Обложка среды

В понедельник стали известны результаты ЕГЭ. Теперь абитуриентам, подававшим документы в несколько вузов или на различные специальности, предстоит выбрать, куда же пойти учиться.

Абитуриенты потянулись в вузы. Пока не за знаниями, а за информацией о результатах ЕГЭ, но подлинники аттестатов отдавать не торопятся.
— Реальной картины, сколько человек и на каких факультетах будут обучаться, пока нет, — рассказали в приемной комиссии Владимирского государственного гуманитарного университета. — Основная масса абитуриентов ждет 3 августа — последнего дня подачи оригиналов документов, потому что еще выбирают, куда поступать. Раньше, в основном, выбирали между нами и политехом, а теперь и в Москву могут поехать, и в Санкт-Петербург, куда угодно. И получается ситуация полной неопределенности. Были даже дети, которые забывали, на какой факультет они подали документы — так много вузов они объездили.
Кроме того, в приемной комиссии столкнулись с тем, что абитуриенты, ожидая "второго потока", пока документы не подают.
Действительно, с этого года действует новый порядок зачисления, состоит он из трех этапов. Первый завершится 4 августа. Как сказали в приемной комиссии ВГГУ, "второй поток" будет проведен на тех специальностях, куда по результатам первого этапа будет недобор. Но уже сейчас с уверенностью говорят, что на самые популярные специальности еще одной волны подачи документов не будет: среди решивших обучиться экономике 500 человек успешно сдали ЕГЭ, юриспруденции — 400, психологии — 300. Так что будет из кого выбрать. На другие специальности конкурс тоже большой — 4-7 человек. Но все ли они решат учиться в гуманитарном университете, никто не берется сказать.
Похожая ситуация и в ВлГУ. Там приемная комиссия насчитала более 13 тысяч заявлений от абитуриентов (для примера, на специальность "финансы и кредит" — 693, на таможенное дело — 873). Но важно учесть, что абсолютное большинство ребят подавали документы на несколько специальностей. Один из абитуриентов вообще написал 32 заявления на абсолютно разные специальности, и не факт, что то же самое он не сделал еще в нескольких учебных заведениях. Главный аргумент: мое право, куда хочу, туда и пишу. В итоге в списках допущенных к конкурсу одни и те же фамилии. Неразбериха добавила хлопот приемной комиссии и заставила переживать родителей абитуриентов. Ежедневно к проректору по учебной работе ВлГУ Владимиру Немонтову приходят папы и мамы с просьбой разъяснить порядок зачисления — уж очень он мудрен.
— Вечером 3 августа мы закончим прием оригиналов документов, — говорит Владимир Александрович. — И тогда согласно количеству бюджетных мест мы подведем в списке черту. Если, например, на данную специальность 20 мест, то будут зачислены абитуриенты из первой двадцатки, подавшие оригиналы документов. Если таковых будет, например, 15, то пятеро будут считаться отказавшимися от зачисления. Недостающие пять человек будут взяты из следующих по списку во втором этапе (он продлится до 12 августа).
Плюс нужно учесть, что льготники, набравшие минимальное для прохождения количество баллов, поступают вне конкурса. Но тем, кто оказался в середине или в конце списков (а в них по 200-300 фамилий), отчаиваться не стоит. Эпопея с поступлением завершится после 21 августа. К этому времени подавшие заявления в разные вузы и факультеты и оказавшиеся вверху списка, сделают свой выбор, и для "аутсайдеров" освободятся места. Так что Владимир Немонтов советует запастись терпением.

Ирина КУРОЧКИНА
Фото автора

Обложка среды

Куда пойти лечиться?

В свое время санаторно-курортное лечение было привычной частью нашей национальной культуры. Несколько поколений россиян широко пользовались его услугами. Однако сегодня качественный отдых, совмещенный с лечением, доступен далеко не каждому. Многим это просто не по карману, а по линии соцзащиты, естественно, данную услугу получает только определенный круг нуждающихся. Здравницы выживают, как могут. А между тем сохранение и развитие санаторно-курортной базы могло бы внести свою лепту в увеличение ВРП.

