Обложка среды

В "Призыв" с просьбой найти управу на "председателя СПК "Перовский" Москалева, забравшего слишком много власти", обратились жители Гусь-Хрустального района. Чтобы не навлечь гнев выборного должностного лица на ни в чем не повинных селян, сразу оговоримся, что нам позвонили родственники тех, кто остался жить и работать в СПК. Да, впрочем, и они отказались назвать свои фамилии. От председателя, мол, даже районные чиновники плачут, а главе сельского поселения как-то пришлось выяснять отношения на кулаках.
Скажем прямо, изложенная подпольными борцами за справедливость история ввергла редакцию газеты в недоумение. Первое, что пришло на язык: "Вы же сами выбрали председателя, поскольку все вы вольные пайщики сельскохозяйственного производственного кооператива, и, чтобы стать свободными, вам нужно всего лишь переизбрать его большинством голосов!" Но, как выяснилось позже, этот путь кажется и соболезнующим, и самим селянам слишком революционным. Они по старинке ждут избавления от Бога, царя или заезжего Робин Гуда вроде журналиста.
Перовский сюжет в общем-то банален и вкратце таков. В 90-е в этой деревне был образован молочно-животноводческий СПК. Его пайщиками стали жители деревни, а избранным председателем — Сергей Москалев. Постепенно хозяйство пришло в упадок: стадо насчитывает сегодня лишь 60 голов крупного рогатого скота, по новой ферме гуляет ветер. Зарплата работников кооператива сжалась, как шагреневая кожа, и они начали искать лучшей доли в окрестных городах. Вот тут-то и выяснилось, что они — чуть ли не на положении рабов.
— Меня вообще-то уволили, я не сам ушел, — рассказал свою историю обозревателю "Призыва" бывший механизатор СПК "Перовский" Сергей Гожов, единственный из встретившихся нам жителей, кто не побоялся назвать свое имя. — Тогда в хозяйстве работало всего шесть механизаторов, остальные, не выдержав, рассчитались.
В тот памятный для него день Сергей Гожов всю смену отработал на ферме, убирал навоз и порядком намаялся. Под вечер агроном сказала ему, что в срочном порядке переводит его на силос. Поскольку рабочий день реально мог плавно перейти в рабочую ночь, Гожов возмутился.
— Устал?! — с угрозой в голосе спросил проходивший мимо председатель кооператива Москалев. — Ну, иди отдохни:
На следующий же день Гожова, опытного и надежного работника, механизатора с 20-летним стажем, уволили… за "прогулы". В трудовой книжке и.о. инспектора отдела кадров ссылается на пп. "б" п.6 ст. 81 ТК РФ.
— Он надеялся, что я к нему на коленях приползу, — до сих пор переживает нанесенную обиду Гожов. — Потому и трудовую книжку полгода не отдавал, знал, что у меня семья, которую надо кормить:
Почти год Сергей, не имея возможности официально трудоустроиться из-за отсутствия документов, перебивался с хлеба на воду. Сейчас работает в Москве охранником, до этого выполнял обязанности тракториста коммунальной службы одной из московских префектур, но свободным человеком по-прежнему себя не считает.
— Мы с женой мечтаем приватизировать и газифицировать дом: магистральная труба уже дошла до нашей деревни, — поясняет он. — Москалев говорит: "Нельзя! Дом колхозный! Выкупайте за 150 тыс. рублей!" Но и сам как председатель кооператива, в собственности которого находится жилой фонд, ничего не делает для того, чтобы провести газ в наши дома.
Еще более любопытная с точки зрения закона ситуация сложилась с земельными паями, которыми вроде бы владеют колхозники. Например, Сергей Гожов своего свидетельства о праве собственности на землю не видел очень давно. С тех самых пор, как Москалев решил провести инвентаризацию сельхозплощадей хозяйства. Изъятые у граждан документы хранятся, по слухам, в одном из сейфов правления кооператива, и ни один из его пайщиков до сих пор так и не смог воспользоваться своим правом на выделение земельной доли из земель сельхозпредприятия. Более того: председатель великодушно "простил" членам долги кооператива по аренде земельных долей, даже не пытаясь возместить их натуроплатой — комбикормами, стройматериалами, сеном, предоставлением сельхозтехники для выполнения сезонных работ на подсобных участках граждан.
Побывав в гостях у Сергея Гожова, мы не могли не заметить, насколько уютен, ухожен и добротен его дом.
— Так свои же руки-то! — довольно улыбнулся он.
— А разве не колхоз ремонтирует жилье, собственником которого является? — очередной раз удивились мы.
— О чем вы говорите? У председателя зимой льда не выпросишь, не то что материалов для ремонта! Да вы пойдите посмотрите, как у нас в деревне колхозные дома содержат и утепляют, — махнул рукой вдоль проулка Гожов. И мы пошли полюбопытствовать:
Улица Школьная произвела довольно грустное впечатление, и если бы не пушистый, голубой, как на открытке, снег, если бы не солнце, на минутку выглянувшее из-за туч, никогда не знавшие малярной кисти и краски серые строения выглядели бы совсем убого. А вот и утепление по-перовски: снежные валы, насыпанные и утоптанные жителями возле фундаментов унылых бараков. Местное ноу-хау. Гожовский дом и вправду был одним из лучших на этом порядке.
На центральной улице, хлопнув дверцей своего автомобиля, к редакционной машине подошла нарядная женщина.
— Вы зря свою "Тойоту" так близко к правлению поставили. Не дай бог, председатель увидит — мало не покажется, — доверительно сообщила она.
— А что? — насторожившись и надеясь услышать леденящие подробности, спросили мы.
— Здесь имеет право ставить свой транспорт только Москалев. Я вас предупредила, — многозначительно продолжила Елена Круглова, которая, как выяснилось, родилась в этих краях, а теперь, будучи московской жительницей, занимается снабжением местных аптек фармацевтическими товарами.
Посетовав ей на неразговорчивых аборигенов, мы услышали еще одно красноречивое высказывание.
— Да здесь все поголовно Москалева боятся! Давно бы убежали, куда глаза глядят, да он их крепко сумел повязать: у них ни жилья, ни земли, а из документов — одна прописка, — заметила она.
В правлении колхоза нас встретили приветливо, но, увы, Сергея Москалева в тот день нам увидеть так и не довелось: на работе его не оказалось. Работники бухгалтерии по нашей просьбе попытались было вспомнить, кто в Перово депутат сельсовета и мог бы с нами поговорить как представитель законодательной ветви местной власти, но начали путаться в показаниях — то ли Михаил Инатов, то ли Валентина Софронова, а может, ни тот, ни другая, а вовсе кто-то третий:
Несолоно хлебавши мы сели в машину и отправились к главе муниципального образования Демидовское Василию Панину, который согласился изложить "Призыву" свое видение ситуации в деревне Перово, находящейся в сфере его полномочий.

