Россияне выбирали президента – либо Ельцин, либо Зюганов. Дело было непростое. Реформы проводились крайне неуклюже. Одна приватизация чего стоила. Ваучер стал символом ограбления народа. Авантюра в Чечне разрушила имидж власти, и президента Ельцина в первую очередь. Его рейтинг катился к нулю.
Лидер коммунистов Зюганов рейтинг неумолимо набирал. И, тем не менее, в двух турах выиграл Ельцин. Почему?
Я не претендую на всеобъемлющий анализ тех событий. Расскажу лишь о том, чему был сам свидетелем.
Решение Ельцина
Важнейшую роль сыграло НТВ. Оно было создано по распоряжению президента на деньги Владимира Гусинского (группа «Мост») и сразу, без всяких конкурсов, получило четвертую кнопку. Возглавили его опытный аппаратчик Игорь Малашенко и Олег Добродеев, уже имевший опыт создания «Вестей» и Информационного телевизионного агентства (эта структура пришла на смену Главной редакции информации ЦТ СССР – программы «Время» и «Утро»).
В кратчайшие сроки была создана самая эффективная информационная служба. С Первого канала перешла программа «Итоги». Были приглашены несколько «коров в законе»: Володя Лусканов, Петя Орлов, Ира Зайцева, Саша Зараэлян и ваш покорный слуга. И взяли полтора десятка студентов факультета журналистики МГУ. Мы должны были обучать молодых «на марше». Хотя нам и самим-то было немного за 30.
Кстати, потом я использовал этот опыт при создании служб новостей на ТВ-6 Москва и «Звезде».
Но главное – не было запретных тем. Вплоть до критики президента. Особенно жестко ему доставалось в связи с первой чеченской кампанией. Лена Масюк и мы с Лускановым не вылезали из Чечни. С нами набирались боевого опыта Стас Грунский, Саша Хабаров…
После начала войны рейтинги программы «Итоги» и «Сегодня» взлетели, как ракета.
Аудитория НТВ привыкла, что этот канал – самый объективный, самый критичный по отношению к власти. И вдруг перед выборами НТВ однозначно встало на сторону Ельцина.
Так оправдался его стратегический расчёт при создании НТВ.
Чистый тефлон
Также очень профессионально сработали пресс-служба и пиарщики президента. Пресс-службу мы создавали с нуля. Ведь в советские времена, при стареющих и мямлющих генсеках пресс-служба в современном понимании была не нужна. Слова «пиар» вообще не было.
В свое время я, ради интереса, изучал опыт работы президента Рейгана со СМИ. Его называли «тефлоновый президент» – к нему не липла никакая грязь. И это пригодилось. Мы применили несколько уже опробованных в США принципов. Не буду рассказывать обо всех – это тема отдельной публикации. Но для примера. Когда мы готовили первую большую пресс-конференцию Ельцина в Кремле, я попросил пятерых своих друзей сесть в определенные места в зале. И дал президенту схему их рассадки. И Борис Николаевич первые пять вопросов предоставил им, обращаясь персонально. Получилось, что он знает журналистов в лицо.
В результате акции «Голосуй или проиграешь!» Ельцин в невообразимом кульбите обыграл Зюганова.
16 эфиров в сутки.
Во время выборов я возглавлял созданную мной информационную службу на ТВ-6 Москва («6 новостей» и «6 новостей недели»). ТВ-6 было популярным каналом с уверенной аудиторией в 109 млн зрителей. А после моего интервью с Александром Лукашенко он включил ТВ-6 на всю Белоруссию.
Себестоимость моих новостей составляла 7-80 долларов за минуту, в то время как на других общероссийских каналах – 400-500 долларов. А рейтинги были сопоставимы с друзьями-конкурентами.
Мы неплохо подготовились. И во время первого и второго тура тех теперь уже легендарных президентских выборов я провел в прямом эфире по 16 специальных выпусков новостей в сутки.
Хорошо, что в Останкино есть душевые для ведущих…
Обсуждение