Работники ножа и топора

 Валентина Ивакина, КОРРЕСПОНДЕНТ
"Природные условия не позволяли павловским крестьянам заниматься сельским хозяйством. Поэтому многие занимались металлообработкой. Причём, кустарно. Это был чуть ли не единственный способ заработать себе на жизнь, а конкуренция была высокая. Крестьянам приходилось постоянно повышать качество работ и проявлять всё большую изобретательность".

Развитию такого ремесла в Павлово способствовала сама природа. Местность в этих краях болотистая. А значит можно выпаривать из болотного ила крыничное железо — чем и занималось большинство крестьян. Тем же, кто позажиточнее, материал привозили из Англии и Германии. Каждый крестьянин пытался заработать себе имидж мастера — отсюда высокое качество и необычность работ, а в конечном итоге — признание. Например, известно, что сама Екатерина вторая собирала коллекцию замков павловских кустарей. Во Владимир привезли экспонаты последних полутора столетий.

Николай Федотов, ДИРЕКТОР ПАВЛОВСКОГО ИСТОРИЧЕСКОГО МУЗЕЯ
"Есть, конечно, вещи и простые — обыденные, расхожие, как у нас говорили — предназначенные для широкого потребителя. Есть вещи эксклюзивные, которые изготавливаются в одном, или буквально в 2-3 экземплярах".

Впрочем, даже то, что столетие назад было обыденностью — посетителям сегодняшней выставки может показаться необычным. Например, замки 19-го века — шведская, тульская, репчатая модели. А если говорить об эксклюзиве, то вот, например, работы современного левши — Павла Куликова. Его первое творение — набор ножей размером от 10 до двух миллиметров. И одна из последних работ — роза из хрусталя и мельхиора. Она настолько мала, что даже через лупу сложно разглядеть детали. Но мировую известность этому мастеру принесли заводная блоха, которую можно увидеть только под микроскопом и самый маленький в мире замок, который застёгивается в игольное ушко. К сожалению, блохи и замка на этой выставке нет.

Владимир Савичев, СОТРУДНИК ПАВЛОВСКОГО ИСТОРИЧЕСКОГО МУЗЕЯ
"Работает он на кухне, под школьным микроскопом. Делает, вот под каждое изделие он делает инструмент свой. И, в общем-то, творит. Где-то в течение двух-трёх месяцев он делает какое-то произведение искусства".

По экспонатам выставки, говорят сотрудники павловского музея, можно проследить, как развивалось ремесло. Ранние работы — это творения кустарей-надомников, мастеров-одиночек. В советское время, когда появились крупные металлобрабатывающие предприятия — продукция становится однообразной и средней по качеству. Сегодня же переходный этап, когда сосуществуют обе тенденции. Причём, как отмечают гости из Павловска, написание этой истории не прекращается — выставку постоянно пополняют работы современных мастеров.

Валентина Ивакина, Пётр Соколов