Ольга РОМАНОВА
Фото А.Кротова

P.S. В период подготовки материала обозреватель "Призыва" всеми доступными средствами пытался связаться с руководителем СПК "Перовский" Сергеем Москалевым и узнать его точку зрения. В день нашего приезда в Демидово и Перово до Москалева так и не смог дозвониться глава сельского поселения Василий Панин. Не было Москалева и в деревне. Четыре телефона СПК, предоставленные в распоряжение редакции администрацией сельского поселения Демидовское, молчат до сих пор, а сотрудница администрации, продиктовавшая нам их, с сомнением сказала: "Да вы вряд ли его застанете. Его в Перово никогда не бывает!"

Обложка среды

По мнению правоохранительных органов, игорные заведения не исчезнут в 2009 году, как то предписывает закон. Почему?
Согласно Федеральному закону № 244, с 1 июня этого года все игорные заведения в нашей стране должны быть вынесены в специальные игорные зоны, которые разместятся в 5 субъектах Федерации — в Алтайском и Приморском краях, в Ростовской и Калининградской областях, а также в Краснодарском крае. Закон-то издали, а вот с его реализацией большие проблемы. Скоро лето, а в игорных зонах даже масштабное строительство не начиналось, а это симптом тревожный. Зато клубы на местах работают по-прежнему.

