16+

Слышали звон и знаем, где он

У колокола есть не только язык, но и уши, губа, плечо, а также юбка, сковорода и корона. А еще – характер. «Нельзя просто взять несколько случайных колоколов и поднять на звонницу, – рассказывает суздальский звонарь, пономарь Космодемьянской церкви Евгений Ильинский-Фон-Эрнен. – Они обязательно должны быть созвучны. Поэтому колокола отливаются «семьями» или партиями, и если с одним колоколом что-то случается, очень трудно – практически невозможно – сделать такой же». 35-летний Евгений осваивает мастерство звонаря с 16 лет. Он учился у Юрия Юрьева и Валерия Гаранина и, по собственному признанию, продолжает учиться. «Самое дорогое в моей жизни, что я никогда не хотел бы потерять, – это моя семья и колокольный звон», – говорит он.

Третий год подряд в августовском Суздале собираются такие же увлеченные колокольным звоном люди со всей России и даже из-за ее пределов – на этот раз, например, была участница из Финляндии. «В Суздале я впервые, но мне здесь очень нравится: все очень русское, патриархальное, – поделилась Ольга Шевчук, старший звонарь церкви Георгия Победоносца, г. Ростов-на-Дону. – Я знаю, у многих возникает сомнение: может ли девушка быть звонарем? На самом деле может – было бы желание. Монашество для этого принимать не обязательно, но, конечно, в храмовые колокола может звонить только воцерковленний человек. Для меня звон – это послушание (работа, которую выполняют прихожане в церкви. – Прим.«Призыва»), но вместе с тем и большое удовольствие. Уши, конечно, от звона закладывает – бывает. Но в такой ситуации спасают «беруши».

Освоить азы колокольного звона можно всего за пару недель, утверждают звонари. Раньше для того, чтобы научиться, нужно было либо самостоятельно разбираться с инструментом, либо искать мастера, готового поделиться секретами. Сейчас проще: по всей стране открываются школы звонарей, такие есть в Москве, Ярославле, Новосибирске. Свою школу собираются открыть и в Суздале – правда, произойдет это, скорее всего, ближе к концу года. Брать обещают всех желающих, вне зависимости от пола, возраста и даже степени веры. Пока же все желающие изучали искусство бить во все колокола на мастер-классах, проводившихся на специально сконструированной передвижной звоннице каждый день фестиваля. Как оказалось, дело требует координации движений и развитого слуха, иначе вместо мелодичного трезвона получается какофония.

Партии колоколов включали в свои произведения многие русские композиторы: Глинка в «Иване Сусанине», Бородин в «Князе Игоре», Мусоргский в «Борисе Годунове» и т.д. Владимирский губернаторский симфонический оркестр на фестивале исполнил кантату Сергея Прокофьева «Александр Невский», вместе с музыкантами играли и звонари – на двух передвижных звонницах и колокольне Воскресенской церкви на суздальской Торговой площади. «В прошлом году мы уже проводили такой эксперимент, на этот раз решили его повторить, – говорит дирижер оркестра Артем Маркин. – Да, определенный риск в этом был, но музыка – это всегда риск. Три звонаря участвовали в выступлении, один из них ездил на репетиции во Владимир, с остальными мы репетировали перед началом концерта. Они буквально схватывали все на лету – так что, надеюсь, нам удалось удивить и порадовать аудиторию».

Между прочим, маэстро Маркин задался целью подготовить звонаря в собственном коллективе: ударник оркестра Марина Логинова освоила новый инструмент после прошлогоднего фестиваля, а в этом уже выступала наравне с остальными участниками. «Пока мое мастерство далеко от канонов, зато шире возможности для импровизации,  – призналась она. – Опыт у меня еще небольшой, возможность поиграть выпадает нечасто. В принципе, у меня нет задачи становиться профессиональным звонарем. Но все-таки я собираюсь практиковаться, когда представится возможность».

Просмотры:

Обсуждение

Добавить комментарий