Если долго мучиться, лечение получится
Расследование "Призыва" началось с ответа на невинный вопрос: как и где добыть информацию о санаториях, домах отдыха и турбазах региона. Разрозненные сведения встречаются на страницах газет и в турагентствах, но получить полное представление о рынке санаторно-курортных услуг и сделать осмысленный выбор в пользу цены и качества с их помощью невозможно. К тому же выяснилось, что коллектив редакции лучше знает санатории Ивановской области, чем родной Владимирской.
Почерпнуть сведения о местах лечения и отдыха на сайте департамента по физкультуре, спорту и туризму областной администрации тоже не удалось. Заместитель директора департамента, начальник отдела развития туризма Владимир Панов пояснил, что сайт находится на реконструкции, а информация — на обновлении, но раздел с полным перечнем и адресными данными санаториев, домов отдыха, турбаз, гостиниц, гостевых домов в перспективе появится. Впрочем, сосчитать санатории области с помощью чиновников, регулярно собирающих статотчетность по форме "Туризм-1>, мы все же смогли.
Оказалось, что 7 санаториев Владимирской области располагают полутора тысячами мест. В 2006 году количество ночевок в них составило 329548, в 2007-м — 372020. Статданных по 2008 году все еще нет, но на результатах деятельности здравниц, безусловно, скажется спад спроса, пришедшийся на второе — кризисное — полугодие.
Годовая загрузка номерного фонда санатория "Русский лес" равна 100%, им. Н. Абельмана — 90%, "Заклязьменского" — 82%, "Вольгинского" — 81,7%, "Соснового бора" — 63,2%, "Строителя" — 46%, "Тонуса" — 38,7%. Причем цифру в 100% Владимир Панов прокомментировал как нереальную: по всем канонам номер обязательно должен "отдыхать". Обычно санаторно-курортные учреждения выбрасывают на свободный рынок до 20% своих путевок, остальные распространяются через конкурсы, которые организует фонд соцстраха.
— А за дополнительной информацией и путевками логично обращаться к турфирмам, поскольку они имеют скидки на оптовую продажу санаторно-курортного продукта, — посоветовал Владимир Панов. — Если покупать "от стойки", цены будут выше.
В процессе сбора информации мы наткнулись и на такой весьма показательный факт. В связи со скудностью бюджетов органов соцзащиты поликлиники отказывают в предоставлении путевок различным категориям льготников и, в частности, военнослужащим. Аргументация врачей при этом не отличается разно-образием. Отставникам и ветеранам, желающим поправить здоровье, они с отеческой заботой советуют "сначала подлечиться как следует".

Путевки только членам профсоюза
Большинство санаториев области сегодня являются коммерческими предприятиями и организуют рекламные кампании самостоятельно, открывая собственные сайты в Интернете, размещая рекламу в газетах, на телевидении и радио, на интернет-сайтах сотрудничающих с ними турфирм, используя для информирования населения растяжки и баннеры, общественный транспорт и скамейки на остановках. Однако эмпирическим путем нам удалось наткнуться на одну из самых полных и структурированных баз данных, которая принадлежит АНО "Владимиркурорт" областного объединения организаций профсоюзов.
— Если бы санатории принадлежали государству или другому специализированному подразделению администрации области, то, возможно, единая информационная база по ним была, — заметила генеральный директор АНО "Владимиркурорт" Лариса Гладкова. — А поскольку сегодня они предоставлены сами себе, то каждый бьется в одиночку.
Судьбоносные изменения Налогового кодекса, Федеральный закон от 22 декабря 2005 года № 173-ФЗ "О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год" резко уменьшили отчисления страховых взносов организациями и предприятиями в фонд соцстраха и соответственно количество средств на санаторно-курортное лечение работающих граждан. Тем не менее, система профсоюзных здравниц области, включающая санатории "Строитель", "Сосновый бор" и им. Н. Абельмана, не только сохранена, но и продолжает развиваться.
— Работающее население воспользоваться бесплатными путевками сегодня не может, — напомнила "Призыву" особенности действующего законодательства Лариса Гладкова. — Сегодня фонд соцстраха направляет свои средства на полную или частичную оплату санаторно-курортных путевок для детей, на долечивание взрослых в санаториях сразу же после выписки из стационара, на профилактику здоровья работников, занятых на "вредном" производстве, а также на лечение инвалидов, ветеранов войны и других "отдельных категорий граждан".
Но существует жесткая очередность и установленные сроки регулярности предоставления путевок. Иными словами, здоровый образ жизни могут позволить себе сегодня только состоятельные люди и работники процветающих предприятий, если, конечно, им удалось включить соответствующее условие в коллективный договор.
Именно поэтому Владимирское областное объединение организаций профсоюзов надеется на поддержку областной администрации и установление постоянных взаимовыгодных контактов, особенно актуальных в период кризиса, поскольку назрела необходимость обсудить возможность создания механизма взаимодействия в сфере санаторно-курортного лечения населения путем разработки областной целевой программы.
— Основная цель программы — организовать профилактическое оздоровление жителей нашей области, — подчеркнула Лариса Гладкова. — Сегодня учителя и врачи не могут приобрести путевку. Нужно создать механизм координации усилий бюджетных организаций, органов управления и профсоюзов. Работники других предприятий должны регулировать этот процесс через коллективные договора. Поэтому объединение профсоюзов для своих членов и членов их семей ввело льготные путевки в профсоюзные санатории и покупает их на 20% дешевле. Но этого недостаточно, нужна помощь государства.