Слот-клубы по-прежнему плодятся
По словам начальника отдела управления по налоговым преступлениям УВД по Владимирской области Ивана Сафронова, правоохранителей тревожит "полная бесконтрольность" в сфере игорного бизнеса.
— Да, принят Федеральный закон № 244, но ответственности за его неисполнение почти нет, — говорит Иван Анатольевич. — Мы регулярно выходим в рейды, составляем протоколы. Какие, вы думаете, накладываются штрафы на руководителя игорного заведения? Всего 1,5-3 тысячи рублей! Это же смешно. А изымать игровые автоматы мы права не имеем. Закон, повторяю, есть, но, приняв его, не подумали, как его соблюдать и как контролировать соблюдение. В законе много лазеек. У нас в регионе по-прежнему открываются новые игровые залы, хотя закон это запрещает. Налоговые инспекции не имеют права ставить на налоговый учет те залы, которые открылись после вступления в силу 244-го закона. Но если какая-либо организация вела игорный бизнес в Москве, а во Владимирской области имела "обособленное подразделение", то новое заведение считается уже не вновь открывшимся. Поэтому фискалам ничего не остается делать, как ставить новые игорные заведения на налоговый учет.
Поставить на налоговый учет — полдела. Игорные заведения скрывают доходы. У них якобы недоимка. Вот руководители декларируют автоматы. Они должны за них, условно говоря, заплатить 300 тысяч рублей, но ничего не платят. Взыскать потом с них деньги просто невозможно. Это законодательный пробел.
Что можно с игорных заведений взять? Ничего. Ну, заберет судебный пристав игровой автомат. Но он стоит всего 1000 долларов. А деньги там крутятся очень серьезные.
Между тем начальник управления по налоговым преступлениям УВД по Владимирской области Владимир Борисов настроен еще более пессимистично и считает, что в 2009 году автоматы не исчезнут с территории региона до тех пор, пока не заработают игорные зоны.
При этом игорный бизнес отдан на откуп региональным властям. Захотела Ивановская область избавиться от ненавистных казино — приняла закон, и теперь игорных заведений там нет. Почему это не произошло у нас и кто лоббирует интересы игорного бизнеса — вопрос открытый.
Заместитель начальника оперативно-розыскной части по борьбе с экономическими преступлениями УВД Владимира Александр Элькин признает, что игровые автоматы только ухудшают криминогенную ситуацию в городе. Работают они круглосуточно, деньги в кассе, как правило, всегда имеются. Это провоцирует незаконопослушных граждан на правонарушения. Во многих игорных заведениях отсутствует охрана и даже тревожные кнопки, нет системы видеонаблюдения.
Как рассказал "Призыву" прокурор отдела прокуратуры Владимира Антон Гунин, в областном центре насчитывается около 40 игорных заведений. Если учесть, что по нормативам в каждом должно быть не менее 50 игровых автоматов, то путем нехитрых арифметических подсчетов выясним, что в городе как минимум 2 тысячи автоматов. В столице губернии проживают около 300 тысяч человек — на 150 владимирцев, включая стариков и младенцев, приходится по одной рулетке или "однорукому бандиту". Это как минимум. А казино и прочие слот-клубы и сегодня продолжают открываться, заманивая в свои сети все новые и новые жертвы. Кто не видел яркие вывески казино, манящую иллюминацию игорных заведений? А находятся они не где-нибудь на отшибе, а в самых бойких местах — вблизи кафе и увеселительных заведений, рядом с остановками общественного транспорта и на центральных улицах.

