Забытый командир забытого полка

Когда шла работа по присвоению Коврову высокого звания Города Воинской Славы, много говорилось о героическом прошлом «третьей оружейной столицы России».

709 0

Однако ни слова не было сказано о пребывании в Коврове в годы войны 87-го запасного кавалерийского полка и об его командире во время дислокации в этом городе генерале Григории Андреевиче Белове – Герое Советского Союза и кавалере 12-ти орденов.

Красная кавалерия

Почему-то так сложилось, что для ковровчан 87-й запасной кавалерийский – забытый полк. Между тем история этой части свидетельствует о напряженной работе, которая велась в Коврове особенно в первые самые трагические и сложные месяцы Великой Отечественной. Согласно документам Центрального архива Министерства обороны России, 6 августа 1941 года в исполнение директивы командования Западного особого военного округа № 0421 находившийся в Белоруссии 87-й запасной кавалерийский полк эшелоном был отправлен в город Ковров. 14 августа 41-го полк прибыл на место назначения и разместился в местном военном городке и в лагере у станции Федулово, получив для связи почтовый ящик п/я № 87.

Главной задачей полка являлась подготовка кавалеристов – как рядовых, так и командного состава, для боевых частей Красной Армии. К началу Великой Отечественной в составе РККА находилось 13 кавалерийских дивизий и 4 кавалерийских корпуса, которые требовалось постоянно пополнять новыми кадрами, причем уже во время боевых действий дополнительно развертывались и другие кавалерийские части.

Вскоре был назначен новый командир 87-го запасного кавполка 39-летний полковник Григорий Андреевич Белов, служивший в армии более 20 лет и ранее командовавший двумя кавалерийскими полками. В свое время он был участником Гражданской войны, воевавшим против белого генерала Врангеля и батьки Махно.

Глубокий тыл

Начало Великой Отечественной Белов встретил в Москве преподавателем на кафедрах общей тактики и тактики конницы Военной академии РККА имени М.В. Фрунзе, однако для этого опытного кавалериста командование нашло более масштабную задачу. Уже в начале сентября 1941 года полковник прибыл в Ковров и приступил к своим новым обязанностям.

Позже он вспоминал, что с первых военных дней рвался на фронт, подал несколько рапортов, и поэтому ехал в Ковров с тяжелым сердцем, так как многие его друзья уже бились с гитлеровцами, а ему приходилось отправляться в глубокий тыл. Однако вступив в командование 87-м запасным кавалерийским полком, Григорий Андреевич сразу забыл о своих переживаниях, так как задачи, стоявшие перед его частью, требовали почти круглосуточной работы и полной самоотдачи.

Враг наступал, фронту отчаянно требовались пополнения и новые части, в том числе кавалерийские, роль которых на первом этапе войны была особенно велика. Поэтому ускоренная подготовка кавалеристов в Коврове и его окрестностях велась полным ходом. Готовились не только люди, но и конский состав. Лошадей требовалось объездить, каждая коняга должна была привыкнуть к своему хозяину. Уже в сентябре 41-го на фронт были отправлены первые маршевые эскадроны.

Генерал Белов1Деятельность 87-го запасного кавполка и его командира получила высокую оценку командования. Напряженная учеба продолжилась и в 1942 году, причем еще в большем объеме. Однако когда положение на фронтах стало чуть легче, полковник Белов все-таки сумел добиться своего назначения в действующую армию.

Настоящий герой 

В июле 42-го Белов был отправлен на Брянский фронт заместителем командира 112-й добровольческой Башкирской кавалерийской дивизии, которая позже стала 16-й гвардейской.

Кстати, уже после его убытия, на базе 87-го кавполка в Коврове была развернута 1-я Запасная кавалерийская бригада в составе уже двух полков, один из которых находился непосредственно в городе, а второй – близ Федулово. В общей сложности там прошли обучение десятки тысяч бойцов и командиров. В 1943-1944 гг. бригаду лично курировал легендарный маршал Семен Буденный, с января 43-го занимавший пост командующего кавалерией Красной Армии. Воспоминания ветеранов свидетельствуют о том, что Буденный неоднократно приезжал в Ковров, инспектируя ход занятий в учебной кавалерийской бригаде.

Что же касается командира 87-го запасного кавполка Григория Белова, то он в 1943 году стал командиром 16-й гвардейской кавалерийской дивизии и возглавлял ее до конца войны. Под его командованием дивизия участвовала в Черниговско-Припятской наступательной операции и в битве за Днепр. В октябре 43-го Белов был произведен в генерал-майоры, а 15 января 1944 года за мужество и героизм ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

В дальнейшем его дивизия участвовала в Гомельско-Речицкой, Калинковичско-Мозырской, Белорусской, Висло-Одерской и Берлинской наступательных операциях. Победу кавалеристы Белова встретили на берегу Эльбы, завершив боевые действия 7 мая 1945 года. На историческом Параде Победы, состоявшемся 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве, генерал-майор Белов возглавлял сводный дивизион кавалеристов.

Причастность к истории

Службу в армии Белов продолжал до 1962 года, закончив карьеру генерал-лейтенантом, кавалером трех орденов Ленина, четырех – Красного Знамени, Суворова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, Знак Почета и польского ордена «Виртути Милитари». Легендарный кавалерист скончался в Москве 23 июня 1994 года в возрасте 93-х лет и был похоронен на Троекуровском кладбище, где на могиле генерала установлен очень скромный памятник.

А ковровчане почему-то совсем забыли о том, что их город в годы войны не только ковал Победу на своих заводах, но и являлся одной из главных баз формирования кадров для советской кавалерии. Среди Героев Советского Союза, память о которых увековечена в Коврове (а среди них есть, к примеру, лица, окончившие там профессиональное училище или недолго проработавшие на местных предприятиях) генерал-лейтенант Белов, командовавший полком в городе оружейников в самые тяжелые военные месяцы, не значится. Хотя причастностью такого человека к местной истории следовало бы гордиться.

В тему:

Слово очевидцу

Из воспоминаний кавалериста, проходившего курс обучения в ковровском полку: «Начались будни, наполненные до отказа. Предстояло научиться многому, ранее мне совершенно неизвестному. Как ухаживать за конем: ежедневно чистить щеткой со скребницей «в семь кругов», следить за состоянием копыт, кормить и выгуливать; как седлать и расседлывать, изучив конструкцию седла. Конная подготовка требовала овладения многими физическими навыками и, первое время, давалась мне огромным трудом: до кровавых мозолей стирались внутренние поверхности бедер, то, что по-кавалерийски называлось «шлюз»… Приходилось выкладываться на занятиях по строевой подготовке в пешем и конном строю, вольтижировке, рубке лозы, стрельбе и многому другому».

На фото: кавалерия в Великой Отечественной войне

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике


Обсуждение