Кто оплатит штраф-стоянку?

Эвакуация автомобилей — проблема крупных городов. Во Владимире при высоких темпах автомобилизации она стоит не менее остро, ведь на каждого третьего владимирца приходится одно транспортное средство.

Относительно эвакуации автомобилей возникает множество вопросов.
Первый — зачем вообще нужна эвакуация? Одно дело, когда машина вышла из строя в результате аварии или технических неполадок и не может доехать даже до ближайшей мастерской. Тогда, конечно, нужен эвакуатор. В остальном, за что автомобилисту такое несчастье: искать свое авто на штраф-стоянке?Есть несколько официальных причин. Автомобиль может оказаться на штраф-стоянке, если у водителя не оказалось при себе документов, инспектор выяснил, что водитель лишен прав, ездит без страховки, в состоянии алкогольного опьянения, машина стала помехой дорожному движению, нарушила правила стоянки и остановки.
Вопрос второй — кто платит за эвакуатор и штраф-стоянку?
Вопрос третий — кто за это отвечает: ГАИ или муниципалитет, кто вызывает службу эвакуации, кто сообщает владельцу о принятых мерах? В большинстве регионов страны эти вопросы подвисают в воздухе. Серьезно озабочены организацией эвакуации Питер и Москва. По необходимости — транспортный коллапс, в отличие от Владимирской области, там случился уже много лет назад.

Надо ли равняться на столицы?
Принудительная эвакуация машин началась в столице в 1995 году. Тогда автолюбители добрались до Верховного суда РФ и добились своего: принуждение отменили, ведь такой способ эвакуации не был законодательно закреплен.
Однако Госдума внесла изменения в КоАП. Так в кодексе появилось 12 видов нарушений правил дорожного движения, за которые транспортное средство владельца могут отправить на штраф-стоянку. В российскую практику они вошли лишь в 2003 году. Тогда же решение проблемы оплаты стало прерогативой региональных властей.
В столицу сначала пришли коммерческие компании, которые вывозили машины на штраф-стоянки. Но в погоне за прибылью предприниматели эвакуировали всех подряд. В мэрию столицы хлынул поток жалоб и обращений со стороны недовольных автолюбителей. В итоге была создана городская служба перемещения транспортных средств. Ее содержание, оплата услуг эвакуатора и хранения на штраф-стоянке автомобилей осуществляется за счет бюджета. В казне пре-дусматривают ежегодно порядка 700 миллионов рублей.
В Питере также функционирует служба эвакуации автомобилей нарушителей. Правда, бремя оплаты за эвакуацию лежит на плечах самих автовладельцев. Муниципалитет не соглашается перекладывать расходы на казну, ведь стоимость услуг эвакуатора в северной столице около 4 тысяч рублей.
Вопрос отрегулировала Госдума, подкорректировав Кодекс об административных правонарушениях. С 1 июля прошлого года эвакуация машины и первые сутки ее хранения на штраф-стоянке стали бесплатными по всей стране.
Тогда начали возмущаться региональные власти. Чиновники отчасти справедливо заметили, что не желают тратить деньги налогоплательщиков на бесплатные услуги нарушителям. Но против федерального законодательства идти некуда, поэтому пришлось подчиниться. Но региональные власти просто стали игнорировать эвакуацию как таковую.

Платно и принудительно
На днях главный автоинспектор страны Виктор Кирьянов заявил, что необходимо срочно вернуть плату за эвакуацию автомобилей:
— Думаю, это неправильно, что кто-то нарушает, а государство платит. Все расходы должны нести автолюбители, которые не соблюдают правила дорожного движения.
70 регионов страны приняли участие в обсуждении законопроекта, больше половины одобрили эту идею. В правительстве РФ этот вопрос пока обсуждается. Все упирается в один пункт: если эвакуация будет платной для автолюбителей, кто же будет оплачивать первые сутки на штраф-стоянке, которые согласно Кодексу для нарушителя с прошлого года стали бесплатными? Федеральные власти, региональные или муниципалитет?
Вместе с тем, в департаменте обеспечения безопасности дорожного движения надеются, что решение о платной эвакуации не отложат до лучших времен, а начнут применять уже осенью этого года. Нужна лишь поправка в Кодекс об административных правонарушениях, разрешение брать с автовладельцев, нарушивших соответствующие правила, плату за эвакуацию автомобилей.

Эвакуировать, но куда?
То, что во Владимире проблема эвакуации автомобилей и хранения их на штраф-стоянке стоит остро, подтвердил начальник управления ГИБДД области Александр Кунаков:
— Во Владимире есть штраф-стоянка, но туда не всегда и не сразу доставляют автомобили нарушителей. К примеру, инспектора ДПС оформляют протокол на водителя, находящегося в состоянии алкогольного опьянения. Машина должна быть доставлена на штраф-стоянку. Чтобы этого избежать, водитель может попросить друзей или родственников приехать за машиной и забрать ее. Бывает так, что патруль, оформивший протокол на нарушителя, меняет место дислокации, и через 10-15 минут нетрезвый водитель сам садится за руль и едет к дому, в гараж или на стоянку. Конечно, это неправильно. Задержали пьяного? Автомобиль сразу стоит отправить на штраф-стоянку. Но оплата до сих пор не отрегулирована, поэтому мы ждем поправок на федеральном уровне.
Проблема обсуждалась на областном уровне многократно, но результатов пока нет. ГАИ настаивает, областные чиновники открещиваются от дополнительных затрат. В городе же все больше пробок и заторов. Все магистральные улицы, на большинстве из которых стоянка и остановка запрещены, в будние дни забиты припаркованным транспортом. Двигаться в толчее машин затруднительно и общественному транспорту, и легковому. Как итог — 50-70 столкновений в сутки. Да, за нарушение правил стоянки и остановки наказывают. Но сумма штрафа смешная — 100 рублей. А сколько в городе брошенных и оставленных по неизвестной причине машин? Они опять-таки создают помехи движению на второстепенных дорогах, мешают во дворах домов.
Ясно, что в скором времени квитанция на оплату эвакуации автомобиля будет приходить на руки нарушителю. В полномочиях администрации области установить такой размер оплаты за транспортировку и хранение задержанных транспортных средств, который не подорвет семейный бюджет. Ведь рыночная цена эвакуатора — 800-1000 рублей, цена стоянки в сутки — 100-150 рублей. По области услуги эвакуатора и штраф-стоянки заметно дешевле: примерно 40 рублей за 1 км транспортировки и за час хранения после бесплатных суток — 30-40 рублей.
Вместе с тем, в столице эвакуатор стоит порядка 2 тысяч рублей, а плата за хранение транспортного средства — 40 рублей в час во вторые сутки и за хранение машины свыше трех суток — 80 рублей в час.
Недешево. Хотя по отношению к пьяному водителю — оправданно. Другое дело — обидно и досадно, когда машину забирают и вынуждают платить за 5-минутную остановку для захода в магазин или киоск. Люди не виноваты, что в городе недостает парковок, "карманов" и стоянок, чтобы хватало места всем автолюбителям.

Анна ТУМАНОВСКАЯ