Игромана вылечить невозможно
Жизнь владимирской семьи Платоновых (все имена и фамилии по этическим причинам изменены. — Прим. авт.) в последние годы превратилась в сущий ад. Мать Елена Петровна не знает, как справиться с 24-летним сыном Антоном. Молодой человек проигрывает все деньги в залах игровых автоматов. Антон залез в долги, а чтобы рассчитаться с "хвостами", вынес из дома все ценные вещи. В квартире не осталось даже телевизора! Наш закон не предусматривает наказаний в ситуации, когда члены семьи распродают имущество. Дело это сугубо внутреннее, и мотивы Фемиду не волнуют. С другой стороны, мать не хочет вредить сыну, но очень желает ему помочь.
Клиническому психологу областного наркологического диспансера Наталье Шалимовой не понаслышке известны такие истории. Каждый год к ней обращаются за помощью игроманы и их родственники.
— В прошлом году ко мне, как к психологу, обратилось всего 4 игромана, — говорит Наталья Александровна. — Сколько в нашем регионе таких больных, никто не знает — специальной статистики нет. Кстати, мужчины больше подвержены игромании в молодом возрасте, а женщины в более зрелом.
У всех игроков существует три мифа. Первый — "меня ждет огромный выигрыш". Второй — есть такая установка у игроков, что он обязательно выиграет, "я лучше всех". Игроман думает, что после выигрыша наступит райская жизнь.
Почему люди начинают играть? Потому что такая установка в жизни — деньги решают все. Они думают, что денежные проблемы можно решить с помощью игры: "Я не хочу работать, и с помощью игры я смогу решить свои проблемы".
— Кто эти 4 игромана, которые обратились к вам за помощью?
— Это молодые мужчины до 30-ти лет. Все четверо страдали сочетанной алкогольной и наркотической зависимостью. У них образовались серьезные социальные проблемы.
— А какие методы лечения, насколько они эффективны?
— Прежде всего это психотерапевтическое лечение. Это работа с психотерапевтом, работа в паре психотерапевт — психолог. Это разрушение мифов, неправильных, негативных установок. Для некоторых эффективно воздействие в виде беседы с применением психотерапии, на кого-то лучше действует работа в группе. Это может быть даже арт-терапия. Мы используем рисунок и лепку. Этим людям нужна и медикаментозная коррекция их эмоциональной сферы.
— Игромана, так же как и наркомана, вылечить невозможно? Можно достичь лишь стадии ремиссии, но человек все равно остается больным? Верно?
— Это заболевание такое же, как алкоголизм и наркомания. Игроман сможет нормально жить, если будет соблюдать наши рекомендации — вести личный дневник, дневник баланса расходов и доходов. В период обострения у игромана актуализируется влечение к игре. Психолог учит его распознавать эти признаки и обращаться в эти моменты к нам. Если он соблюдает наши рекомендации, если сотрудничает с врачами, он может вести вполне полноценную жизнь.
— Какие советы вы дадите молодым людям, родителям? Как уберечься от игромании?
— Прежде чем вы начнете играть, подумайте — какие последствия это может принести, зачем вам это надо. У нас ведь какие стереотипы в России — к психологам, психотерапевтам люди идти боятся. Я не псих, я здоровый. Обращаюсь к родителям: если ребенка в семье любят, если ребенок в семье чувствует себя комфортно, то вряд ли у него будут возникать какие-либо эмоциональные проблемы. И навряд ли он пойдет играть в те же автоматы. Ему и так хорошо. Если родители любят своих детей, а не откупаются от них компьютерами или какими-то другими играми.

Убил отца из-за долгов
Психологи предупреждают, что игроман в своих стремлениях добыть деньги для очередного сеанса игры может зайти слишком далеко и представлять большую опасность для общества. Свежий случай. В конце прошлого года Владимирский областной суд вынес обвинительный приговор в отношении 22-летнего жителя Владимира, который убил отца, орудуя вместе со своим подельником. Выяснилось, что на убийство юноша решился из-за долгов, в пух и прах проигравшись в игровых залах. Когда долг достиг 700 тысяч рублей, в его голове созрел план разменять квартиру родителей и продать часть жилплощади. Но тут вмешался отец, который наотрез отказался от размена квартиры. "Нет человека — нет проблемы". Сын решил, что убийство отца — самый простой выход. Ему дали 13 лет лишения свободы, а подельнику на год меньше.
По данным судебных психиатров, сын даже не раскаялся, а свой поступок объяснял сложившимися обстоятельствами.

Андрей ТРОХИН
Фото А. Николаева

Обложка среды

Она из тех людей, кого наши муниципальные чиновники иронично называют "дачниками". Живет на Старо-Никольском погосте Камешковского района, на картах безграмотно именуемом "деревня Старая Никола". Пишет воспоминания, реставрирует иконы. Наталья Касаткина — столичный художник-постановщик, окончившая театральное отделение Московского художественного училища памяти 1905 года, учителями которой были легендарные Виктор Шестаков, Алексей Попов и Сергей Каштелян. А самым масштабным проектом ее жизни стала роспись сводов храма Казанской Божией Матери в селе, давшем ей кров.

