Из эфира «Авторадио-Владимир». День шофера

Каждую последнюю пятницу месяца в эфире "Авторадио-Владимир" (104.8 Fm) программа "День шофера". Её постоянные гости — сотрудники ГИБДД. Сегодня мы представляем читателям "Призыва" текстовую версию беседы с начальником отдела ДПС и розыска УГИБДД УВД Владимирской области Александром Новиковым.

— Насколько юридически грамотны участники дорожного движения?
— С сожалением приходится констатировать, что сегодня юридическая подготовленность и водителей, и пешеходов явно недостаточная. А им следовало бы знать не только свои обязанности, но и права. Тогда, несомненно, меньше было бы недовольных так называемыми незаконными требованиями и инспекторов ДПС и сотрудников патрульно-постовой службы. Когда точно известны границы полномочий должностных лиц, легче отстаивать свои права. К беседе, к отстаиванию своей позиции нужно быть подготовленным.
— Штраф за не пристегнутый в автомобиле ремень безопасности 500 рублей. Почему именно 500, а не 400 или, скажем, 600?
— Было замечено, что когда штраф за не использование ремней безопасности при движении в транспортном средстве составлял 100 рублей, то расставались нарушители с этой суммой абсолютно спокойно и : продолжали ездить не пристегиваясь. Увеличение же размера штрафа, даже для финансово обеспеченных автовладельцев — нарушителей, существенная денежная обуза. А если предположить, что штраф может в течение дня быть наложен неоднократно, то пристегиваться будут все, независимо от уровня заработной платы.
А почему именно 500 рублей? Так решили депутаты Государственной Думы. Проводились, наверное, какие-нибудь исследования, расчеты.
— Речь все время идет о легковом транспорте. Но ведь и грузовики участвуют в дорожном движении, и на них тоже распространяются требования как правил дорожного движения, так и норм закона об административных правонарушениях. И если иностранные машины, наряду с легковушками, оборудованы ремнями безопасности, то отечественные тяжеловозы и наказывать-то не за что. Нет на них ремней безопасности. Получается, что и нарушений нет, но и безопасности тоже нет.
— Правилами дорожного движения четко определено, кто и в каких случаях имеет право не пристегиваться ремнем безопасности. Все остальные водители — любители или профессионалы должны, и вот тут внимание — при наличии в транспортном средстве ремней безопасности, быть пристегнуты ими во время движения. Если же устройств этих нет, как в примере, который вы привели, то требования закона на водителей, управляющих таким транспортным средством, не распространяются. Бывает, что в машине места для крепления ремней есть, а самих ремней нет. В такой ситуации ответственность за оснащение автомобиля средствами пассивной безопасности лежит на водителе. Другими словами, в подобном случае его оштрафуют как за не- пристегнутый ремень.
— Ответьте. Если в автомобиле "Волга", выпущенной в 2005 году, есть ремни только для передних пассажиров, а сзади их нет, но есть крепления, и в инструкции по эксплуатации написано — "установка ремней для задних пассажиров предусмотрена", водителя оштрафуют за задних не пристегнутых пассажиров? Замечу — он ее такую купил.
— Возможно, это такая комплектация автомобиля. Не было, предположим, при сборке этой "Волги" задних ремней — поставщик, может, не поставил, но изначально в кузове предусмотрены места для ремней:
— Что водителю-то делать?
— Надо покупать ремни, устанавливать и пристегиваться. Можно привести аналогичный пример. Детские утягивающие устройства тоже не входят в комплект нового автомобиля. Но если по закону без него ребенка перевозить запрещено, то нужно покупать.
— Согласен, что водители еще те хитрецы! Прибамбас купить какой-нибудь тысяч эдак за пять, который никакого отношения к безопасности не имеет, могут запросто, а надорвавшийся ремень поменять рука не подымается. И при этом как же любят спорить с сотрудниками ГИБДД! Ведь знают, что не правы — и все равно будут спорить. Не в моде у нас быть законопослушными.
— Кстати, "Камазы" завод- изготовитель с 2007 года оснащает ремнями безопасности.
— А сколько их навыпускали до 2007? Это ведь даже представить страшно — у водителя никакой защиты! Дорога прямо перед ним!
— Любой выпускаемый автомобиль должен быть сертифицирован, должен соответствовать определенным требованиям и безопасности тоже. Хорошо, "КамАЗы" оборудованы ремнями безопасности, а "Газы"? Нет на них никаких ремней!
— Видимо, они в Европу не ездят.
— Туда их просто не пустят. В Евросоюзе очень строго следят за безопасностью и не делают различий между легковым и грузовым транспортом. Все — участники дорожного движения.
— Вернемся на родину. Недавно генерал-лейтенант милиции Виктор Кирьянов, начальник Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации сообщил, что МВД намерено инициировать ужесточение ответственности сотрудников ГИБДД и водителей машин сопровождения за нарушение правил дорожного движения. С чем это связано? Стало много сотрудников ГИБДД попадать в ДТП при сопровождении?
— Многие считают, что если едет патрульный автомобиль Госавтоинспекции с включенными маяками впереди или сзади колонны, то это и есть сопровождение. На самом деле сопровождение — это целый комплекс мероприятий. Видна же, как всегда, только верхняя сторона айсберга. Но рассказывать об этом подробно не хватит всей программы. А заявление начальника Департамента связано с выходом постановления, определяющего порядок сопровождения. И в целях реализации постановления правительства вышел приказ министра внутренних дел, в котором предельно детально все разложено.
— Все это здорово, что вы говорите. Но вчера меня обогнала маленькая такая колонночка из трех автомобилей, первый и последний из которых были с символикой ГИБДД. И пронеслись они мимо меня, как ветер, дующий со скоростью километров 200 в час. До них приказ начальства не дошел? И в чем вообще задача сопровождения? Доехать быстрее?
— Нет. Вы глубоко, глубоко ошибаетесь. Задача сопровождения не уменьшить скорость прибытия от пункта А в пункт Б, а обеспечить сохранность сопровождающего. И вопрос скорости носит второстепенный характер. И еще. Федеральный закон об охране гласит, что есть категория лиц, подлежащих охране государством. И выполняя эту задачу, патрульные автомобили Госавтоинспекции могут отступать от требований правил дорожного движения, но с учетом обеспечения безопасности дорожного движения. Возможно, когда вас обогнали патрульные машины, и был такой случай — они сопровождали объект государственной охраны.
— Вполне может быть. Читаю дальше. Тот же Виктор Кирьянов утверждает, что планируется рекомендовать сотрудникам ГИБДД пристегиваться ремнями безопасности.
— Что ж, всё меняется. Лет 20 назад были правила дорожного движения, согласно которым водителям такси разрешалось не пристегиваться. Правда, только в городской черте. А сотрудник милиции тоже человек и тоже может попасть в ДТП, где ремень спасет ему жизнь. Так что рекомендации очень правильные. На Западе для сотрудников дорожной полиции это давно норма. Но должны быть и отступления от этих правил в случае нештатной, так сказать, ситуации. При задержании преступника или осуществлении погони.