Наши кузницы, житницы и здравницы должны стать всерос-сийскими
Чтобы быть привлекательными для клиентуры, санатории должны постоянно улучшать материально-техническую базу. Без бюджетной помощи сегодня это сделать весьма проблематично. Койко-место для социально незащищенных граждан дотируется чуть выше 700 рублей, а себестоимость его — от 1000 и выше. Она включает уровень и спектр предоставляемых услуг, зарплату персонала, тарифы на оплату коммунальных услуг, налоги. Хорошо развиваются санатории, находящиеся в ведении Минздрава или фонда соцстраха, а также те, которым удается хорошо зарабатывать на продаже путевок в столичный регион и экономить на жаловании "местных", низкооплачиваемых сотрудников.
Один из самых известных наших санаториев "Вольгинский", рассчитанный на 260 мест, приобрел высокий статус центра реабилитации. Цифра годовой загрузки, названная областным департаментом по физкультуре, спорту и туризму, заместителя директора центра реабилитации по экономике Елену Ушакову категорически не устроила.
— Уже в течение 5 лет годовая загрузка по койко-дням у нас почти 100%, — с гордостью сообщила она. — Все это благодаря тесному сотрудничеству с турфирмами Москвы, Орехово-Зуева, Владимира, размещению наших страничек на их сайтах, рекламе в специализированных изданиях, участию в московских и нижегородских выставках.
Основной медицинский профиль центра реабилитации — лечение заболеваний системы кровообращения, органов дыхания, нервной системы, костно-мышечной системы. Дополнительный медицинский профиль — специализация на заболеваниях органов пищеварения, гинекологических заболеваниях, а также модных и чрезвычайно популярных сегодня направлениях оздоровления — коррекции веса и очищении организма.
— Для того чтобы заполнить санаторий, мы активно участвуем в конкурсах, сотрудничаем с турфирмами Москвы, Иванова, Санкт-Петербурга, Тюмени и даже Сочи, проводим рекламные кампании, организовали свой сайт, — рассказал нам директор санатория им. Н. Абельмана Михаил Волосов. — Однако без внимания властей нам сегодня жить очень сложно. Ведь мало требовать от нас статистическую отчетность по форме "Туризм-1>, нужно заниматься продвижением своей области во всероссийском масштабе — и не только Владимира и Суздаля.
С этим утверждением трудно не согласиться. Санатории, турбазы и дома отдыха привлекают деньги из соседних регионов, размещают заказы на миллионы рублей в торговых и строительных компаниях, дают работу массе жителей депрессивных территорий области, а их упорно не замечают. Санаторно-курортное лечение выпало из поля зрения властей, хотя это очень важное направление социальной сферы.
— Нас как профсоюзную здравницу беспокоит ситуация с санаторно-курортным лечением населения области, — говорит Михаил Волосов. — Мы хотим принять участие в реализации программы оздоровления населения и добиться признания территории нашего санатория курортом регионального значения.
Санаторий им Н. Абельмана располагает 300 койко-местами, из которых обычно "работают" 275 — 280. Годовой оборот санатория — 80 млн рублей. В период кризиса цены на лечение принципиально повышены не были, и заполняемость не упала.
В этом году санаторию исполнится 85 лет. Свою круглую дату он встретит весьма достойно: с новым оборудованием для тренажерного зала, с уникальными для нашей области родоновыми ваннами, сильвинитовой пещерой, пакетированными грязями тамбуканского месторождения. Отдыхающие с комфортом разместятся в реконструированном номерном фонде, пообедают в столовой на три зала, посетят на досуге киноконцертный зал, видеосалон, бильярдную, библиотеку, площадки для игры в волейбол, баскетбол, городки, бадминтон и теннис, сходят в дансинг, попоют караоке, скоротают время в кафе-баре, сауне или магазине. В санатории есть междугородные таксофоны, охраняемая автостоянка, пункт проката, экскурсионное бюро.

