Владимирский край богат историческим наследием. Работа для археологов всегда найдется. Сегодня мы попытаемся подвести итоги очередного археологического сезона.
Нам помогал заведующий археологическим центром Госцентра по учету, использованию и реставрации памятников истории и культуры Владимирской области, кандидат исторических наук Юрий Жарнов:
— В этом году во Владимире мы работали на 2-й Никольской улице, на раскопах, заложенных во дворе дома N3. Вместе с экспедицией Эрмитажа провели исследования Дмитриевского собора.
— Кто решает, где копать? Это плановые раскопки?
— На 2-й Никольской раскопки носили охранный характер. Там собираются строить гостиницу. В историческом ядре Владимира любым земляным и строительным работам должны предшествовать археологические исследования. Только так культурный слой древнего города, содержащиеся в нем свидетельства многовековой истории могут быть сохранены и изучены.
— Было ли найдено что-нибудь ценное для науки?
— Любая информация о прошлом города представляет научный интерес. В пределах раскопов выявлен довольно мощный, до 2,5 метра, культурный слой. Он датируется XII-XX веками.
Встречены симпатичные находки, связанные с городской культурой конца XIX века. Например, фаянсовая рамка для фотографии (к сожалению, не сохранилась), посвященная серебряной свадьбе. Она была сделана в 1890 году на Кузнецовском фарфоровом заводе в Твери.
Или вот дверная медная табличка с надписью “Сергей Николаевичъ Лебедевъ”. Она найдена среди фундаментов дома N5 по улице 2-й Никольской, разрушенного в 1940-50-х гг. Можно поднять архивы и узнать, чем занимался этот человек.
XVIII век представлен целой серией подвальных сооружений жилых бревенчатых построек. Судя по их расположению, ориентировка позднесредневековой улицы практически совпадала с современной. То есть регулярная городская застройка, определившая с конца XVIII — начала XIX веков облик Владимира, разбившая его на прямоугольники-кварталы, в этой части города не затронула более древнюю планировку.
Что касается находок более раннего периода, то с этим сложнее. Интенсивные строительные работы XVIII-XIX веков сильно перемешали и разрушили остатки культурных отложений древнерусского времени, допетровской Руси. Безусловно, встречены интересные, хотя и обычные для владимирской археологии находки XII-XIII веков: гончарная посуда, фрагменты стеклянных браслетов, бусы, нательные крестики, костяные гребни, обломки амфорной тары (сосуды для вина и масла, привезенные вместе с содержимым из Византии), железные ножи, замки, ключи, наконечники стрел.
— СМИ подвергли сомнению утверждение, что Золотые ворота штурмовали войска Батыя. Редко находят наконечники стрел или копий.
— Я не слышал подобных высказываний. Что касается наконечников стрел, то нужно учитывать следующее обстоятельство — оружие никогда не оставляли на поле боя, его собирали.
На Куликовом поле археологи ничего не нашли, а уж там было сломано копий, стрел и прочего — несметное количество. То, что иногда попадается в ходе раскопок, — жалкое отражение реальной жизни людей. Поэтому скоропалительные выводы далеки от реальных событий.
— А то, что найдено в районе Дмитриевского собора, можно назвать сенсационным открытием?
— Собор сейчас находится в плачевном состоянии. Внутри храма влажность воздуха порой достигает 95-98 процентов, разрушаются рельефы, остатки фресок XII века. Археологические работы были связаны в основном с поиском инженерных решений по сохранению собора.
Во время раскопок удалось выявить то, что предполагалось найти, — остатки окружавшей храм галереи. Ведь собор в современном виде существует лишь последние полтора века.
Не обошлось и без сенсации — были обнаружены фундаментные рвы перехода от собора ко дворцу Всеволода Большое Гнездо. Дмитриевский собор строился как княжеский храм, располагался на территории княжьего двора и соединялся с хоромами князя переходом.
Подобная постройка XII века хорошо сохранилась в Боголюбове. В следующем году планируются исследования уже с целью выявления остатков фундаментов самого дворца.
Записала
Ольга Леонова.
Фото автора.
г.Владимир.