Родители
Предки Натальи Касаткиной — потомственные священнослужители, выходцы из села Поденга Шенкурского района Архангельской губернии. В ее архиве чудом сохранились фото дедушки и бабушки. Чудом, потому что по семье Зуевых, несмотря на то, что отец Александр Никанорович (1896 — 1965), после семинарии поступивший в университет на богословский факультет, горячо принял революцию, прокатилось "красное колесо".
Мама Натальи Александровны получила режиссерское образование, работала в театре Мейерхольда, дружила с Гариным и Ильинским, а впоследствии стала сотрудником редакции газеты "Известия".
В Государственном архиве Архангельской области (ГААО) об Александре Зуеве можно найти такую информацию: "служил в Красной Армии, участвовал в гражданской войне, поверил в социалистическую идею, был писателем, секретарем редакции газеты "Известия Архгубисполкома и губкома РКП(б)", помощником секретаря редакции газеты "Правда", первым редактором журнала "Рабоче-крестьянский корреспондент" (1924), заведующим отделом прозы, редактором журнала "Дружба народов". Зуев был хорошо знаком с Владимиром Гиляровским, Виктором Кином, Владимиром Маяковским. Товарищи единодушно выбрали его делегатом I Всесоюзного съезда писателей в 1934 году. Но все эти заслуги ничего не значили для НКВД. 1 октября 1938 года его арестовали и осудили по ст. 58-10 (антисоветская агитация и пропаганда) на 8 лет лишения свободы.
— Вопреки всему папа не озлобился, верил в людей, помогал им, как мог, — рассказывает Наталья Касаткина. — Сначала его содержали в Норильске, где он тяжело заболел. За него хлопотали писатели и жена, и его перевели в Красноярск. Здесь он работал в артели, делавшей глиняные игрушки. Он хорошо знал народное искусство, собирал фольклор еще в Архангельске:
В краткий перерыв между двумя посадками Александр Зуев жил в городе Александрове Владимирской области, в качестве "литературного негра" писал книги за известных людей. Однажды ему поручили подготовить речь для президента Академии художеств Александра Герасимова, а одна из центральных газет заказала на нее рецензию. Такие были времена!
Но земляки Александра Зуева помнят. В альманахе "Двина" за 2006 год в разделе "Публицистика и очерк" были напечатаны его воспоминания "Вне закона" о репрессиях 30-х годов.

Цирк
— Я легко рисовала, но тяжело записывала, — рекомендует свой талант Наталья Касаткина. — Я себя ощущала живописцем, а живописцы плохо зарабатывают: Пришлось уйти в смежную область — сценическое искусство.
Еще на третьем курсе художественного училища памяти 1905 года ее учитель, главный художник Театра революции Мейерхольда знаменитый Виктор Шестаков предложил ей работу в цирке, с которым она долгое время сотрудничала.
Здесь стоит уточнить, что макеты Шестакова принимали участие в знаменитой Парижской выставке 1925 года, где он получил золотую медаль в разделе "Театральное искусство". Установка к спектаклю "Озеро Люль" была замечена международной художественной общественностью. С 1924 года Шестаков занимался педагогической работой: руководил студией юниоров в Театре революции, в 1930-е годы преподавал на режиссерском факультете в ГИТИСе, в 1940 — 1950-е гг. руководил театрально-декорационным отделением училища памяти 1905 года.
Вместе с режиссером Алексеем Поповым, тоже преподававшим в ГИТИСе и основавшим Театр Советской Армии, они решили, что настал момент для знакомства молодых художников с молодыми режиссерами для установления творческого и человеческого взаимопонимания. Таким образом студенты получили возможность попробовать себя в деле.
— Тогда я познакомилась с Петей Фоменко, Андреем Гончаровым, которые, не имея собственных театров, работали в обыкновенных клубах, — улыбается Наталья Александровна. — И с "грустным клоуном" Леней Енгибаровым.
Енгибаров был в то время на пике популярности. Уйдя из Госцирка, он основал при Москонцерте собственный театр одного актера "Зеленый фонарик".
Как-то раз Наталья вместе с матерью попала на его представление. Вечером дома только и говорили об этом талантливом артисте. И вдруг раздался телефонный звонок. Звонил Енгибаров. Совпадение, конечно, оказалось не случайным. Енгибарову был нужен декоратор и художник по костюмам, и он воспользовался рекомендацией циркового режиссера Сергея Каштеляна.
Позднее состоялось знакомство с режиссером театра Енгибарова "Зеленый фонарик" Юрием Беловым (в 1981 году эмигрировал в Америку), поставившим для него спектакль "Звездный дождь", который игрался в двух форматах — на манеже и на сцене. Крепкая дружба с Енгибаровым продлилась 10 лет вплоть до его скоропостижной и загадочной смерти.
Касаткина много работала с уже упомянутым знаменитым цирковым и эстрадным режиссером Сергеем Каштеляном, поставившим, например, драку в "Веселых ребятах" (именно он в конце побоища висит на люстре и отвечает коменданту заплетающимся языком: "Мы ре-пе-ти-пе-ти-ровали!"). Он всегда так оберегал свое авторство, что, когда они с Натальей ставили гоголевский "Нос", возил ее на машине от дома до работы и обратно.
— Каштелян преследовал меня всю жизнь! — восклицает Наталья Александровна. — Много номеров мы поставили с ним для молодежи в московской цирковой студии, располагавшейся тогда в церкви Рождества Богородицы!

