16+

Бизнес на колесах

Разве что до соседнего дома в родной деревне. Сколько-нибудь уважающий себя селянин должен был непременно ездить: летом в телеге или тарантасе, а зимой – в санях.

Иномарки прошлых веков

О привилегированных сословиях и говорить нечего: для дворянина идти даже не по дороге, а хотя бы просто по сельской улице пешком было равносильно потере чести. Купцы довольствовались почти такими же тарантасами и санями, как и крестьяне, разве что лучше отделанными, да лошадей впрягали в них побольше – сразу две, а то и целую тройку.

Благородные господа, как правило, заказывали экипажи столичным мастерам, а те, кто богаче или принадлежавшие к аристократии, выписывали кареты и санки прямиком из Германии или даже Англии. В общем, иномарки всегда в России были в чести. Любопытно, что самые первые дорожные пробки в Москве были зафиксированы еще в… начале 1680-х годов (!) на узких улочках Кремля и рядом с ним.

Однако и крестьяне обычно телеги и сани сами не делали, а покупали их у мастеров тележного и санного дела. Гужевой транспорт, как правило, изготавливали профессионалы – формально те же крестьяне, для которых подобная работа стала основным видом деятельности.

Горячевские телеги

Владимирская губерния была одним из центров тележно-тарантасного и санного промысла. А в ней центрами подобного «автопрома» в XIX – начале XX веков являлись Ковровский и Покровский уезды.

Телеги и тарантасы в Ковровском уезде делали почти исключительно в деревне Го-рячево Алексинской волости. Этот промысел зародился там намного раньше, чем в Покровском уезде, – вскоре после окончания Отечественной войны, причем, по выражению местных жителей, «самоучкой». То есть горячевцы сами додумались до конструкции нехитрого крестьянского транспорта и постепенно отработали технологию его производства.

Местные офени-алексинцы, колеся по всей необъятной Российской Империи от Сибири до Царства Польского, обеспечивали постоянный спрос на немудреный горячевский транспорт. В Горячево выпускали телеги, тарантасы, колеса к ним, а также сани.

Кустарные тележно-тарантасные мастерские представляли собой просторные избы с несколькими окнами с деревянным полом и высоким потолком, а также с полатями для сушки леса. У окон устанавливалось несколько верстаков. В старину мастера работали и по кузовам, и по колесам, и по кузнечному делу. К концу XIX века специализация стала обязательной. Каждый тележник занимался только своей операцией на этом импровизированном деревенском конвейере.

Готовь сани…

В деревне Исаково той же Алексинской волости Ковров-ского уезда крестьяне специализировались на изготовлении зимних саней-плетенок. Хороший мастер при помощи опытных кузнецов делал до двух саней в неделю. В деревнях Набережной близ Горячево и Сергейцево недалеко от Коврова плели корзинки для санок и тарантасов. Для этого использовались тальник и черемуха. Сырье заготавливалось в клязьминской пойме. Этим занимались отдельные крестьяне, а мастера-плетенщики покупали у них прутья по сходной цене. Один работник в неделю выпускал одну-две плетенки. В конце XIX века серьезную конкуренцию местным корзинам стали создавать привозимые в Ковров из Казан и отличные черемуховые плетенки. Но из-за дальней транспортировки цена их оказывалась более чем вдвое дороже местных.

Колеса для телег и тарантасов делали, в основном, в деревнях Горячево и Ильинской Алексинской волости Ковровского уезда. Почти у каждого мастера-колесника имелась отдельная мастерская с токарней, на которой обтачивались ступицы. Колеса местные мастера делали исключительно из березового дерева – они служили дольше и меньше подвергались гниению, а также были значительно дешевле дубовых. Комплект колес для телеги мастер обычно готовил два дня. Самые лучшие умельцы, впрочем, умудрялись сделать 4 колеса и за день.

«Автосервис» в Покрове

В Покровском уезде изготовлением телег, тарантасов и саней, в основном, занимались крестьяне деревни Хмелево Фуниковогорской волости. Колеса делали как в Хмелево, так и в соседних деревнях – Фуникова Гора (это были имения предков изобретателя цветной фотографии С. М. Прокудина-Горского), Анциферово и Афушино. В конце XIX века изготовлением гужевого транспорта там, в общей сложности, занимались 90 человек, что сравнимо с численностью персонала целого предприятия.

Известно, что первым в Хмелево изготовлением тарантасов начал заниматься в начале 1840-х гг. (то есть почти на четверть века позже горячевцев) местный крестьянин Василий Данилов. Ранее он жил в городе Богородске Московской губернии (нынешнем Ногинске), где снимал квартиру и держал «автосервис», занимаясь починкой проезжавших по шоссе тарантасов. Железных дорог тогда еще не существовало, ездили все на тройках, поэтому и работы по ремонту экипажей было очень много. Во время этих работ Данилов освоил устройство тарантасов в совершенстве. Потом он вернулся домой и приступил к производству тарантасов собственной работы. В семейной мастерской трудились его сыновья, а потом и внуки.

qip-shot-screen-143Даниловы считались лучшими производителями тарантасов и саней в Покровском уезде. По их примеру данным промыслом занялись и односельчане – всего в Хмелево к началу 1880-х гг. гужевой транспорт изготавливали в 29 домах и мастерских. За год там выпускали экипажей и саней примерно на 60 тысяч рублей.

Дубовые ободья для колес покровские мастера покупали на ярмарках в Нижнем Новгороде и перевозили на барках по Оке и Клязьме. Дубовые спицы приобретали у местных помещиков и у соседних государственных крестьян. Обыкновенный тарантас без отделки и без осей продавался хмелевцами в 1880-е годы по 15-17 рублей. Простые русские сани, так называемые розвальни, с дубовыми полозьями, стоили у них же 4-5 рублей. Хороший мастер изготавливал по трое саней в неделю. Готовить сани под продажу обычно начинали с Покрова – с 1 октября по старому стилю, когда порой уже кружились первые белые мухи. А главным «санным салоном» во Владимирской губернии являлась Крещенская ярмарка в Киржаче, проводимая 6 января по старому стилю. Там покупались санки разных размеров и с отделкой на любой вкус.

Массовое кустарное производство телег, тарантасов и санок в нашем крае сохранялось вплоть до конца 1920-х гг. – вплоть до конца нэпа. Когда же, наконец, железный конь пришел-таки на смену крестьянской лошадке, то и данный промысел навсегда ушел в историю.

35-50 рублей стоил тарантас в ценах рубежа XIX-XX веков

 

Просмотры:

Обсуждение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *