Почему хромает опекунство

Вчерашнее заседание областного совета по местному самоуправлению традиционно началось с обзора и анализа социально-экономической ситуации в регионе.

Со второй половины текущего года она несколько стабилизировалась: в июле наметился рост показателей, а в обрабатывающих отраслях промышленности темпы роста в августе, по сравнению с июлем, составили почти 7 процентов.
По объемам отгруженной продукции в число передовиков неожиданно выбились Петушинский и Суздальский районы. Количество безработных граждан снизилось на 500 человек, а общий уровень безработицы опустился за планку в 27 тыс. человек. Это, с одной стороны, неплохо, с другой — в докризисный период количество неработающих не превышало 20 тысяч.

Сначала — про урожай
Уменьшился объем просроченной зарплаты — на 35%. Вероятно, положительную роль в этом сыграли выездные совещания на предприятиях-должниках. По всей видимости, следующим пунктом выезда антикризисной комиссии будет Александровский район: в городе и районе три организации имеют долги по зарплате в объеме 9 млн рублей, что составляет почти треть оставшегося объема долгов.
На поддержку сельских территорий и развитие АПК регион уже потратил в текущем году более 800 млн рублей, что на 20 млн рублей больше, чем за соответствующий период прошлого года. Порадовала урожайность зерновых культур: она на 2 центнера с гектара выше прошлогодней. Причем здесь в лидерах не только традиционные фавориты Суздальский и Юрьев-Польский районы, но и опять-таки петушинцы.
По отдельным показателям эффективности муниципального управления в качестве негативного примера был назван Муромский район, в бюджете которого на подготовку к зиме заложено 7 млн рублей, а на содержание аппарата — 19 млн рублей. Лучший — Киржачский район, лидирующий по 25% показателей, по которым определяется эффективность муниципального управления.
Положительный фактор — отсутствие задолженностей по всем муниципальным образованиям в выплате заработной платы работникам бюджетной сферы. Отрицательный — недоосвоение денег территориями на плановые нужды. По крупным городам объем "зависших" средств составляет от 130 до 400 млн рублей. В этой связи беспокоит вопрос, успеют ли муниципалитеты провести капремонт жилья, финансируемый при поддержке Федерации. По области в соответствующую программу попали 38 муниципальных образований, но на данный момент по 28% домов работы еще не начинались. Это, конечно, не 60%, как в среднем по стране, но:

Кто займется сиротой?
В качестве "болевой темы", которая обычно выносится на обсуждение членов совета по МСУ, было предложено состояние дел в сфере опеки и попечительства.
Выступая с базовым докладом, глава Гусь-Хрустального района Николай Грушко отметил, что во Владимирской области до настоящего времени отсутствует необходимая нормативная правовая база (на муниципальном уровне) для исполнения переданных государственных полномочий.
К слову, с областной нормативной базой тоже была чехарда: 24 июня текущего года вступило в силу решение Владимирского областного суда, в соответствии с которым региональный закон от 24 декабря 2007 года № 185-03 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству по Владимирской области" был признан противоречащим федеральному законодательству (как принятый с превышением полномочий) и недействующим. А всего менее месяца спустя в Федеральный закон "Об опеке и попечительстве" были внесены необходимые изменения, которые позволили фактически реанимировать отмененный областной закон.
По данным на январь 2009 года, в области почти 10 тысяч детей-сирот (3,75% от всего детского населения области), с которыми обязаны работать по своим направлениям департаменты образования, здравоохранения и социальной защиты. Однако, как отметил руководитель департамента образования Михаил Корешков, органы местного самоуправления пошли по самому легкому пути, "свалив" всю полноту работы только на его подчиненных.
При существующей численности работников отделов опеки и попечительства управлений образования муниципальных образований области (всего 75 человек) на каждого специалиста отдела приходится нагрузка, превышающая рекомендуемые нормы в 1,7 раза. Это не позволяет качественно исполнять требования законодательства в отношении несовершеннолетних (в их числе — контроль за условиями жизни подопечных и за исполнением опекунских обязанностей; подбор, учет и подготовка граждан, желающих принять на воспитание в семью ребенка; сопровождение замещающих семей; защита жилищных и имущественных прав несовершеннолетних). Как следствие — 11 фактов отмены опекунства.
При этом уточнение учетных данных привело к выявлению еще почти 1700 молодых граждан, нуждающихся в опеке и попечительстве.
Глава Покрова Вячеслав Рогов предложил рассмотреть возможность введения ставок специалистов по опеке и попечительству и в городских поселениях: "Нам действительно на местах лучше известно, кто годится в опекуны, но для решения вопросов приходится ездить в Петушки за 25 километров".
Глава поселка Городищи Виктор Исаев поддержал и дополнил выступление коллеги: ведь и в Петушках всего один специалист, поэтому на решение вопросов уходит очень много времени. При этом более семи месяцев уходит только на то, чтобы собрать необходимые справки.
Результатом дискуссии стало решение принять комплексный нормативно-правовой акт, например, закон, который бы четко регламентировал все нюансы работы.

Надежда АРТЕМЕНКО