Продержаться до последнего сертификата

Во Владимире уже появились первые обладатели новых машин, принявших участие во втором этапе госпрограммы утилизации старых автомобилей. Вместе с тем еще многие участники первого этапа не получили долгожданное авто взамен хлама.

Прибыльная программа

Как и было обещано, на второй этап госпроекта, стартовавший в середине нынешнего месяца, из федерального бюджета выделено 10 миллиардов рублей. Этих денег хватит еще на 200 тысяч сертификатов. Щедрость государства имеет вполне прагматичное объяснение. Подсчитав предварительные итоги первого этапа утилизации, финансисты сообщили, что программа не только не убыточна, а наоборот, эффективна. С каждого рубля, потраченного на программу, в бюджет возвращается минимум 1,5 рубля в виде налогов на прибыль и различных социальных платежей.

Есть и другие плюсы. Руководитель Минпромторга Виктор Христенко заявил, что за счет реализации программы производство автомобилей в России выросло на 60% по сравнению с прошлым годом. В выигрыше все: водители, получившие скидку, чиновники — пополнением казны, автозаводы и дилеры — прибылью, реализацией продукции, в частности, и той, что стояла на складах и на автостоянках, а также сохраненными рабочими местами и заработками персонала.

Дилерам ужесточили условия

На официальном сайте Минпромторга на прошлой неделе обновили информацию об утилизации авто. Есть ряд изменений. Касаются они дилеров. Требования к ним ужесточились.

Как сообщает Минпромторг, свидетельства второго этапа принимаются к возмещению только после выполнения дилером обязательств в рамках первого этапа. Выходит, дилеры, не рассчитавшиеся по предыдущим операциям, не будут участвовать в продолжении программы?

Ситуацию прояснил директор по развитию и торговле автосалона «М-авто» — владимирского дилера «АвтоВАЗа» Андрей Ковалев:

— Да, первый этап программы у нас еще не завершен. Но заявки мы принимаем. Мы вправе заключать предварительные договора купли-продажи, отправлять на утилизацию старые автомобили, распечатывать сертификаты, формировать и направлять на завод заказ, оформлять и делать предпродажную подготовку новых машин. Мы не можем только делать и отправлять отчет, а также ждать компенсации за нашу деятельность. Эти поправки обижают производителей и дилеров, ведь нам становится невыгодно участвовать в программе. От компенсации зависят не столько наши прибыли, сколько зарплаты сотрудников.

Пока деньги не кончатся

Напомним, что, стартуя в Международный женский день, первый этап программы должен был закончиться 1 ноября этого года. На деле же проект завершился уже в июле, когда все автодилеры выбрали свой лимит. Второй этап не имеет никаких документально оформленных временных ограничений. Только финансовые. Выделенных денег хватит на 200 тысяч машин. Сейчас уже осталось 131 613 сертификатов.

—  Мы предполагаем, что сертификаты закончатся в январе-феврале 2011 года. Новые машины же будут получать до середины следующего года, — рассуждает Андрей Ковалев.

Какие гарантии есть у тех, кто хочет принять участие в программе? Заявка на участие — первый шаг, заключение предварительного договора купли-продажи с заказом конкретной модели — второй шаг. Документы есть — значит, фамилия владельца автохлама в заветном списке. Остается ждать.

Ждем-с…

Ожиданий в программе утилизации становится все больше. Во Владимире по ней работает порядка 10 компаний — дилеров различных заводов. Второй этап ликвидации автохлама начался у всех по-разному. В компании, торгующей «Рено», сообщили, что как работали по программе, так и продолжают это делать, без особых изменений. Дилер, предлагающий модельный ряд «Киа» и «Шевроле», пока приостановил данное направление деятельности. Дилер «АвтоВАЗа», как уже говорилось ранее, работает, но не без проблем.

—   У нас оформлено 4694 заявки, 4026 из них принято заводом. 1363 человека уже получили новые автомобили и сдали старые. Производитель справляется. Сейчас уже приходят машины по второму этапу. Задержки по поставке машин по первому этапу связаны с тем, что клиент заказывает особую комплектацию, цвет, — говорит директор по развитию и торговле автосалона «М-авто» Андрей Ковалев. — К ноябрю мы завершим работу по первому этапу.

А вот многим участникам первого этапа кажется, что завод затягивает процесс. Так, Игорь Егорычев сделал заявку еще в конце марта, но до сих пор его машина так и не пришла.

— Заключил договор, хотел купить «пятнашку». Цвет ходовой — черный, комплектация стандартная. Ничего необычного. Звонил в салон много раз, говорят, что, как только машина придет, меня вызовут. Больше везет тем, кто заказывал «пятерки», «семерки», «Калины», «Приоры», — считает Игорь.

Цены растут

Без спекуляции на ценах на модели автомобилей из списка не обошлось. Интернет, а также рекламные баннеры на улицах пестрят радостными лозунгами с обещанием баснословных скидок с учетом утилизации. Появляются машины с совсем необыкновенными ценами. «Лады» за 90-120 тысяч рублей, «Рено-Логан» — за 269 тысяч рублей. Дилеры пояснили нам, что такие рекламные обещания не более, чем уловки. Такие цены возникают за счет минусования стоимости сертификата и без учета НДС. Фактически «пятерка» стоит 168-171 тысячу рублей, «семерка» — 179-181 тысячу рублей, «Рено-Логан» — 327 тысяч рублей в базовой комплектации.

Кроме того, стало известно, что у многих заводов цены на предлагаемые по программе утилизации новые автомобили выросли. Пусть незначительно, на 1,5-3%, но, тем не менее, это неприятно. Ведь многие водители уже рассчитали сумму доплаты, с новыми ценами придется урезать семейный бюджет, искать другие источники, в том числе обращаться за кредитом.

Выбраковка бьет рекорд

По данным владимирского МРЭО, за период действия программы утилизации число машин, отправленных на выбраковку, выросло в 5 раз. С марта снято с учета на утилизацию 2500 автомобилей.

— В нашем МРЭО для проведения регистрационных процедур по программе утилизации автомобилей были созданы все необходимые условия. Очередей не было, поскольку работало отдельное окно, инспектор занимался только машинами, подготовленными на утилизацию, — рассказывает зам. начальника МРЭО владимирского отдела ГАИ Артур Амосов. -Как правило, приходили представители дилеров с пакетом документов на машины, которые подлежат утилизации. Даже те владельцы старых автомобилей, которые приезжали из Селиванова, Мурома, доверяли снимать с учета транспортные средства дилерам. Случаи, когда владельцы старых авто приходили сами, единичны.

Кстати

С точки зрения психолога…

Имеет значение и психологический эффект: отныне проект вышел из стадии эксперимента. Если раньше даже само название документа начиналось со слов «О проведении эксперимента…», то теперь правительство сразу берет быка за рога и постановление озаглавлено: «О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию…».

А преамбула четко называет две задачи: повысить безопасность дорожного движения и стабилизировать экологическую ситуацию.

Кстати, Минпромторг прогнозирует, что реализация второго этапа госпрограммы увеличит национальный авторынок на 5 процентов.

Анна Тумановская