Государственный подход
Примечательно, что один из областных санаториев находится в муниципальном ведении. МУЗ "Санаторий-профилакторий "Тонус", расположенный в Собинском районе, — самая молодая из всех наших здравниц, образовавшаяся на руинах заводского профилактория.
— Новый глава и райсовет решили, что муниципальный санаторий им не помешает и не стали продлевать договор аренды с одним из крупных владимирских предприятий, — уточнил директор санатория Александр Карякин, обладающий большим опытом работы в этой сфере и много лет проработавший заместителем директора санатория "Русский лес". — И поскольку большинство пионерских лагерей закрылось, профилакторий "Тонус" стал заниматься оздоровлением детей.
Когда 8 ноября 2006 года санаторий, рассчитанный на 90 мест, открылся, на руках у директора был только техпаспорт на здания. За три года удалось оборудовать три полноценных учебных класса, закупить школьные программы на DVD, заключить договор с бабаевской средней школой, чтобы дети продолжали учиться без отрыва от отдыха.
В первый год муниципальные дотации составляли две трети бюджета учреждения, во второй — половину, в этом году санаторий потратил на обновление помещений больше, чем выделил бюджет, выполняя установку властей на самоокупаемость. Годовой оборот его пока составляет около 9,5 млн рублей. В текущем сезоне в санатории отдохнуло уже 455 детей, 226 из которых проживают в Собинском районе.
Администрация санатория постоянно ищет возможности для круглогодичной загрузки муниципального учреждения здравоохранения, участвуя в конкурсах фонда соцстраха, сотрудничая с турфирмами "Лев", "Ореол-тур", организуя корпоративы, но пока номерной фонд полностью загружен лишь с апреля по август. Санаторий выбрал медицинский профиль и будет специализироваться на лечении органов дыхания.
— Мы целенаправленно готовились к конкурсу, — раскрыл суть своей стратегии Александр Карякин. — Развернули медицинское отделение по программе оздоровления детей от 7 до 15 лет. И: выиграли тендер на 300 путевок. Сейчас готовимся ко второму тендеру фонда соцстраха, который состоится в конце сентября — начале октября.
В первые две смены в санатории отдохнули и пролечились воспитанники четырех детских домов (Собинского, Лакинского, Покровского, Петушинского), нескольких коррекционных школ-интернатов (Кольчугинской и Александровской) и реабилитационного центра.

Ольга РОМАНОВА

Обложка среды

Жители Курлова отрезаны от внешнего мира

После отмены поезда на Владимир в Гусь-Хрустальном районе отчаявшиеся жители Курлова готовы на крайние меры. Железнодорожное ведомство обещает пойти на уступки
На станции Курлово собираются митинговать жители. Из-за убыточности отменили едва ли не единственный поезд, который останавливался, что называется, у каждого столба. Вот только у каждого такого столба живут сотни и тысячи людей, которым теперь выехать за пределы своего города или поселка невозможно. Никакого другого сообщения, кроме железнодорожного, на маршруте Владимир — Гусь-Хрустальный — Курлово практически нет.

