событиями? Какая-то часть истории осталась за пределами нашего знания.

— В одной из недавних публикаций электронного периодического издания Нижегородского областного отделения Российского общества историков-архивистов «Открытый текст» приведено высказывание нового главы Нижнего Новгорода Олега Сорокина: «100-летний дом — это не памятник». Нижегородцы сегодня активно защищают свою старину путем изучения истории домов и домовладений.

— Во Владимире это движение началось гораздо раньше. По генплану 60-х годов предполагалось разрушение исторического центра нашего города. Владимирские реставраторы, архитекторы и краеведы доказали необходимость сохранения исторического наследия. Со стороны архитекторов оборону держал Игорь Александрович Столетов, со стороны краеведов — Лидия Васильевна Дудорова, которая села в архив на несколько лет и восстановила историю каждого дома. Именно эти люди начали составлять план сохранения исторического ядра Владимира. Теперь ни один мэр у нас не может сказать, что тот или иной дом нужно разрушить. Все дома в историческом ядре взяты на охрану.

— Как показывают наблюдения за публикациями, процесс «антропологизации» истории России идет полным ходом. Термин «повседневная история» прозвучал и на презентации альманаха «Старая столица». А в чем заключается разница между повседневной историей, которая стала активно развиваться в последнее время, и краеведением?

— Краеведение шире, чем повседневная история, которая в большей степени связана с людьми, человеческим бытом и их воспоминаниями. Оно включает описание природы, населения, истории, экономики и культуры региона.

— Почему для презентации были выбраны «Палаты» музея-заповедника?

— Дело в том, что мы давно дружим с музейщиками. Я сама работала в музее 10 лет и никогда не прерывала знакомства со своими бывшими коллегами. Написать заведующего отделом книжных и рукописных фондов музея-заповедника Сергея Гордеева про своих товарищей Лию Горелик и Володю Плугина заставила именно я, потому что знаю, что никто про них больше и лучше не напишет. Мы 10 лет вместе со старшим научным сотрудником исторического отдела музея-заповедника Володей Антоновым писали Владимирскую энциклопедию. Многие музейные работники являются нашими постоянными авторами.

К тому же в этом году перекличка тем произошла непосредственная. Борис Борисович Гиляревский, приходящийся дальним родственником Василию Гавриловичу Добронравову и внуком другому известному владимирскому краеведу, члену ВУАК Дмитрию Флегонтовичу Гиляревскому, преподнес в дар музею старинное фото семьи Добронравовых, фотографию преподавательского состава Владимирской духовной семинарии, сделанную в 1900-м году к 150-летию основания учебного заведения, а также башлык, являвшийся частью форменной одежды гимназиста. Эти ценные семейные реликвии хранились во владимирской семье Гиляревских более ста лет.

— Насколько серьезным было соперничество на грантовом конкурсе российских краеведческих периодических изданий, проведенном международным благотворительным Фондом имени Дмитрия Лихачева?

— В конкурсе приняло участие 173 российских периодических краеведческих издания. Жюри под председательством Даниила Гранина присудило 29 почетных дипломов и 14 денежных грантов. Три выпуска «Старой столицы» за 2006 — 2008 годы получили почетный диплом победителя и грант. Особо были отмечены тщательный отбор исторических фактов, высокий научный уровень публикуемых материалов и художественное оформление «Старой столицы». По окончании конкурса наш альманах вместе с другими изданиями-победителями был передан в Российскую национальную библиотеку.

Ольга Романова