Московскую жизнь променяли на камешковских коз

Майор ГРУ и актриса цирка уехали из столицы жить в Камешковский район.

549 0

Сергей и Ирина Строевы специализируются на разведении коз и живут достаточно замкнуто. И трудно поверить, что они приехали в камешковскую деревню Сереброво из Москвы. В столице Ирина работала воздушной гимнасткой в Старом цирке на Цветном бульваре, где ее учителем был сам Юрий Никулин. А Сергей служил старшим офицером в Главном разведывательном управлении Генерального штаба. Теперь же их главным делом стало изготовление сыра из козьего молока во владимирской глубинке.

Ученица Юрия Никулина

Семейная история Строевых вполне могла бы стать сюжетом для драматического телесериала. Ирина – коренная москвичка, с детства серьезно занималась спортивной гимнастикой. После ряда успешно проведенных соревнований и получения звания мастера спорта встал вопрос о зачислении талантливой девушки в сборную страны. И тут нашлось неожиданное, но неодолимое препятствие, причем из сферы, очень далекой от спорта. Отец Ирины работал в закрытом секретном НИИ и непосредственно участвовал в создании советских луноходов. Поэтому и он, и члены его семьи были «невыездными». И вместо карьеры гимнастки экстра-класса пришлось довольствоваться работой в цирке.

Впрочем, артисты цирка становились подчас еще большими «звездами», нежели олимпийские чемпионы. Кто не знает, к примеру, клоунов Карандаша (Михаила Румянцева) и его великого ученика Юрия Никулина? А Ирина работала рядом с этими легендарными людьми.

– Дядя Юра, в смысле Юрий Владимирович Никулин, помогал мне номер ставить, – вспоминает Ирина Строева, – относился ко мне, девчонке, по-отечески…

Ирине довелось выступать и в московском Старом цирке на Цветном бульваре, и в Новом (или Большом) цирке на проспекте Вернадского, ездить на гастроли, в том числе и зарубежные. Во Вьетнаме ей присвоили звание почетного гражданина города Хошимина (бывшего Сайгона) – крупнейшего мегаполиса страны, ныне с почти 8-миллионным населением. Если бы Ирина сейчас приехала в Хошимин, могла бы бесплатно ездить по всему огромному городу на общественном транспорте…

Нежданно пришла беда. На одной из репетиций она упала с большой высоты. В результате многочисленных травм отказали ноги. Врачи не давали никаких гарантий. Помог еще один легендарный человек – Валентин Дикуль, артист цирка и знаменитый медик, автор собственной методики лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата. После процедур «по Дикулю» Ирина пошла своими ногами. А потом и вовсе поправилась. Однако о выступлениях в цирке пришлось забыть. Имея педагогическое образование, она недолго проработала воспитателем детского сада. А потом встретила Сергея, с которым и связала свою судьбу.

Несостоявшийся Штирлиц

Сергей Строев, родом из подмосковного Орехово-Зуево, окончил Военный инженерный Краснознаменный институт имени А.Ф. Можайского в Ленинграде. Однако, хотя потом и носил военную форму офицера ВВС, служил аналитиком в ГРУ Генерального штаба в Москве, обрабатывал строго секретную информацию. Дослужился там до майора. Возможно, стал бы и генералом или же новым Штирлицем. Но его карьеру прервал развал СССР. Это событие майор Советской Армии Строев воспринял очень болезненно. И новому знамени присягать не стал.

Однажды Строевы гостили у друзей в Камешковском районе. Случайно увидели окрестности деревни Сереброво, и те места им очень полюбились. Раньше неподалеку от селения была пасека, где продавался старый дом. Именно там теперь и располагается их крестьянско-фермерское хозяйство «Серебрянка», которым Строевы занимаются уже почти два десятка лет.

«Серебрянка» – козье царство

1kozy4Поначалу они держали на своем хуторе одних лошадей. Брали выбракованных животин из спортивной школы в Коврове, где коняг списывали, а Строевы давали им вторую жизнь. Ирина вела секцию верховой езды, в «Серебрянку» совершать конные прогулки приезжали целые семьи с детьми. А потом знакомые из соседнего села Усолье подарили фермерам двух молодых козочек. Затем Строевы обзавелись еще двумя козами. И с тех пор сменили специализацию своего хозяйства. Теперь у них 60 коз разных пород, хотя держали уже и большее поголовье.

Правда, молоко в чистом виде КФХ Строевых почти не реализует. Оно идет на выделку деликатесных козьих сыров. Кстати, продают такой сыр, в основном, во Владимире. В том числе в здании… областной администрации! И покупателей предостаточно, тем более что в больших магазинах, где вроде бы «все есть», такого сыра не найти.

Театр абсурда на муниципальных гектарах

Пару лет назад КФХ Строевых выиграло конкурс, проводимый областным департаментом сельского хозяйства, и получило грант в 4,5 млн рублей. Казалось бы, все хорошо! Но первоначально бизнес-план на грант они подавали на гораздо большую сумму – до 10 млн. А выделили им в итоге в 2 с лишним раза меньше. Поэтому пришлось ограничиться строительством доильного зала, устройством дороги (иначе в распутицу в «Серебрянку» было бы не доехать) и артезианской скважины. Строительство фермы намеревались закончить своими силами. Но вследствие начавшегося экономического кризиса стройку завершить не удалось. Не хватило около миллиона рублей. И поэтому поголовье коз до сих пор вынуждено ютиться в разных клетушках.

Тот же сыр возят продавать во Владимир на рейсовом автобусе, потому что у ка-мешковских фермеров нет своей машины. Раньше была, но пришлось продать, дабы рассчитаться с долгами.

Местный муниципалитет выделил для КФХ Строевых целых 195 гектаров земли, благо что это бывшие угодья развалившегося военсовхоза «Камешковский», которые все равно не обрабатываются. Но КФХ использует от силы гектаров 10, то есть немногим более 5 % от выделенного участка. А налоги платит за все 195 га, именно такой участок отмежеван. Если надо маленький, то фермеры должны оформить его за свой счет. На такую «роскошь» у владельцев козьей фермы средств недостает, платить налоги за «лишнюю» землю дешевле.

Тем не менее, Сергей и Ирина Строевы руки не опускают, работают от зари до зари, дело свое очень любят и житье-бытье в «Серебрянке» ни на какую Москву менять не хотят. Природа там и в самом деле замечательная, а об экологии и говорить нечего. Правда, сын и дочь участвовать в деятельности семейного КФХ отказались наотрез. Для них вся жизнь – в столице.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике


Обсуждение