Обложка понедельника

Длинная, зеленая, пахнет колбасой:

В этот день ровно 50 лет назад на смену владимирским паровозам пришли электрички.

Позже, в годы тотального дефицита, об электричке, приезжающей из Москвы во Владимир, отпускали шутки: "Длинная, зеленая, колбасой пахнет". Но полвека назад ее появление было настоящим техническим чудом.
Первый электролокомотив, представший перед глазами восхищенных владимирцев той далекой осенью, прибыл из Москвы. Прибыл и заступил на место паровоза, перевернув очередную страницу в истории владимирской железной дороги. Этому событию предшествовала долгая и кропотливая работа.
Владимирский участок электроснабжения Горьковской железной дороги был создан 1 апреля 1959 года в связи с вводом в эксплуатацию электрифицированного (на постоянном токе) двухпутного участка пути Петушки-Владимир. Как гласят документы того времени, на участок возлагалось "обеспечение бесперебойного электроснабжения и безопасности движения поездов". И вот 15 сентября из столицы во Владимир прибыл первый электровоз.
Официальное открытие движения на электрической тяге состоялось 29 сентября 1959 года. По такому случаю устроили митинг, а для наглядности всей мощи прогресса рядом с новеньким локомотивом поставили старенький паровоз. Эдакая встреча прошлого с будущим.
— Владимир оказался первым звеном на пути развития Транссибирской магистрали Москва-Владивосток, которая к тому времени уже не справлялась с возросшим потоком грузов и нуждалась в модернизации, — говорит директор музея железнодорожного транспорта Владимирского участка Виктор Малиновский. — Требовалось сменить паровозы, КПД которых всего 8%, на более прогрессивный вид тяги. И им стал не тепловоз, а сразу электровоз, КПД которого около 70%.
Переход на прогрессивные виды тяги потребовал от работников железной дороги более высокого технического уровня и знаний основ физики, термодинамики и электротехники. Исчезли такие профессии, как котельщик, промывальщик котлов, пробивальщик-продувальщик труб, огнеупорщик, шлаковщик, кочегар, станционный смазчик и путевой обходчик.
Один из последних паровозов, работавших на участке Владимир-Москва, сегодня стоит на Вокзальной площади в качестве музейного экспоната, как памятник и дань уважения тем, кто работал на железной дороге в то время. В каком-то смысле именно ему на смену в 1959 году пришел электровоз, в корне изменив работу на транспорте и позволивший только за первый год работы в новых "электрических" условиях увеличить скорость движения поездов в полтора раза.

Владимир МИХАЙЛОВ