Сейчас на местном рынке и в магазинах, на предприятиях, да и на каждом перекрестке тема обсуждения одна: утренний поезд "Владимир — Тумская", проходящий через Курлово, отменили, а единственный автобус не может вместить всех желающих. Отменен также обратный поезд из Владимира, следовавший через Гусь-Хрустальный около четырех вечера. Эта пара поездов была в районе самым востребованным и доступным видом транспорта.
Ответственные лица Горьковской железной дороги ссылаются на бездействие местных властей, а те, в свою очередь, обвиняют в самовольстве железнодорожников. Так или иначе, с момента отмены поезда прошло уже порядочно времени. И в Курлове, и в районе зреет недовольство.

Почему нас так бросили?
На станции Курлово в 7 утра теперь безлюдно. Хотя еще недавно было не протолкнуться. На маршруте только служебный поезд — для рабочих дороги. А тот, который нужен другим рабочим, а также учащимся и пенсионерам, отменили. Единственный автобус в восемь утра едет только до Гусь-Хрустального. Тридцать мест на тринадцать тысяч жителей Курлова. Те, кто не сумел втиснуться в старый "пазик", останутся без зарплаты или не решат свои проблемы. В Гусь-Хрустальном находятся учебные заведения и все социальные учреждения: центральная районная больница, Пенсионный фонд, военкомат: За каждой справкой надо ездить в райцентр, а это ни много ни мало — 16 км пути.
Мария Колдаева живет в той части Курлова, что за железной дорогой. На утренней электричке она ездила на работу в Гусь-Хрустальный. Теперь, в основном, сидит дома с ребенком. Иногда удается на автобусе увезти ягоды на гусевской рынок. Но продать их за час молодая мать не успевает. А обратно надо торопиться к 11-часовой электричке, иначе застрянешь в Гусь-Хрустальном до позднего вечера — следующий поезд в восемь — и возвратишься домой глубокой ночью. Днем — астрономическое окно в расписании.
У Людмилы Шагиной, главного экономиста Курловского лесопромышленного предприятия, дети учатся в Гусь-Хрустальном стекольном колледже. Раньше в восемь вечера они были уже дома, а теперь приезжают за полночь. За них переживает вся семья.
— Кстати, на железной дороге даже всех кассиров посокращали. Касса в Гусе последние два дня не работает. Что же это за борьба с убытками, если в итоге пассажир страдает, — возмущается Людмила Николаевна.
Надежда Голубева, продавец магазина у станции, тоже живет за железной дорогой:
— Для меня отмена этой пары поездов — трагедия. Единственная связь с Гусем была — этот поезд. Автобус всех не вмещает, а остановка на окраине Курлова, с нашей части города туда пешком несколько километров. Автобус часто сбивается с расписания, стоишь, ждешь его на жаре или мерзнешь под дождем на дороге. А наш поезд ходил строго по графику. Летом, наоборот, обычно вводят дополнительные рейсы, для грибников и дачников. Читали, по такой же неэлектрифицированной линии на Иваново пустили современный рельсовый автобус. А мимо Курлова ходили-то всего три вагона — и те сократили! А еще статус города. Мы теперь в изоляции, словно в маленькой заброшенной деревне.
Десятиклассница Аня Осипова должна ехать в Гусь-Хрустальный за учебниками и формой, готовиться к выпускному классу. В курловском магазине, где она сейчас подрабатывает, и на местном рынке нужных вещей нет, а как будет добираться до Гусь-Хрустального, даже не знает.
Одна из жительниц Курлова, Лариса, тоже возмущена до предела:
— Мама моя болеет сахарным диабетом, как постоянно ездить в больницу? А муж сейчас учится во Владимире на курсах повышения квалификации. Сегодня встал в три часа ночи, чтобы сесть в первый тумской поезд. Вернется ночью, а в три снова вставать. А если сама заболею, к специалистам нужно обязательно ехать в Гусь-Хрустальный. В Курлове принимает один терапевт. Представьте, с температурой вставать в три утра, а потом в Гусе после приема ждать до позднего вечера, чтобы за полночь вернуться домой. В итоге в больном состоянии провести на ногах почти сутки. И ребенка нужно собирать в первый класс! В конце концов, сводить сына в Курлове некуда. В парк поехать, в кино или в кафе — такси до Гуся стоит 300 рублей. Словно невыездные.
— Мы все подпишемся! — услышав, моментально подхватывают тему другие покупатели. — На любое предприятие, на рынок здесь зайдите, каждый скажет! Пусть нам вернут прежнее расписание! Почему нас так бросили?

