НАЛОГИ, КАК ПО НОТАМ

главная новость

Суды Москвы и Ростовской области вынесли первые два решения о дисквалификации граждан за представление в налоговые органы ложных сведений об организации при ее государственной регистрации (постановления судов вынесены в начале августа 2005 г.).

Об этом сообщает Управление государственной регистрации и учета юридических и физических лиц ФНС России. Как поясняет Управление, согласно статье 3.11 КоАП РФ дисквалификация заключается в лишении граждан права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, вести предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом. Протоколы об административных правонарушениях составляются налоговыми органами. Дисквалификация назначается судом сроком до трех лет. Дисквалификация применяется к гражданам за указание недостоверных сведений об адресе места нахождения организации, размере и составе вкладов в уставный капитал, учредителях (участниках) юридического лица, видах экономической деятельности, а также в иных случаях. Указанные нарушения являются наиболее распространенными для применения дисквалификации в качестве меры пресечения деятельности недобросовестных граждан.
ФНС об исключении недействующих организаций из ЕГРЮЛ ФНС России подробно разъяснила порядок исключения из ЕГРЮЛ организаций, фактически прекративших свою деятельность. Этот порядок утвержден Федеральным законом от 02.07.2005 г. № 83-ФЗ. Согласно закону недействующими признаются организации, которые в течение года не представляют налоговую отчетность и не осуществляют операции хотя бы по одному банковскому счету. Информацию о предстоящем исключении таких организаций из ЕГРЮЛ налоговые органы размещают в журнале, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридического лица. С момента публикации кредиторы и другие заинтересованные лица могут направить в регистрирующий налоговый орган по месту нахождения организации заявление с возражениями против исключения. Как отмечает ФНС России, если у организации есть задолженность перед ФСС России, исполнительный орган фонда также вправе направить такое заявление в налоговую инспекцию. После этого решение об исключении организации из ЕГРЮЛ не принимается. Если в трехмесячный срок заявления не поступило, налоговые органы исключают организацию из реестра.
Новый порядок проведения налоговых проверок сотрудниками милиции МВД России обнародовало приказ от 12.08.2005 г. № 665, который вносит ряд существенных изменений в инструкцию о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии данных о нарушениях ими налогового законодательства. Данная инструкция утверждена приказом от 16.03.2004 г. № 177. Основное изменение, которое наверняка порадует налогоплательщиков, заключается в том, что сотрудникам подразделений по налоговым преступлениям теперь запрещается опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей. Приказ также устанавливает четкий срок проведения таких проверок. Теперь они не могут превышать 30 дней. Началом срока считается день вынесения постановления о проведении проверки. Кроме того, уточнен перечень должностных лиц, которые могут назначать проверки.

Не забываем про текущий год

Вы не обращаете особого внимания на документы текущего года? Зря, в любой момент их могут проверить налоговые инспекторы.