Текст: Владимир СЕРОВ.
Фото из архива редакции.

Из эфира «Авторадио-Владимир». День шофера

Каждую последнюю пятницу месяца в программе "День шофера на Авторадио" традиционные гости — сотрудники ГИБДД.
25 апреля начальник отдела ГИБДД города Владимира Юрий Иванов и заместитель начальника отдела дорожной инспекции по организации движения, Управления ГИБДД Владимирской области Сергей Ширяев рассказывали о планируемых нововведениях и своем отношении к весенней дорожной обстановке.
Предлагаем читателям "Призыва" текстовую версию беседы.

— Ехал я сегодня на программу. И вот вижу, что в стоящей передо мной патрульной машине ГИБДД никто не пристегнут ремнями — ни водитель, ни пассажиры — никто. И возник у меня, на мой взгляд, справедливый вопрос: если все водители, участники дорожного движения обязаны пристегиваться, то разве это не распространяется на сотрудников ГИБДД?
С.Ширяев: — Сотрудникам органов внутренних дел, а ГИБДД это структурное подразделение, разрешается не пристегиваться в транспортных средствах, если те имеют отличительную символику ГАИ.

— А чем они отличаются от других водителей? У них что, титановый корпус?
С.Ширяев: — Это связано со спецификой выполнения ими служебных обязанностей. Им разрешается отступать от требований правил дорожного движения с соблюдением необходимых мер. Под этим подразумевается как личная, так и общественная безопасность.

— Понятно. Идем дальше. Стало ли с приходом весны больше забот у ГИБДД?
О.Иванов: — Выехали те, кто зимой не ездит. Машин стало больше. Соответственно, и проблем стало больше.