Театр
Дебют Натальи Касаткиной как художника-постановщика состоялся в Орле со спектаклем "Сержант милиции". Некоторое время спустя в ГИТИСе она познакомилась с талантливым режиссером Татьяной Глаголевой, которую очень ценил ее учитель Михаил Охлопков, главный режиссер Театра Маяковского. Вместе они кочевали по российским театральным городам: ставили в Туле, в Калуге, в Кемерове. Именно в Кемерове судьба свела Наталью с блистательным Георгием Бурковым, который исполнял главную роль в спектакле "Тень" по Евгению Шварцу.
— Бурков был великолепен, необычайно пластичен и органичен. Он тащил на себе весь репертуар театра, — рассказывает Наталья Александровна. — Как раз в этот момент у него появилась возможность показаться в Москве и, сделав себе поддельную справку о смерти матери, он уехал в столицу.
"Художники, которые присутствовали на сдаче спектакля во главе с Кирчановым, восхищались оформлением Касаткиной: "Вот это оформление, не то что в оперетте "Жемчужина Сибири" Евдокимова, — пишет в своих воспоминаниях актер Музыкального театра Кузбасса Петр Князев. — Вот здесь чувствуется новое!.."
Наталья делала по 7 спектаклей в год. Сейчас это кому-либо вряд ли под силу, потому что даже 5 — дикая нагрузка. С большим успехом прошел в Иркутске спектакль Татьяны Глаголевой "Фауст" по пьесе Гете, декорации и костюмы для которого придумала Касаткина.
В это время отец серьезно заболел и был госпитализирован. Его надо было регулярно навещать. Денег у молодой женщины не было совсем. Они все уходили на оплату бесконечных переездов.
В 1952 году в театре "Ромэн" под руководством Семена Баркана (в конце 70-х эмигрировал в Германию) Касаткина поставила народную комедию "Четыре жениха" поэта и драматурга Ивана Хрусталева, где в главной роли выходил 18-летний Николай Сличенко. Театр тогда был на грани самоликвидации: всего два человека моложе 30 лет, и оба — начинающие артисты. Баркан искал цыганскую молодежь, привозил в Москву, селил, прописывал и обучал. Несколько лет Баркан жил с семью соседями в одной комнате коммуналки, получив за это время 20 квартир для театра.
— Цыгане — вольный народ, они читают ремарки как текст или оставляют вместо себя знакомых на репетиции, а сами подрабатывают на свадьбах, — в обычной шутливой манере поясняет Касаткина. — Но самое интересное, что "заместитель", какой-нибудь Васька, частенько был не менее одарен, чем сам исполнитель.