Согласно статье 87 Налогового кодекса, проверкой могут быть охвачены три календарных года, непосредственно предшествовавшие году ее проведения. Сам себе год предшествовать не может. Но эти рассуждения стали практически бесполезны, после того как увидело свет постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда от 28 февраля 2001 г. № 5. В п. 27 этого документа арбитры указали, что проверять текущий год не запрещено. Часто фирмы сталкиваются с тем, что выездная проверка захватывает часть текущего года. Большинство организаций с этим не спорят и представляют требуемые документы. Но самое страшное — это не сама проверка, а ее возможные последствия в виде недоимки, пеней и штрафов. А они напрямую зависят от того, какой налоговый и отчетный период установлен для данного налога.
Сначала разберемся с НДС. Для фирм с большим объемом выручки налоговый период — месяц. Соответственно, после его окончания налоговая база и сумма НДС к уплате уже определены. А значит, инспекторы имеют право проверить истекшие налоговые периоды текущего года. По результатам таких ревизий фирме могут быть доначислены налоги и пени, а также штрафы по статье 122 Налогового кодекса. Иная ситуация складывается с налогом на прибыль, на имущество и ЕСН. По ним в течение года фирмы платят не налог, а авансовые платежи. Налоговое ведомство уже давно сообщило о том, что его сотрудники вправе проверять по этим платежам отчетные периоды текущего года. Например, об этом говорится в письме УМНС по г. Москве от 15 октября 2002 г. № 26-08/48668. Однако для фирм такая проверка не слишком опасна. Дело в том, что штрафы за неуплату авансовых платежей законом вообще не предусмотрены. Что касается пеней, то за опоздание разрешено наказывать только по результатам отчетного периода, но не каждого месяца. Когда дело доходит до проверки НДФЛ, возникают разногласия. Установлено, что длительность налогового периода — календарный год (ст. 216 НК). Организации ссылаются на это, оспаривая в судах проверку текущего года. Но с таким аргументом арбитры не соглашаются. Они утверждают, что налоговый период — год — установлен только для физических лиц. Фирмы выполняют функцию налоговых агентов и обязаны удерживать и перечислять НДФЛ по мере выплат гражданам (постановления ФАС Северо-Западного округа от 18 апреля 2005 г. по делу № А13-6405/04-27, от 7 октября 2004 г. по делу № А44-2011/04-С10). Следовательно, проверке подлежит любой отрезок времени с начала года, а назначенные по статье 123 Налогового кодекса штрафы законны.

Н. Д. Пашутова,
налоговый эксперт.

к сведению

Семейному бизнесу предоставят особый режим
Не исключено, что с 1 января 2006 года появится новый налоговый спецрежим — "семейное предпринимательство". Соответствующий законопроект депутаты планируют рассмотреть уже осенью. В нем для семей, желающих заняться бизнесом, предусмотрена предельно простая процедура регистрации. Для этого им даже не придется ходить в налоговую инспекцию. Достаточно будет приобрести специальный патент. Авторы законопроекта отметили, что необходимо также внести поправки еще в 15 федеральных законов, в том числе в Налоговый и Гражданский кодексы, КоАП, законы о лицензировании, о милиции.
* * *
Для перехода
на "упрощенку"
утвердили новую форму
Фирмам, которые собираются перейти на "упрощенку", нужно будет подать заявление в инспекцию по новой форме. Она утверждена приказом ФНС от 17 августа 2005 г. № ММ-3-22/395. Приказ также понадобится и тем компаниям, которые после 1 января 2006 года "слетят" с УСН. В этом случае они должны будут представить в свою инспекцию заявление о потере права на спецрежим тоже на новом бланке.
* * *
Поправки за полгода собрали в одном документе
Бухгалтерам представилась возможность убедиться, не пропустили ли они за последние полгода важные изменения в налоговом законодательстве. Все федеральные законы, которые были приняты в течение весенней сессии, обобщили работники ФНС в письме от 25 июля 2005 г. № ШС-6-01/621. Документ оформлен в виде таблицы, в которой приведены названия законов и их краткое описание.
* * *
Вставать
на учет нужно по фактическому адресу

Организациям необходимо вставать на учет в налоговых инспекциях по месту своего непосредственного нахождения. Если организация зарегистрирована в одной налоговой инспекции, а фактически располагается на территории другой налоговой инспекции, ей следует внести изменения в учредительные документы и указать в них достоверную информацию о месте нахождения. Такой совет дает Минфин России в письме от 05.08.2005 № 03-02-07/1-212. В противном случае за представление недостоверных сведений для внесения в ЕГРЮЛ организация может быть оштрафована.
* * *
Предпринимателя "учтут" только
по месту прописки

Физическое лицо может зарегистрироваться в налоговой инспекции в качестве индивидуального предпринимателя только по месту прописки. Такой порядок устанавливает пункт 3 статьи 8 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ. Иными словами, даже если бизнесмен планирует вести деятельность в другом городе, в котором у него есть временная регистрация, оформляться ему все равно придется в его "родной" инспекции.