На обочине железной дороги
Еще в худшем положении оказались жители деревень рядом с Курловом — Великодворье, Дубровка, Нечаевское и других. Им и вовсе доступ к социальным благам отрезан.
Получается, волей руководства ГЖД "на обочине" железной дороги оказались, в первую очередь, самые незащищенные — инвалиды, пенсионеры, дети и семьи скромного достатка, не имеющие личного транспорта. Причем счет пострадавших от действий ГЖД идет на тысячи людей.
На житейском уровне курловцам решить проблему не удалось. Коллективные письма руководству железной дороги остались без ответа.
Как пояснила глава Курлова Татьяна Телятникова, ГЖД "без предупреждения нас, местных властей, отменила поезд, создала целую проблему для города". Первый зам. главы Гусь-Хрустального района Александр Рыжков тоже недоумевает:
— Железная дорога не согласовала это решение ни с администрацией района, ни с руководством области. Для жителей эта отмена как гром среди ясного неба.
Железнодорожники теперь объясняют, что причина в убыточности линии Владимир — Тумская и в реформировании дороги. Наша территория тоже скоро войдет под управление созданных ОАО "РЖД" дочерних компаний по пригородным перевозкам. Если при старом порядке ГЖД нашу линию худо-бедно обслуживала, то новые управленцы, очевидно, окончательно сочли ее нерентабельной.
Для Владимирского участка дирекции пригородного сообщения ГЖД, как мы с удивлением выяснили, решение Горьковской дороги тоже стало неожиданностью: по отмене поездов на Тумскую "Горький с Владимиром" не советовался. Постфактум руководство ГЖД объяснило владимирским коллегам, что "в условиях значительного превышения расходов над доходными поступлениями от пригородных пассажирских перевозок и отказа со стороны властей от возмещения убытков, оно вынуждено сократить размеры движения пригородных поездов именно на участке Владимир — Тумская".
Еще ГЖД ссылается на местные власти: якобы те не заключают с ней договор на перевозки, где четко бы прописывалось, сколько жителям Гусь-Хрустального района необходимо пригородных поездов, с какой регулярностью они должны ходить.
Но в департаменте транспорта говорят, что договор есть, до 2011 года. И категорически от возмещения убытков дороге власти не отказываются. Просто эти убытки, действительно, какие-то "подозрительные". Где доказательства? Никаких финансовых документов, обосновывающих колоссальные потери дороги, нет.
А если все дело в безбилетниках, то это "личные трудности" не местных или региональных властей, а самой железной дороги. Плюс нехватка кассиров, ревизоров и проводников: Пусть дорожники решают свои "технические проблемы" цивилизованным путем. Зачем же сразу закрывать тысячам людей доступ к социальным учреждениям. Для курловцев это жизненно важный маршрут.

