Кавалергарда долгий век

кумиры

Кавалергарда долгий век

Он почти не изменился с того времени, как был декабристом Анненковым. Свои 55 лет встретил в расцвете сил и таланта на сцене театра Маяковского. На спектакле "Женитьба" по Гоголю побывал наш корреспондент и побеседовал с юбиляром.

Личное дело

КОСТОЛЕВСКИЙ Игорь Матвеевич родился 10 сентября 1948 года в Москве. В 1967-1968 годах учился в Московском строительном институте. Окончил ГИТИС (1973). С 1973 — актер театра им. Маяковского. Лауреат премии Ленинского комсомола (1978 — за исполнение роли Евгения Столетова в сериале "И это все о нем"). Заслуженный артист РСФСР (1984). Народный артист РФ (1995).

РЕЙТИНГ

Лучшие фильмы Игоря Костолевского

— "Звезда пленительного счастья".

— "И это все о нем".

— "Безымянная звезда".

— "Гараж".

— "Тегеран-43".

— "По главной улице с оркестром".

— "Отпуск за свой счет".

— "Вечный муж".

— "Вход в лабиринт".

— "Игра воображения".

— "Квадрат"

— Игорь, вот уже много лет тянется шлейф двух "звезд" -"Звезды пленительного счастья" и "Безымянной звезды". Благодаря первой тебя признали романтическим героем-любовником, а после второй — застенчивым ангелом с добрыми глазами и мягкими ладонями…

— Но в "Вечном муже" Достоевского я совершеннейший эгоцентрист и неврастеник, меланхолик жуткий. Это доказывает, что во мне, как и в любом, намешано многое.

— Более 15 лет назад у нас был период всеобщего покаяния. Любой значимый в искусстве человек обязательно находил в своей творческой биографии повод покаяться. Как тебе сегодня нравится комсомольский вожак Женя Столетов из фильма "И это все о нем?"

— Публичное покаяние — ничто по сравнению с тем судом, который происходит внутри самого человека.

А уж каяться за то, что я сыграл? Я был искренним. Для меня эта картина всегда была в первую очередь романтической историей любви, а не жизненных трудностей комсомольского лидера.

— Как родители отнеслись к твоему поступлению на актерский факультет?

— Отец был в ужасе, но, поскольку я, учась в строительном институте, не сделал ни одного чертежа и не знал, что такое шрифт, он смирился. Отец хотел пойти в военкомат попросить, чтобы меня взяли в армию.

По счастью, а может, так распорядилась судьба, его поход не состоялся. Я думаю, отец до конца жизни жалел о моем выборе. Он часто говорил: "Сегодня успех, а завтра нет. А там (имея в виду строительный институт) всегда кусок хлеба".

Хотя ему было приятно видеть меня на экране и в театре. Мама в этом смысле больше меня поддерживала.

— Ты как-то признался, что стал актером из-за девушки, в которую был влюблен в юности. Вспоминал ее и благодарил за это?

— Не только благодарил, но и проклинал…

— Если были неудачи, виновата она, а если…

— Вовсе нет. Когда у меня неприятности, я виню только себя.

— А есть роли любимые?

— Я сыграл немного. Считая эпизоды, чуть больше 30 — это вместе, в театре и кино. А любимые? Кроме упомянутых в беседе раньше, мне нравится картина "Законный брак", "Вечный муж". Вот, пожалуй, и все.

— Раневская говорила, что для нее сцена — это "каторга в цветах". А для тебя?

— Для меня долго это была просто каторга. А сейчас я стал получать удовольствие от игры. Раньше у меня было жуткое состояние страха — боязнь сцены…

— Ты баловень судьбы?

— Да, мне везло. Было много людей и есть сейчас, помогающих мне в профессии. Но я сам делал и продолжаю делать себя. И за все расплачиваюсь по полной программе.

— Были поступки, за которые неудобно и неловко?

— Конечно. Даже стыдно. Но изменить ничего нельзя, потому что, совершая их, ты выбираешь определенный путь. Банально говорить, что платишь по счетам. Но только до того момента, пока сам с этим не сталкиваешься, и…

— …с тобой начинают поступать так же, ка делал ты?

— Да. И ты задаешь вопрос: "За что?" Так вот, вопрос задавать не надо, все очевидно.

— Ты работаешь в театре Маяковского 28 лет. В этой же труппе служит твоя жена, актриса Елена Романова. Вы встретились в театре?

— Мы познакомились на улице. Я торопился на репетицию и ловил такси. Впереди девушка пыталась взять машину раньше меня. Я попробовал объяснить ей, что страшно опаздываю, она ответила, что тоже спешит. В то время она работала в Театре сатиры. Все началось со скандала. Мы вместе 20 лет, у нас сын Алеша.

— Два актера в одной семье — это, наверное, непросто?

— По-всякому. Но мы стараемся дома не касаться театральных проблем.

— Ты, ну хотя бы в детстве, страдал? Звонил девочке и безнадежно молчал в трубку?

— Почему только в детстве? Я много страдал и в зрелые годы и сейчас продолжаю это делать.

Внешности никогда большого значения не придавал. Мне всегда казалось это не по-мужски. Неужели на вопрос "в чем секрет популярности?" я со скотской серьезностью должен отвечать, что я хорош собой. Я же не полный идиот. У меня жена красивая — это да, для женщины это замечательно.

— Сыну Алексею 20 лет, красивая жена. И все-таки…

— …Два года назад мы расстались. Я женился на французской актрисе Консуэло де Авиланд. Мы расписались в Москве. Из России уезжать не собираюсь.

— Появилось много талантливых артистов — другие времена, другие символы. Интерес зрителей к тебе не пропал?

— Не кокетничая: ничего не меняется. Честное слово, иногда меня даже удивляет это. Владимирцам желаю удачи и прекрасных встреч с нашим искусством!

Михаил КОСТАКОВ,
заслуженный работник
культуры России.

Фото из архива редакции.

г.Владимир.