Налоги как по нотам

Налоги как по нотам

Электронную отчетность сделют обязательной

Возможно, предпринимателям в скором времени придется сдавать налоговую отчетность на электронных носителях. Это нововведение предусмотрено законопроектом "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования", который депутаты рассмотрят в сентябре. Согласно документу, всем предпринимателям будет предоставлена возможность пользоваться бесплатно распространяемыми программными средствами, которые будут разрабатывать подведомственные организации ФНС. На первом этапе предполагается представление в электронном виде налоговой отчетности фирмами, среднесписочная численность работников которых на день представления отчетности превышает 100 человек. По убеждению авторов поправок, новое правило позволит существенно сократить время и трудоемкость на первичный ввод данных отчетности в налоговых инспекциях, а также улучшит качество обслуживания предпринимателей.

Порядок выплаты пособия по беременности и родам не изменился

Как и раньше, пособие по беременности и родам выплачивается в размере среднего заработка независимо от непрерывного трудового стажа. Об этом ФСС России напоминает в письме от 14.07.2005 N 02-18/07-6348. Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ внес изменения в порядок определения размера пособия по беременности и родам. Так, с 1 января 2005 года пособие должно было выплачиваться в размере среднего заработка за последние 12 месяцев с учетом непрерывного стажа. Однако законодательство, которое регулировало бы учет непрерывного стажа работы для расчета размера пособия по беременности и родам, до сих пор не принято. Поэтому до принятия соответствующих документов разрешено использовать прежний порядок расчета пособий.

Старые больничные листы не примут

С 1 августа 2005 года назначать и выплачивать страховое обеспечение по болезни работодатель должен только на основании листков нетрудоспособности нового образца (зеленого цвета). Больничные старого образца (голубого цвета) принимаются, если они открыты не позднее 31 июля 2005 года. Об этом ФСС России сообщает в письме от 12.07.2005 N 02-08/11-6242. Напомним, что бланки листков нетрудоспособности старого образца изъяты из обращения согласно приказу Минздравсоцразвития России от 06.06.2005 N 384. Если работнику все же выдали бланк старого образца после 31 июля, он подлежит замене. Вместо него оформляется дубликат бланка листка нетрудоспособности нового образца. Решение об оформлении дубликата принимает врачебная комиссия медицинской организации при наличии справки с места работы о том, что пособие по данному листку не выплачено. Такие уточнения даны в дополнительном письме ФСС России от 20.07.2005 N 02-18/11-6502.

Минфин о списании безнадежных долгов

В случае исключения недействующего предприятия из ЕГРЮЛ кредитор не вправе учитывать его долги во внереализационных расходах как убытки. Об этом Минфин России напоминает в письме от 27.07.2005 N 03-01-10/6-347. Как следует из документа, кредитор, интересы которого затрагиваются в результате исключения должника из реестра, должен подать в регистрирующий орган заявление. После этого можно начать процедуру банкротства отсутствующего должника. Заявление подается в течение трех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении должника из реестра и содержит доказательства наличия требований к кредитору. Кредитор вправе обжаловать исключение должника из ЕГРЮЛ в течение года со дня, когда он узнал или должен был узнать о данном факте.

"Сверхнормативные" суточные облагаются ЕСН

Налогоплательщики, применяющие "упрощенку" или уплачивающие ЕСХН, при определении норм суточных, не облагаемых ЕСН, могут руководствоваться постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 93. Такие рекомендации Минфин России дал в письме от 22.07.2005 N 03-05-02-03/33. Как поясняет министерство, в настоящее время указанные нормы возмещения командировочных расходов работникам, освобождаемые от обложения ЕСН, не утверждены. Однако порядок обложения ЕСХН и единым налогом при применении упрощенной системы, установленный Налоговым кодексом, предусматривает, что суточные принимаются в уменьшение доходов, полученных налогоплательщиком, в пределах норм, утвержденных Правительством РФ. При определении налоговой базы по ЕСХН и единому налогу при "упрощенке" налогоплательщики применяют нормы суточных, утвержденные постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 93 для налога на прибыль. В связи с этим Минфин считает возможным применять указанные нормы и в отношении ЕСН. Стоит отметить, что данное письмо является разъяснением законодательства и не подлежит доведению до налоговых органов в качестве нормативного правового акта.