График вернут, но надолго ли?
Администрация района встала на защиту жителей. Интересы курловцев поддержал и областной департамент транспорта, отправив официальное письмо в ГЖД с просьбой восстановить график движения. На днях в департаменте состоялось совещание, на которое прибыли представители ГЖД. После долгих переговоров и убедительных доводов "принимающей стороны" дорожники согласились. Ввиду резонанса и в виде исключения ГЖД пообещала возобновить движение пары поездов "Владимир — Тумская", только сами составы будут другими. Два отмененных поезда уже перебросили на Ижевское направление.
Как нам сообщила руководитель пресс-службы ГЖД Марина Бабкина, с 20 июля пара поездов 5705/5704 из обращения выводится, но назначается пара 6704/6705 — тоже ежедневная: 6704 Тумская — Владимир будет отправляться со станции Тумская в 5.40, прибывать во Владимир  в 9.56. Поезд 6705 Владимир — Тумская отправится из Владимира  в 16.30, прибудет в Тумскую  в 20.05.
Однако не факт, что неожиданное решение ГЖД сохранить график малодеятельной линии станет окончательным. Исключительные меры обычно бывают временными. Ведь проблемы убытков не решены. ОАО "РЖД" приказало всем своим направлениям оптимизировать расходы на перевозки. Это основная задача и создаваемых ею сейчас дочерних пригородных компаний. И Горьковской дороге содержать "ретро-путь" на Тумскую, ясное дело, крайне невыгодно.
В современные скоростные ветки — например, "Москва — Нижний Новгород" — дорога готова вкладывать миллиарды рублей, но за счет сокращения так называемых малодеятельных линий. И хотя "поезд на Туму" сегодня помогает устроить быт тысячам людей: жителям областного центра, Гусь-Хрустального, Судогды и ряда районов — в глазах дорожников как коммерческий путь он тупиковый.
К тому же линия на Тумскую "морально устарела". Расстояние от Владимира до Гусь-Хрустального поезд с тремя старыми ржавыми вагонами преодолевает за три часа, а ведь это всего 60 км. Путь крайне изношен. Участок от Улыбышево до Головино состоит из дорожных "кривых", по своему техническому состоянию и конструкции не позволяющих электричке двигаться со скоростью более 20 км/ч. Ведь эти рельсы строились еще для узкоколейных паровозов, которые сегодня встретишь разве что в музее. Участок Владимир — Тумская позже был перестроен на широкую колею, но при этом сама линия не менялась. Поэтому поезд ради безопасности движения идет по "музейным" кривым очень медленно. В ремонт этого пути ж/д не вкладывалась десятки лет. Маршрут "скорее мертв, чем жив", и дорожники не видят смысла его реанимировать: все равно пассажиров и грузов мало.
Жители Курлова и окрестных населенных пунктов оказались между двух огней: чиновники и дорожники не могут договориться. Курловцы не знают, сколько продлится "милость" дорожников — возврат графика движения себе в убыток. И помогут ли чиновники, когда железная дорога все-таки откажется от малодеятельного маршрута.

Осторожно, двери закрываются!
В точно такой же ситуации могут оказаться сегодня и жители других отдаленных районов области, расположенных на бесперспективных линиях. Убыточные ветки РЖД намерены закрывать по всей стране. Многие чиновники против: в результате ухудшится "подвижность" населения. Ведь эти линии в свое время строились как раз для развития производства и сельского хозяйства. И если их закрыть сейчас, регионы финансово начнут угасать. Железные дороги должны оставаться даже там, где у станции двадцать домов, иначе развитие территорий будет загублено. Как только закроется дорога, домов тут же не станет.
А ведь порядок зависимости здесь может быть обратный. Линия Владимир — Тумская сейчас так маломощна, потому что предельно изношена. Этот участок может быть по-прежнему востребован как пассажирами, так и предприятиями-заказчиками грузов, если реконструировать путь. Жители Гусь-Хрустального, Курлова и Судогды решат свои социальные проблемы. А районные предприятия будут лучше справляться с поставками грузов и смогут создать более стабильные условия труда сельским жителям.
От малой железнодорожной ветки зависит благополучие нескольких районов, но пока дорожники предпочитают "резать по живому". Самое печальное, область и район существенно повлиять на их решения не могут. Нет такого закона, обязывающего железную дорогу "во веки веков" беречь удобное людям расписание.
— Будем ходить, просить, а что еще можно сделать? — ответили нам в администрации Гусь-Хрустального района.
Хотя сделать можно многое и на уровне района. Логичные меры напрашиваются сами: наладить нормальное движение автобусов из Курлова до Гусь-Хрустального и Владимира. Это вполне в компетенции местных властей. Один автобус в день — просто нелепо для района с хорошими дорогами и полным пассажиропотоком. Курлово, в конце концов, не где-нибудь в сибирской тайге.
Правда, заняться перевозками фактически некому. Как сообщили в администрации, сейчас решается вопрос с Курловским АТП о выделении пока одного дополнительного автобуса, и только до Гусь-Хрустального. Районные АТП сегодня вообще переживают не лучшие времена.
Почему бы тогда не пустить на дорогу частников? Автобусный маршрут "Курлово — Владимир" при своей востребованности наверняка станет прибыльным для перевозчиков.

Елена ПЕВЦОВА