16+

Пока в тренде Вася Пупкин с бодяжной сметаной

Малый бизнес – это не просто торговая точка на рынке, ателье или производство деревянных ложек, а источник дохода для местных бюджетов.

Покупая хлеб в пекарне рядом с домом или в маленьком магазинчике за углом, вероятней всего, часть ваших денег вновь окажется в вашем кармане в виде местных надбавок, или она пойдет на обустройство школ и поликлиник, а может быть, на эти средства разобьют клумбу в центральном парке. Если же вы приобретаете батон в сетевом магазине, зарегистрированном в ином регионе, то ваши деньги в виде налогов попадут в федеральный бюджет и бюджет того субъекта России, где торговая сеть зарегистрирована. А непосредственно поучаствовать в жизни родного города или поселка и устроить собственную судьбу можно, организовав собственное малое предприятие. Правда, о том, стоит ли это делать, мнения сложились разные.

Взгляд оптимиста

Екатерина Краскина, председатель Владимирского областного отделения «Опоры России»:

Сейчас отличная возможность для малого и среднего бизнеса развивать производство. В отличие от крупного бизнеса, малый обладает большей устойчивостью к кризису, он более гибок. Свободных ниш предостаточно. Проблемы испытывают крупные предприятия, а малые снимают сливки. Можно предположить, что санкции в отношении России и, обратные, – России в отношении зарубежных производителей, не будут держаться долго. Но года два у бизнеса есть, чтобы встать на ноги и, уже будучи сильным, войти в активное конкурентное поле. Основное направление развития в нашем регионе я вижу в производстве продуктов питания, особенно молочной продукции и животноводства.

В свете экономической ситуации рассчитывать на помощь государства сейчас сложно. Гораздо дальновиднее ярко проявиться перед обществом и властью как эффективное предприятие, сделать ставку на административную помощь. Речь тогда пойдет о решении проблем с выходом на другие рынки, государственными закупками и взаимодействие с крупным бизнесом.

Что касается преувеличенной опасности поглощения мелкого бизнеса крупным, то это в основном верно для торговой сферы. Крупные торговые сети продолжат поглощение средних магазинов, – об этом говорит мировой опыт развития торговли. Маленькие магазины смогут работать в формате узкой специализации и шаговой доступности. А что касается производственного бизнеса, то крупным компаниям невыгодно вкладывать деньги в создание собственных новых малых производств. Целесообразней работать с малым бизнесом и заключить с ним договор на определенные услуги или поставку составляющих производственного цикла.

Лично я считаю, что основная проблема малого и среднего бизнеса связана с небольшим количеством грамотных специалистов и управленцев. Сейчас многие совершенствуют свою команду. В сегодняшнем бизнесе нужны неординарно мыслящие, работоспособные и стрессоустойчивые профессионалы. Таких немного. В том числе и поэтому так сложно у нас развивается сфера, связанная с ремесленничеством, индустрией гостеприимства. Но я уверена, что и эта проблема будет решена.

Взгляд пессимиста

Виктор А., предприниматель с почти тридцатилетним стажем работы в области торговли, производства продуктов питания.

В девяностые годы, которые сейчас принято ругать, бизнес развивался большими темпами, потому что было много свободных ниш, налоговое законодательство было простым и не было произвола государственных структур. А с бандитами можно было всегда договориться. Сейчас все совсем по-другому.

Платежеспособность населения падает. Основные ниши заняты. Если налоги платить по-честному, то будешь работать себе в убыток, а на кредитные ресурсы лучше не рассчитывать, и не только потому, что  они недоступны, а потому, что при такой процентной ставке смысл в кредите теряется. Есть печальная шутка, что кредитная политика наших банков невыгодна даже торговцам оружием и наркотиками. И даже, если вы согласны влезть в серьезные долги с надеждой на продолжающуюся политику импортозамещения, нет никакой гарантии, что завтра границы не откроют, и весь новый производственный бизнес не будет одномоментно убыточным.

У предприятий, занятых производством продуктов питания, две основные беды: вхождение в сетевые магазины и распространение фальсификата.  Несмотря на лозунги и попытки разных производителей объединиться, чтобы попасть на прилавки мега-торговых сетей, все это не работает без прямого распоряжения чиновника высоко уровня. С фальсификатом подобная же история. Можно добиться супер-популярности твоей продукции, а потом придет Вася Пупкин и начнет бодяжить сметану из гипса и крахмала, растительных жиров с малым содержанием молока, и его продукция из-за дешевизны будет быстро продаваться, он будет выигрывать в закупках и окажется в прибыли. А я с экологически безупречной продукцией – в убытке. И никого это особо во властных коридорах не волнует. Власть только имитирует активность.

Для малых предприятий есть и другая опасность – стать привлекательным куском для крупного бизнеса. Очень часто договор о сотрудничестве с крупным бизнесом означает вхождение малого предприятия в группу компаний под патронажем крупного. Это, конечно, не рейдерский захват, но самостоятельность теряется сразу. И через короткий промежуток времени у малого предприятия меняется владелец с того, кто «раскрутил» предприятия на лицо, подконтрольное «старшему брату».

Для себя я определил, что бизнес не брошу.  Тридцать лет жизни не хочется зачеркивать. Но никаких иллюзий на развитие у меня нет. Государство может изменить ситуацию с развитием предпринимательства, особенно малого. Но хочет ли оно это сделать, для меня – вопрос.

Для ведения: 

  • Норвегия качает и нефть, и газ, а 80% доходов в бюджет дает малый и средний бизнес. Углеводородные деньги идут «в запас». И это здорово. 
  • 38 962 индивидуальных предпринимателей в области зарегистрировано на 1 апреля 2016 г.
  • Председателем Правительства РФ 1 июля подписано распоряжение о субсидиях, предоставляемых в 2016 году из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика». Общая сумма субсидий 1,51 млрд рублей. Получатели – 21 субъект РФ. Самый большой транш получит республика Татарстан – 328 млн рублей. Ивановской области дадут 21,6 млн рублей, Калужской – 46 млн рублей, Ярославской – 1,3 млн рублей. Владимирской области среди получателей субсидий нет.

 

Параметры, по которым бизнес признаётся “малым”:

  • 120 млн рублей – предельное значение дохода для микропредприятий;
  • 800 млн рублей – предельное значение дохода для малых предприятий;
  • 15 человек – максимальный показатель средней численности работников за предыдущий календарный год для микропредприятий;
  • 16-100 человек – максимальный показатель средней численности работников за предыдущий календарный год для малых предприятий.

Обсуждение

Добавить комментарий