— Так вот почему на улице Мира, у офиса Авторадио, заторы появились!
О.Иванов: — Когда строили улицу Мира, разве думал кто, что столько машин будет по ней ездить? Сейчас каждые три месяца около трех тысяч машин дополнительно появляются на улицах.
С.Ширяев: — Безусловно назрела необходимость реконструкции улицы Мира. Еще года два, и дорожная ситуация во Владимире станет похожа на Московскую. Кстати, это же относится и к проспекту Строителей, улице Чайковского.

— Зеленые разделительные сносить? Тротуары сужать?
C.Ширяев: — Ну это инженеры должны прорабатывать, технические решения всегда можно найти.

— Стоит ли вообще дорожить редкой зеленью города, если от стоящих в пробках машин столько выбросов в атмосферу, что нужен целый лес для их переработки?
C.Ширяев: — Это вопрос к экологам.
О.Иванов: — Организацией дорожного движения должны заниматься специалисты. Во всех нормативных документах забота эта возложена на органы местного самоуправления. Сейчас при администрации города Владимира есть отдел транспортной связи, но он собственно занимается только пассажирскими и таксомоторными перевозками. Отдел, который будет наблюдать за транспортными потоками, только еще планируется создать.
С.Ширяев: — Во всех крупных центрах подобная практика наработана. Есть подразделения, непосредственно занимающиеся организацией дорожного движения. Это целый комплекс мер: реконструкция и проектирование улиц, установка дорожных знаков, светофорных объектов.

— А еще пробки весной возникают из-за ям на дорогах. У ГАИ есть способ борьбы с этим?
C.Ширяев: — Госавтоинспекция проводит комплексное обследование дорожной сети. По результатам проверки, в рамках предоставленных нам полномочий, будут выдаваться предписания, будем привлекать к административной ответственности должностные лица всех уровней. Мы только таким образом можем влиять на ситуацию.
О.Иванов: — В этом году выделено 143 миллиона на ремонт дорог. Надеюсь, скоро ситуация с ямами улучшится.

— Тогда такой вопрос: почему в месте проведения дорожного ремонта нет сотрудников ГИБДД? Неужели нахождение рабочих и ремонтной техники на проезжей части не опасно и для участников дорожного движения в том числе?
C.Ширяев: — Проведение работ с нами согласовывается. Мы определяем схему установки технических средств, направленных на организацию движения и контролируем выполнение водителями их требований. А присутствие инспектора на месте производства работ не обязательно.

— А вот когда "высокий" чиновник какой-нибудь едет, то обязательно?! И вот еще! Почему чиновничьи машины не штрафуют за тонировку?
О.Иванов: — За тонированные стекла предусмотрена административная ответственность. Не тонированными, по ГОСТу, должны быть только переднее лобовое и боковые стекла.

Складывается ощущение, что эти машины техосмотр вообще не проходят.
О.Иванов: — Почему? Проходят.

— Теперь вопрос из другой, но не менее важной, области взаимоотношений. Если я увидел нарушение на дороге и сообщу об этом в ГИБДД, будет ли наказан нарушитель?
С.Ширяев: — Мы обязаны реагировать на любые сообщения о преступлениях и правонарушениях, которые поступают в том числе и от граждан. Я бы порекомендовал, — если вы звоните в дежурную часть, то оставляйте свои координаты, чтобы мы могли с вами связаться, взять объяснения и дальше уже принимать решения.

— Какой номер телефона?
C.Ширяев: — 24-16-65.

— Расскажите об акциях, которые проводит ГИБДД.
О.Иванов: — До 30 апреля будет идти акция "Автобус". Проверяем поведение и состояние водителей, следим, как организована профилактическая работа, режим труда, скоростные режимы.

— Нарушают?
О.Иванов: — Нарушают. Вы не обращали внимание, что автобусы у нас ездят с ближнем светом фар? На период акции мы порекомендовали водителям делать это для снижения ДТП. По аналогии с включением ближнего света фар на транспортных средствах при их движении вне населенных пунктов.

— Появилось много скутеров на улицах.
О.Иванов: — До 17 мая будет проводиться акция "Скутер". Эти транспортные средства не подлежат регистрации, на них не нужны водительские удостоверения, но это очень скоростные мопеды и ездят на них, чаще всего, несовершеннолетние. И чтобы предостеречь их от нарушений правил дорожного движения, мы проводим беседы в школах и других учебных заведениях.

Текст: Владимир СЕРОВ.
Фото автора. г.Владимир.