Сюда экскурсии не водят

Не так давно областной департамент природопользования и окружающей среды устраивал для журналистов информационный день.

1lori-0001162227-a7

Самый известный карьер

Проходил он в Александровском районе и посвящен был эффективному использованию недр. Журналистам показали действующие карьеры, рассказали о том, как хорошо в области идет добыча полезных ископаемых, в частности, таких обычных, но от этого не менее востребованных в отраслях экономики, пород, как песок и гравий.

В регионе карьеров, где «на-гора» выдают нерудные материалы, больше ста, Александровский район ими тоже богат, так что экскурсия оказалась насыщенной и информативной. В итоге вскоре во многих СМИ появились отчеты о благополучном развитии горнодобывающего дела на Владимирской земле. И это, в сущности, хорошо, если бы не отдельные досадные исключения, которые, впрочем, организаторы информдня обошли стороной. Журналистов, например, не сводили на один пустующий – в смысле, простаивающий – карьер, расположенный, между тем, на богатейшем месторождении.

Любопытен этот карьер тем, что, пожалуй, ни про один другой подобный объект, расположенный в нашей области, не упоминали так часто СМИ. Ни один другой карьер не оказывался так часто в центре скандалов и разбирательств силовых и судебных структур. Ни по одному другому карьеру не написано такого количества обращений в самые различные инстанции, начиная от органов внутренних дел и заканчивая федеральным парламентом и администрацией президента России.

Карьер этот, как и месторождение, носит название Астафьевский. А простаивает в силу того, что вокруг него развернулся, как это сейчас модно говорить, «спор хозяйствующих структур». Проще говоря, делят его и никак не могут решить: чей он? Точнее, даже не так, точнее будет вот как: одна из сторон, задействованных в конфликте, считает, что другой стороны просто-напросто не существует. Не существует как субъекта, имеющего право на что-либо претендовать. Компании, первой открывшей месторождение и долгое время его эксплуатировавшей, теперь, по сути, говорят: «Вы никто и звать вас никак. Подвиньтесь!»

Скучная тема

Унылое словосочетание «спор хозяйствующих субъектов» читатели не любят. Ну, тягаются между собой два денежных мешка: может, тот прав, а этот нет, а может, наоборот – поди разбери. И главное, зачем? Какой толк знать, что кто-то с кем-то ведет тяжбу за свои кровные? Может, и так. Но если объект, способный приносить в экономику и, соответственно, в бюджет, миллионы, на деле приносит шиш – это рождает вопросы? Если десятки людей, стабильно работавших, вдруг оказались не у дел – это должно кого-то заинтересовать?

Но в случае с Астафьево это мало кого волнует. Из власть имущих, имеется в виду. Компания «Центрстройинвест» – об этом уже писано десятки раз, но повторимся – в свое время разведала в Александровском районе богатое месторождение песчано-гравийных пород, получила в 2009 году право на его использование, занялась добычей полезных материалов. Работа пошла, пошли отгрузки продукции, прибыль, отчисления в бюджет.

Выгодное дело, по словам гендиректора ООО «Центр-стройинвест» Александра Силакова, привлекло внимание тех, кто в горнодобыче понимает мало, но зато чужие деньги считает. Здесь надо продолжить: «Считает своими». Силакову, по его словам, пошли вполне ясные предложения «делиться», а потом, считает генеральный директор, его бизнес и вовсе попытались отнять. Термин «рейдерский захват» употреблять не будем, читатель от него тоже не в восторге, а любой правовед первым делом скажет: «Докажите сначала!»

Силаков «доказыванием» занимается уже больше двух лет, и у него пока не получилось. Человек он дотошный, на своем стоит твердо, так что мы вперед него не полезем: будем пока что придерживаться только фактов.

Колумбу было легче

А они таковы, эти факты. Два года назад областной департамент природопользования – тот самый, что возил журналистов по карьерам – отобрал у «Центрстройинвеста» лицензию на эксплуатацию месторождения, поскольку компания не выполнила условия инвестиционного соглашения – не построила сопутствующее производство.

– И не могла построить, – объясняет Александр Силаков. – Под завод нужно место, а земли вокруг карьера – из фонда лесопользования. Изменить назначение могла область, но не изменила.

Не изменила. Зато «тормознула» бизнес, даже несмотря на то, что, по разъяснениям федеральных структур по недропользованию, пункт о постройке завода не относится к числу основных и никак не может стать причиной аннулирования разрешительного документа. Может, где-то и не может. У нас – смог.

А весной нынешнего года «Центрстройинвест» лишили и свидетельства на первооткрывательство Астафьевского месторождения. Вернее, как лишили… Скажем так, просто сделали вид, что никакого открытия не было. Это в географии все проще: ну, открыл Колумб для Старого Света Америку, и все: можешь хоть с пеной у рта доказывать, что сделал кто-то другой, историю не перепишешь. Астафьево же -не Америка. Область выдала новый документ на его первооткрывательство – компании-конкуренту «Центрстройинвеста», созданной с участием столичного капитала. Теперь, получается, карьер, на котором начали работать семь лет назад, «разведали» только в 2016-м. А про документ Силакова от 2009 года область решила просто забыть: он вроде бы просто… утерян-с.

Удивительное дело

Вокруг этой истории много чего другого. Заявления правоохранителям о похищении документов (то, что геологическую информацию по Астафьево, которая является собственностью, охраняется законом и оценивается более чем в 50 млн рублей, у Силакова просто-напросто «увели», – установленный полицией факт). Судебные иски. Чуть ли не боестолкновения у самого карьера, когда за доступ к объекту спорили вооруженные люди… Все перечислять – газеты не хватит. Но вот что меня лично поражает.

Достаточно пары кликов в Интернете, и про «астафьевский» конфликт выпадет масса информации, в том числе опубликованной в александровских и владимирских газетах. Там – фамилии конкретных участников, среди которых есть и чиновники регионального уровня, и служаки при погонах – словом, люди известные. И их не просто упоминают – там говорится, мягко скажем, об их негативной роли в утрате бизнеса «Центрстройинвестом». О том, как они приложили к этому руку.

Достаточно внимательно ознакомиться с открытыми материалами об этом деле, чтобы убедиться: сигналы от Александра Силакова идут практически во все инстанции, которые так или иначе могут повлиять на ситуацию. И сигналы эти откровенные и эмоциональные. «…Даже в ответ на информацию о моем возможном физическом устранении поступило очередное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Помня о трагической участи Биганова А.А., оказавшегося в аналогичной ситуации, сообщаю, что я на такой шаг не пойду. Обещаю, что по своей вине в ДТП я не попаду» – это из письма Силакова на имя руководителей региональных управлений ФСБ, МВД, Следственного комитета и областной прокуратуры. И это еще так, лирика, а там ведь и факты, цифры, ссылки на документы есть.

Так вот – про удивительное и поразительное – Александр Силаков за свое детище, за Астафьевский карьер, борется третий год. То есть довольно долгое время разные инстанции получают его обращения, довольно долгое время СМИ описывают этот конфликт, называя конкретные фамилии, и… ничего. Почему его компанию сменила другая, Силакову толком не объясняют: сменила, и все. «Известные люди», фигурирующие в разных публикациях, делают вид, что не заметили написанного: мало ли что пишут. Количество бумаг плодится и плодится, число задействованных инстанций множится, а результата нет.

…И на карьере – тишина. Туда даже журналистов не возят. Нечем их там удивить. Вот если показать гору документов, исписанных в ходе конфликта, – может, удивились бы. А будет еще больше. Силаков действительно упорный. И в ДТП по своей вине, действительно, постарается не попасть.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике


Обсуждение