В Муроме строится мост через Оку

"ДСУ-1" Мурома является самым крупным филиалом головной дорожной организации Владимирской области ГУП "ДСУ-3". Сейчас муромские дорожники сосредоточили основные силы на главном объекте — подходе к мосту через Оку. Чтобы узнать, как идет это важное для области строительство, мы побывали на одном из посвященных ему оперативных совещаний и побеседовали с начальником филиала Владимиром Ванюковым.

— Владимир Иванович, насколько значим для развития транспортных коммуникаций области мост через Оку?
— Этот мост был давней мечтой главы округа Муром Валентина Качевана. Во многих инстанциях он доказывал его необходимость, и наконец свершилось — строительство началось.
Если говорить об области в целом, то она получает еще одну дорогу, связывающую область с нашими нижегородскими соседями. По сравнению с имеющимся наплавным мостом намного возрастет бесперебойность движения в этом направлении. Муром будет избавлен от потока транзитного транспорта, перегружающего сейчас его улицы и засоряющего атмосферу выхлопными газами. Валентин Афанасьевич нередкий гость на наших планерках и всемерно помогает в решении вопросов, зависящих от возглавляемой им администрации.
— В чем заключаются особенности строящегося в основном силами вашего филиала объекта?
— Протяженность подхода составляет 2,4 километра. Главная сложность состоит в том, что он находится в затопляемой во время весеннего паводка зоне. Поэтому проектная насыпь достигает 22 метров в высоту. Чтобы можно было представить масштабность задачи, назову еще три цифры: ширина насыпи вверху равна 16,5 метра, ширина ее подошвы — 116 метров, а общий объем земляных работ составляет около полутора миллионов кубометров. В ходе строительства приходится проводить замены слабых илистых грунтов песком с таким коэффициентом фильтрации, который не позволит грунтовым водам подмыть насыпь.
— На совещании прозвучало, что из-за нехватки бульдозеров невозможно ускорить подвоз песка для насыпи — все равно не будут успевать разравнивать. Не сорвутся ли сроки земляных работ?
— Сейчас на отсыпке грунта работают 10 экскаваторов, 15 бульдозеров и 25 автомобилей. Не буду отрицать, что часть бульдозеров находится на ремонте. О значительном износе дорожной техники в "ДСУ-3" и его филиалах много писали газеты, понятное дело, что она время от времени ломается. Кстати, специально для строительства подхода к мосту "ДСУ-3" приобрело новый импортный каток стоимостью три миллиона рублей. В режиме вибрации он способен уплотнять грунт на глубину более метра.
Но больше нам мешает острый дефицит техники, предназначенной для работы на болоте. В связи с развалом системы мелиорации ни во Владимирской области, ни в соседних регионах ее найти практически невозможно. А нам предстоит преодолеть еще два болота.
Если же такую технику удается найти, то ее владельцы заламывают несусветные цены за аренду. Например, при реальной стоимости аренды 400 рублей в час за болотный экскаватор с меня запросили 1800 рублей. Находим выход во взаимодействии с саперными частями армии — там удается что-то найти. Отставание по срезу и вывозу почвенно-растительных грунтов для замены их на песок обусловлено именно этой причиной.
Другой проблемой является песок. Поставщики готовы увеличить объемы, но "ДСУ-3" пока не может дать на это добро — не позволяют темпы финансирования. Впрочем, мы готовы пойти на некоторые финансовые издержки и договориться с ними об отсрочках платежа. Не ко всем песчаным карьерам проложены дороги. Если же последний вопрос не решится до ледостава, то и деньги не понадобятся, так как пока часть песка подвозится по Оке баржами.
— Вы сказали, что насыпь находится в зоне затопления. Не размоет ли ее паводок?
— Высота подъема воды в половодье достигает здесь семи метров. Откосы насыпи будут облицованы железобетонными плитами, которые предохранят ее от разрушения. На совещании была обозначена проблема — из-за роста цен на стройматериалы реальная стоимость плит сейчас больше той, что заложена в смету.
Директор Муромского завода железобетонных конструкций Николай Николаевич Титов предложил такой вариант удешевления: вместо плит размером 3 на 2 метра, каждая из которых стоит 5685 рублей, изготовить плиты размером 6 на 2 метра стоимостью около 10 тысяч. За счет этого удастся сэкономить и на монтаже. От других участников совещания поступали предложения сделать плиты с менее прочной арматурой. Но в целесообразности этого пути многие усомнились. Кто поручится, что из-за экономии 10-15 килограммов стали плиты не лопнут через 10 лет, а то и во время транспортировки?
Кстати, у завода ЖБК тоже есть сложности из-за песка. Для обеспечения строительства железобетонными конструкциями и товарным бетоном ему необходимо 400 тысяч кубометров песка. Его необходимо завезти до холодов, иначе песок смерзнется и его невозможно будет разгрузить.Если не решить вопрос с песчаными карьерами, то завод ЖБК тоже может не уложиться в сроки. По проекту в бетон для наиболее ответственных конструкций должен идти песок с модулем крупности 2,4 — в радиусе 300 километров такого нет.
Чтобы выполнить заказ по данному подряду, заводу ЖБК необходимо начинать работу в две смены. Но как набирать рабочих, если существует неопределенность с песком и ценами на плиты?
— Какое отношение к строительству подхода имеет скважина, упоминавшаяся на совещании?
— Подход отделил Муром от городских очистных сооружений. Раньше вода, необходимая для их работы, подводилась по трубопроводу из города. Экономический анализ показал, что для этой цели дешевле пробурить скважину.
— Владимир Иванович, на совещании обсуждалось столько проблем, что воображение нарисовало прямо-таки апокалиптическую картину. Удастся ли соблюсти график строительства подхода к мосту?
— Строительство такого крупного объекта всегда сопровождается множеством проблем — для меня, как дорожника с большим опытом, ничего непривычного в том, что вы услышали на совещании, нет. Как вы убедились, шел активный поиск решения возникающих трудностей, обсуждались сроки расшивки узких мест. Начальный период всегда сопровождается различными неувязками. Я уверен, что в ближайшем будущем все утрясется и сроки строительства будут соблюдены.

Беседовал Сергей БАРАНОВ.
Фото Ольги МИНЕЕВОЙ.
г.Муром.

ИЗ ДОСЬЕ "ПРИЗЫВА"
Начальник "ДСУ-1" Владимир Иванович Ванюков родился в Воронеже. После окончания Борисоглебского дорожного техникума был направлен по распределению на работу во Владимирскую область, где и трудится до сих пор. Дорожной отрасли посвятил 38 лет, из них 26 лет руководит "ДСУ-1". Владимир Иванович — один из опытнейших дорожников нашей области, с его участием возводилось немало серьезных объектов.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ
Объем земляных работ на строительстве подхода к мосту через Оку составляет около полутора миллионов кубометров.