Телевидение
Усталость от кочевой жизни постепенно накапливалась, и как только поступило предложение с телевидения, Наталья Касаткина согласилась, не раздумывая.
— На телевидении на мне было 8 передач одновременно, — вспоминает Наталья Александровна. — Я не умела отказываться от работы. В 1976 году главная редакция музыкальных программ, где я работала, осуществила телепостановку спектакля "Граф Люксембург" Московского театра оперетты с участием Татьяны Шмыги и Герарда Васильева. Спектакль "Тогда в Севилье" был перенесен в студию со сцены Ивановского театра музыкальной комедии. Режиссерское решение в данном случае помогло адаптировать театральный спектакль для малого экрана.
Одной из самых необычных работ было визуальное оформление пятой симфонии Бетховена, исполняемой Большим симфоническим оркестром под управлением Владимира Федосеева. Его наряду с балетом "Лебединое озеро" обычно транслировали в дни похорон советских вождей.
Позднее Наталья была приглашена в экспериментальную группу по развитию в СССР цветного телевидения, занималась выбором системы кодирования совместно с французскими инженерами, закупала и отлаживала аппаратуру. Мало кто знает, что первые пробные советские цветные передачи, посвященные русскому фольклору и народным ремеслам, тексты которых озвучивали безработная в то время Людмила Гурченко и Зиновий Гердт, шли на Францию.
Однако работа в три смены, высокочастотное излучение, яркий свет, стрессовость работы серьезно влияли на здоровье. Уйдя с телевидения из-за начавшего скакать давления, Наталья Касаткина вынесла телевизор на помойку и решила купить дом в провинции. Друзья, не сговариваясь, ссудили ее деньгами.

Дорога к храму
Последние 8 лет трудовой биографии Касаткина преподавала в Народном университете искусств, который предоставляет всем желающим дополнительное образование и по сей день, и жила на два дома. Основная профессия трудно отпускала ее, и разовые работы по заказу телевидения затягивали, поглощая все свободное время. И вот в это самое время она возвращается к своим истокам — живописи.
— У меня много картин написано, я участвовала в выставках театральных художников в Москве, Западной Германии, Италии, Америке, — аргументирует она свою творческую эволюцию. — Для меня характерны яркие жизнерадостные краски. Матисс мне очень нравился.
Касаткина начинает увлеченно заниматься реставрацией икон. В 1982 году судьба свела ее с будущим архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием (Смирновым). Четыре года, проведенные в монастыре, стали для художницы счастливейшим временем ее жизни.
В это время весь мир готовился к празднованию 1000-летия крещения Руси, и советское правительство, скрепя сердце, передало Свято-Данилов мужской монастырь церкви. Владыка Евлогий был назначен наместником монастыря и занимался его восстановлением. Это было весьма нелегко, так как здесь одно время располагалось промышленное производство, а потом — детская пересыльная тюрьма.
— Он герой, невероятный труженик! Как он смог все это вынести — не понимаю! — восхищается Наталья Александровна. — За пять лет были приведены в порядок храмы, корпуса, иконостасы:
Особенно запомнился Наталье Александровне эпизод со свержением вождя пролетарской революции, памятник которому стоял в центре тюремного двора. Перед началом работ настоятель кропил святой водой строительный кран "Ярославец": "Работай, милый, лучше!"
Деятельная натура Натальи Касаткиной не знала отдыха и на Старо-Никольском погосте. Шесть лет она была регентом хора Свято-Никольского храма, занималась реставрацией его икон и росписью стен. Для основной композиции она выбрала гимнографический богородичный сюжет "О тебе радуется".
— Зачем ты выбрала такую гигантскую фреску? — увещевали друзья. — Тебе одной не справиться:
Но Наталья Касаткина работала с упоением. Ее вдохновляло церковное песнопение в честь Богоматери, составленное, по преданию, Иоанном Дамаскином. Взяв за основу древнерусский иконописный канон, она старалась передать молящимся радость и умиление перед образом Девы Марии: "О Тебе радуется обрадованная вся тварь, архангельский собор и человеческий род, освященная церковь, раю словесный…". Масштабная стенная роспись, выполненная Натальей Касаткиной в алтаре, включает 149 фигур!
Отдельной и очень важной заботой Натальи Александровны стали содержание и прокорм брошенных соседями домашних животных. Из-за одной собаки, выгнанной односельчанами и подобранной ею, она и пострадала, второпях замешкавшись и споткнувшись о высокий порог избы. Сейчас травмированная нога мешает энергичной и деятельной женщине свободно двигаться, но присущего ей оптимизма художница не утратила.
— Наконец-то отдохну! — улыбается она.

Ольга РОМАНОВА
Фото автора

Обложка среды

Рождественское обращение архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия ко всей православной пастве Владимирской Епархии

"Днесь Бог на землю прииде, и человек на небесе взыде" (Из стихиры праздника)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие отцы, братия и сестры!

