Во Владимире открылась первая автошкола для инвалидов

Во Владимире открылась первая в регионе автошкола, обучающая вождению людей с ограниченными возможностями. Четыре ее выпускника уже готовятся к экзаменам в ГАИ.
В областном центре проживают свыше 30 тысяч инвалидов. Из них каждый десятый — с заболеванием опорно-двигательного аппарата или же глухонемой. По медицинским показаниям эти люди вполне могут обучаться навыкам вождения автомобиля. Но возможности сделать это до последнего времени у них не было.

В России стали пятыми
До нынешнего года в стране существовало лишь четыре учебных центра, ориентированных на подобное обучение: в Москве, Екатеринбурге, Казани и в Нижнем Новгороде. Теперь появился пятый — "Автодар" во Владимире. Для большинства владимирских инвалидов регулярные автомобильные поездки, тем более в другие города, были не под силу — большие материальные расходы и огромные физические нагрузки не позволяли этого сделать. Теперь ситуация изменится: открытие учебного центра дало им шанс выйти на качественно новый этап жизни.
Поскольку обучение людей с ограниченными возможностями имеет ряд специфических особенностей, то к этому процессу подключились самые опытные инструктора и водители. Организатором и директором автошколы стал руководитель владимирской городской общественной организации инвалидов "Поддержка" Эдуард Голубцов:
— Я являюсь членом Совета Старейшин некоммерческих организаций, созданного при общественной организации "Милосердие и порядок". На его заседаниях при обсуждении актуальных для нашего общества проблем рождается много интересных идей. Председатель ВПОО "Милосердие и порядок", депутат Государственной Думы Григорий Аникеев делает все, чтобы эти идеи становились социальными проектами. Наше предложение о создании автошколы для людей с инвалидностью тоже было поддержано членами Совета Старейшин НКО и Григорием Аникеевым.
Плодотворное сотрудничество "Автодара" с общественной организацией продолжится: вскоре при содействии ВПОО "Милосердие и порядок" автоцентр намерен открыть бесплатные курсы обучения навыкам работы на компьютере для инвалидов.
С конца лета в "Автодаре" занимаются 16 человек, четыре из них — инвалиды-опорники. Первая группа будет сдавать экзамены в ГАИ уже 6 октября, а через неделю — вторая. Сейчас объявлен набор в третью группу.

"Автодар" идет в ногу с законо-дательством
С 1 июля этого года в России начали действовать отдельные положения методики проведения квалификационных экзаменов на получение водительских прав (в целом документ заработает с 1 ноября). Требования к автошколам существенно выросли: нужны корректировки теоретического и практического курса, учебные автомобили, автоматизированные и оснащенные фото- и видеотехникой, а также свой автоматизированный автодром. Больше спрос и с ученика: количество ошибок сведено к минимуму, на сдачу экзамена установлен жесткий лимит времени. В "Автодаре" помогают своим подопечным преодолеть эти сложности.
— Как только мы проходим один блок теории, сразу же сдаем экзамен. Причем каждому ученику даем три билета, допускается сделать лишь две ошибки, — рассказывает директор автошколы Эдуард Голубцов.
Теорию в "Автодаре" преподает старший преподаватель, имеющий 27-летний стаж вождения, Олег Золкин. Он говорит, что в обучении теории людей с ограниченными возможностями особенностей нет. За исключением глухонемых. Автошкола начала подготовку сурдопереводчика, который будет помогать в обучении такого рода учеников.
Практика традиционно делится на два этапа: это поездки на автодроме и по городу. Но кардинально меняется сдача экзамена на автодроме. Сейчас кандидаты в водители сдают инспектору ГАИ три упражнения, во время же обучения в автошколе ученики изучают пять различных упражнений. А скоро по новой методике для получения прав категорий "В", "С" и при проведении первого этапа практического экзамена придется сдавать 12 упражнений. В учебном центре готовятся и к этому.
"Автодар" арендует на время практических занятий автодром у школы РОСТО ДОСААФ. В его автопарке семь автомобилей: два "Шевроле-Ланос", один "Рено-Логан", ВАЗ-2106, ВАЗ-2109 и "Ока", причем последняя оборудована специально для обучения инвалидов-опорников. На подходе ВАЗ-2105, оборудованный на ручное управление, и "Шкода-Фабиа" с автоматической коробкой передач: методикой теперь разрешено обучение на машинах с "автоматом", но пока лишь единицы из местных автошкол приобрели подобные учебные автомобили.

Построим свой автодром
Новая методика предъявляет особые требования и к оборудованию автодрома. Тот должен быть полностью автоматизированным. На закрытой площадке со светофорами, знаками, разметкой, тротуарами необходимо установить датчики, позволяющие осуществлять контроль и оценку результатов выполнения контрольных упражнений в автоматизированном режиме. Информация с приборов поступает в диспетчерскую, оборудованную компьютерами для получения и обработки данных о ходе сдачи экзаменов, монитором, на котором отражаются действия экзаменуемых с фиксацией допущенных ошибок, громкоговорящей связью. После многочисленных обсуждений федеральные власти отсрочили момент ввода таких автодромов до 2011-2012 годов, но ведь и это время не за горами.
Во Владимире ученики автошкол занимаются и сдают экзамены на пяти автодромах. Ни один из них не соответствует требованиям методики — кроме старых автомобильных шин в качестве границ и очертаний упражнения и флажков, ничего и нет. Чтобы привести их в нормативное состояние, необходимы значительные средства.
Учебный центр "Автодар" в перспективе планирует построить собственный автодром. Руководитель Эдуард Голубцов обратился в городскую администрацию с просьбой выделить свободный земельный участок. Не исключено, что эта территория будет рядом с дорогой в сторону Судогды неподалеку от развязки на южный объезд.

Анна ТУМАНОВСКАЯ

Важно

Плата — ниже среднего
С начала этого года во владимирских автошколах изменена программа обучения. Нововведений в сфере подготовки водителей не было около 20 лет. Департамент образования принял новую программу стандартов обучения водителей. По ней продолжительность обучения, прежде всего практическая ее часть, существенно выросла. Изменилась и стоимость обучения — плата за курс в автошколах областного центра, как правило, зашкаливает за 20 тысяч рублей. Учитывая контингент обучающихся, в "Автодаре" ввели свои расценки — щадящие. Теория там стоит всего 4,5 тысячи рублей, а практическое занятие протяженностью 1,5 часа обойдется в 350 рублей.

Полезный адресок
Учебный центр "Автодар" находится по адресу: город Владимир, ул. Куйбышева, 66; телефон: 44-66-62.

Кстати

Курс экстремального вождения
Ежегодно из-за нарушения правил дорожного движения водителями со стажем управления до трех лет совершается около 16% ДТП. Каждая шестая авария приходится на долю новичков. Гаишники неоднократно говорили, что виной тому — некачественная подготовка: ученикам не хватает практических занятий в сложных климатических условиях. Учебный центр "Автодар" учел советы сотрудников ГАИ и ввел курс экстремального вождения. Его преподает инструктор Руслан Рузевич, у которого за плечами огромный опыт вождения по горным сельским дорогам.