"Новобранцам" на заметку

У вновь созданных организаций и вновь зарегистрированных предпринимателей, согласно новым правилам, появится время поразмыслить, начинать ли свою деятельность с "упрощенки".

Теперь заявление о переходе на УСН можно будет подать не одновременно с документами на налоговую регистрацию, а в течение пяти дней с момента постановки на учет. Причем действие спецрежима начнется также с этого момента, то есть за 5-дневный срок не придется платить налоги по общей системе. Если же организация или предприниматель вынуждены были расстаться с "вмененным" спецрежимом до окончания текущего календарного года (например, из-за превышения торговой площади в 150 кв. м), они вправе будут перейти на "упрощенку" с начала того месяца, в котором перестали платить ЕНВД. То есть, не дожидаясь "законных" сроков подачи заявлений о переходе (п. 2 ст. 346.13 НК РФ).

вопрос-ответ

Позволит ли новый закон увеличить ряды "упрощенцев"?

Многочисленные изменения, внесенные в главу 26.2 Налогового кодекса, имеют как технический, так и принципиальный характер. Причем некоторые новшества, без сомнения, порадуют фирмы, в то время как другие осложнят применение "упрощенки". Однако с уверенностью можно сказать, что теперь устранен ряд неясностей и противоречий в главе, посвященной УСН.

Подробный комментарий к Федеральному закону от 21 июля 2005 г. N 101-ФЗ опубликован в журнале "Наш Бухгалтер".

Кому быть упрощенцем

Прежде всего, следует сказать об изменениях состава плательщиков единого налога по "упрощенке". С одной стороны, перечень лиц, имеющих право стать "упрощенцами", несколько расширен. Так, смогут перейти на этот спецрежим, даже при доле участия других организаций более 25 процентов, некоммерческие организации, в том числе организаций потребкооперации.

Это положение действительно и для коммерческих организации, если потребительское общество (союз потребительских обществ) выступает ее единственным учредителем (подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК).

Однако, с другой стороны, с 1 января 2006 года запрещено применять "упрощенный" спецрежим бюджетным учреждениям, а также иностранным организациям, имеющим обособленные подразделения на российской территории. Кроме того, не могут быть "упрощенцами" адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты или ведущие деятельность через адвокатские образования иных форм (подп. 10 п. 3 ст. 346.12 НК).

"Переходные" лимиты

Уровень дохода, при котором допустим переход на "упрощенку", повышен. Так, чтобы организация смогла начать использовать спецрежим, сумма ее доходов за девять месяцев предыдущего года должна "уложиться" в 15 миллионов рублей.

Однако подсчитывать поступления для указанного критерия с 1 января 2006 года нужно будет иначе: учитывать не только выручку, но и внереализационные доходы фирмы (п. 2 ст. 346.12 НК). Следует обратить внимание на то, что при переходе на "упрощенку" фирме или предпринимателю, которые платят ЕНВД, в расчет дохода за девять месяцев теперь не нужно будет включать поступления, облагаемые "вмененным" налогом.

Ограничения же по численности работников и стоимости внеоборотных активов по-прежнему следует выполнять по всем видам деятельности в целом (п. 4 ст. 346.12 НК). Предельное значение дохода, по достижении которого фирма теряет право применять УСН, также увеличено — до 20 миллионов рублей.

Причем к общей сумме поступлений для расчета этого критерия нужно приплюсовать и суммы незакрытых авансов, полученных до перехода на "упрощенку" (п. 4 ст. 346.13 НК). Заметим, что установленные пределы дохода не являются постоянными величинами. Эти суммы теперь будут ежегодно индексироваться российским правительством при помощи специального коэффициента-дефлятора, что позволит учесть колебания потребительских цен на товары, работы и услуги (п. 2 ст. 346.12, п. 4 ст. 346.13 НК).