Сколько бы раз мы ни встречали, ни праздновали день Рождества Христова, он всегда чудом Божиим приходится нам совершенно новым, не стареющим, святым и чистым. Никакое время и даже сама вечность не в силах исчерпать всю глубину смысла и высоту величия этого предивного события в истории человечества — воплощение и схождение Сына Божия Господа Иисуса Христа на землю, к павшему человеку, навлекшему на себя чрез грех смерть как внешнюю, так и внутреннюю. "Возвещаем вам живот вечный, — говорит святой апостол Иоанн Богослов, — иже бе у Отца и явися нам: еже видехом и слышахом" (1 Ин., 1 2-3).
Какое значение имеет Рождество Христово для нас, земнородных существ, не отвергающих это божественное явление, но мало еще воспринимающих его силу, свет, смысл и значение? Жизнь наша должна быть только жизнью, а не печалью, не болезнью и скорбью и, тем более, не смертью, чем она стала по безумию нашему сегодня. Дико вырванное из земли дерево вскоре засыхает и перестает быть им. Подобным образом, не оценив бесценного дара жизни и, особенно, живой сыновней связи с единственным своим Источником бессмертия и блаженства — Богом, человек, гордо сознав себя, свои мнимые возможности, отошел, прельщенный дьяволом, от Него, и пожал оттого одно горькое бедствие, лишение всех мирных и премирных благ.
Жизнь, как таинство вечного бытия, познается в сравнении. Первые люди тотчас восплакали о потерянном ими рае сладости. На их глубокое покаяние не мог не отозваться человеколюбивый Бог. С Рождеством Своим по-человечески, а далее с пребыванием в миру, Господь Иисус Христос победно спасает человека Своим истинным учением, Своим участием в бедах и болезнях людских, врачуя их, более того, спасает его перед вечной Правдой, искупая от грехов Своею кровию и смертью, и возводит его вновь во врата божественного Эдема в Своем Пречистом лице, как свидетельствует о том Церковь Божия, ее бесчисленные лики святых. "Бог Своею благодатию сделал нас любезными или приятными Себе, конечно, чрез то, что Сын Его очистил Своею кровью нас от всякого греха", — учит святой Иоанн Златоуст.
Рождество Христово принесло неисчислимые духовные плоды в этом мире, некогда извращенном всем и вся, исполненном теперь нового сознания, умягченного в нравах, где христианство стало ведущей и всемирной религией, не в числе измеряемой, но в силе и глубине познания Истины. "Другого у нас блага нет никакого, — учит блаженный Августин, — кроме того, чтобы соединиться с Богом". Бог учит нас подвигу любви. Без нее нет жизни, а с ней — вся радость и сладость бытия здесь и там, в будущей жизни.
Возблагодарим Господа Бога, Спасителя нашего, самым искренним и благоговейным образом за его безмерные к нам благодеяния, несмотря на нашу черствость души. Каждый новый день, новый год — это новая для нее возможность найти и другую жизнь — истинно блаженную, таящуюся рядом с нами, что в Церкви Христовой, — жизнь в любви как основном законе вечного бытия.
С верой в Родившегося Христа чудом незримо познается совершенно иной мир жизни, подлинно счастливящий каждого светом и красотой. С ней вечность сходит к нам во времени, открывая богатства свои, соединяя нас, устраняя разобщенность, порождаемую страстями материального мира.
Да будет благословен наш новый 2009 год лучами божественного солнца Правды Христа Жизнодавца! Веруем, что если себя всецело отдадим Его святой воле, нашу земную жизнь Он сделает краше и лучше — такой, какой мы хотели бы ее видеть.
Все мы переживаем особое время — предсоборное, чтобы был собран Поместный Собор и выбран новый Патриарх Московский, в чем немало надобно нам святого единства, усиленных молитв и, самое главное, мира и любви между собой.
Сердечно поздравляю всех с праздником Рождества Христова как всеизвестным торжеством веры, с лучшими пожеланиями всем того, что принесло нам это дивное и непостижимое схождение Бога для нравственного восхождения к Нему. Аминь.

Божией милостию смиренный Евлогий, архиепископ Владимирский и Суздальский.
Рождество Христово 2008/2009 г., град Владимир.