Каприз императора

В истории Владимирского края было много административно-территориальных преобразований.

212 0
1pavel

Одна из первых и наиболее масштабных пертурбаций произошла почти 220 лет назад осенью 1796 года, когда сразу несколько городов Владимирской губернии «разжаловали», а некоторые даже вообще пытались упразднить…

 Губернская перекройка

В ноябре 1796 г. на смену скончавшейся от апоплексического удара императрицы Екатерины II на российский престол взошел император Павел I. Нелюбимый матерью, долгое время ожидавший принадлежавшего ему по праву трона, новый государь находил удовольствие в перемене порядков, заведенных при императрице-матери. Часто контрреформы делались без всякого повода, просто из желания все сделать по-своему, наоборот. В эту струю перемен попала и Владимирскую губернию. 31 декабря 1796 г. был учрежден новый штат губернии, по которому в ней оставалось всего лишь 10 уездов вместо 14 предыдущих. Были упразднены Александровский, Киржачский, Ковровский и Судогодский уезды, а их прежние уездные центры обращены в заштатные города соседних уездов.

Так, Ковров стал заштатным городом Вязниковского уезда, Судогда – Владимирского, Александров – Переславского, Киржач – в Покровский. Территорию упраздненных уездов поделили между соседними. Потеря статуса уездного центра не могла не сказаться на развитии Александрова, Киржача, Коврова и Судогды самым негативным образом. Заштатные города изначально обрекались на потерю своего значения в качестве местного административного центра, на уменьшение прироста жителей и, в конечном счете, на упадок торговли.

 Обратный ход

Однако период «разжалования» 4-х уездных городов Владимирской губернии продолжался недолго. В ночь на 13 марта 1801 года в Михайловском замке в Петербурге заговорщики убили императора Павла I. Воцарившийся Александр Павлович обещал править по образу и подобию своей бабки Екатерины II. Началась полоса обратных преобразований и переименований.

Первого января 1802-го Высочайшим указом было повелено составить новые губернские штаты. Предусматривалось «возобновить по прежнему некоторые уничтоженные до сего времени города, начальники сих губерний обязаны в то же время объяснить ту необходимую надобность, для которой таковое возобновление находят непременно нужным».

Должность владимирского гражданского губернатора с 1797-го по 1802 год занимал тайный советник Павел Рунич. Он считался одним из образованнейших людей своего времени, был дружен с просветителем и книгоиздателем Новиковым и оставил интересные «Записки» о пугачевском бунте (в усмирении которого он участвовал в молодости). Но к 1802 году карьера 55-летнего Рунича клонилась к закату. Возможно, поэтому губернатор и не проявил никакого интереса к возможности переустройства вверенной ему губернии. Из его доклада в Сенат следовало, что он «не находит надобности в восстановлении заштатных городов по той губернии Александрова, Коврова и Судогды, а потому и полагал Владимирскую губернию по прежнему оной разделению оставить в 10 уездах…»

21 марта 1802 года штаты Владимирской губернии удостоились Высочайшей конфирмации, а 28 июня того же года были опубликованы. В том же году владимирский губернатор Рунич был уволен в отставку.

 Быть по сему

Новым губернатором во Владимир был неожиданно назначен действительный статский советник князь Иван Долгоруков, которого император не любил, но сыграли роль связи сиятельного кандидата. Князь не согласился с мнением своего предшественника Рунича и обратился в Сенат с запиской о необходимости восстановления упраздненных уездных городов. Доводы князя были рассмотрены и признаны достаточно убедительным. 24 мая 1803 года Сенат представил императору Александру I доклад на основе записки Долгорукова, в котором по поводу упраздненных уездных городов и последствий от этой меры говорилось следующее:

«…Штатные округи сделались непомерно обширны и многолюдны; ибо некоторые из них простираются на 100 верст и заключают в себе жителей от 40 до 50 тысяч, от чего отяготились как поселяне, так уездные суды и земская полиция; а притом из означенных городов Судогда лежит между губернским городом Владимиром и уездным Муромом, отстоящим от первого на 120 верст, на большой в Сибирский край дороге, каковое расстояние по множеству проходящих чрез оное колодников подает им к побегам многия удобства; Александров же и Ковров, будучи издревле порядочные селения, ныне изрядно обстроены и довольно многолюдны».

Сенат одобрил восстановление заштатных городов Александрова, Коврова и Судогды, а государь Александр Павлович начертал на сенатском докладе: «Быть по сему…»

 Новая «нарезка»

Из упраздненных при императоре Павле I городов Владимирской губернии не был восстановлен в прежнем качестве только Киржач, так и оставшийся на столетие с четвертью заштатным городом (Киржач стал райцентром только в 1929 году). Почему князь Долгоруков не стал добиваться восстановления Киржачского уезда – неизвестно.

Понадобился почти год, чтобы решение Сената воплотилось в жизнь. Пока в Петербурге оформили все необходимые бумаги, пока во Владимире их получили и составили план исполнения – прошло время. Второе после 1778 г. открытие уездных городов состоялось лишь в феврале 1804 года, причем происходило это в присутствии губернатора князя Долгорукова. Вместе с воссозданием трех прежних уездов в их центрах вновь появились все прежние учреждения – от уездного суда до канцелярии предводителя дворянства. Одновременно было восстановлено местное купечество.

После этих перемен административное деление Владимирской губернии просуществовало в неприкосновенности вплоть до 1918 года.

В тему:

Самые «громкие» указы Павла I

 Запрет на ввоз книг и нот из-за границы

Указ гласил: «Так как чрез вывезенные из-за границы разные книги наносится разврат веры, гражданских законов и благонравия, то отныне впредь до указа повелеваем запретить впуск из-за границы всякого рода книг на каком бы языке оные не были, в государство наше, равномерно и музыку…».

Запрет на бакенбарды

Характерной чертой недолгого царствования Павла стала борьба с вольнодумством в совершенно неожиданных проявлениях. Избавление от бакенбард, бачков, баков – одна из таких внезапных идей. Все отныне должны были носить косичку и зачесывать волосы исключительно назад.

Запрет на вальс

В 1797 году Павел запретил вальс как неприличный танец. Современники списывали нелюбовь Павла к вальсу на неудачное падение в танце. Правда, через год вальс вернулся. Причина: возлюбленная императора Анна Петровна Лопухина любила балы, а вальс почитала лучшим танцем.

Запрет на выезд за границу

В 1800 году россияне, прежде всего молодежь, лишились права выезжать за границу. По мысли императора, запрет на путешествия хранил головы молодых людей в «домостроевском» порядке и защищал от вольномыслия, проявлением которого была Французская революция.

Закон о престолонаследии

Он стал противоположным Петровскому указу 1722 года, согласно которому император мог назначать преемника. Отныне наследование престола, причем только по мужской линии, приобретало четкий юридический характер. Закон, укрепляя самодержавие как институт власти‚ охранял властителей от возможных переворотов.

На иллюстрации: император Павел I

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике


Обсуждение