Клязьму расчистят добытчики песка

Областной департамент природопользования готов приступить к очистке русла главной водной артерии региона - реки Клязьма.

1010 0

За последние годы вода в Клязьме стала чище – говорят, из нее иногда выуживают даже стерлядь и раков. Это, наверное, единственный плюс снижения объемов производства на предприятиях Московской области. Река стала чище, но мельче. Клязьма утопает в иле, захламляется упавшими ветками, деревьями и прочим природным «мусором».

Многие старожилы хорошо помнят, как по Клязьме от Владимира до Спас-Купалища курсировала «Зарница». Сегодня по главной водной артерии области не то что прогулочный пароходик – обычная лодка рискует налететь на мель.

С тем, что чистить русло реки необходимо, согласны все: и экологи, и чиновники, и общественность. Вечный вопрос – где взять на это денег? Директор областного департамента природопользования Алексей Мигачев сетует, что федеральные средства выделяются только на очистку водных гигантов – таких как Волга и Енисей. Малые реки Москва отдала  на откуп субъектам Федерации. «Межрегиональная» Клязьма к исполинским водоемам не относится, но малой ее назвать трудно. И все же выход есть: например, привлечь к работе по очистке русла частные предприятия. Тем более что и экономическая выгода для них отчетливо нарисовалась.

Владимирская область в ближайшие годы будет остро нуждаться в строительных материалах, в частности, в песке. В настоящее время строится обход Бараков, Лыбедская магистраль, планируются работы на южном объезде Владимира, прокладка высокоскоростной магистрали «Москва-Казань» и возведение вокзальных комплексов. Клязьминский песок вполне подходит для строительства дорог и планировки территорий. А в Суздале, например, где начнется самая масштабная стройка высокоскоростной магистрали, он в дефиците. На землях Ополья в избытке только глина и чернозем.

– Если два года назад частники не были заинтересованы в очистке Клязьмы и добыче песка, то сегодня ко мне поступает множество предложений от предприятий-недропользователей, – говорит Алексей Мигачев. – В текущем году мы готовы запустить в работу 4 земснаряда (технических судов, предназначенных для производства дноуглубительных работ и добычи нерудных строительных материалов – авт.). Лицензия на эти работы оформлена на «Корпорацию развития Владимирской области», которая, в свою очередь, будет заключать договоры подряда с частниками и контролировать их работу.

Департамент природопользования планирует начать очистку русла на четырех участках. На двух из них – в районе Загородного парка и поселка Мостострой – работы уже ведутся. Еще два земснаряда могут появиться между новым городским пляжем и лодочной станцией и в районе Владимирской ТЭЦ. Если все получится, очистка русла продолжится и на других участках.

Впрочем, по словам опытных «намывателей песка», работа эта не из легких. Так предприятие, работавшее на Клязьме в 2015-м, за год смогло пройти только 200-300 метров русла. Более быстрому продвижению мешает сильная захламленность реки и… контроль надзорных органов. Росприроднадзор следит за исполнением Водного кодекса РФ, который запрещает практически всю деятельность по берегам рек. Рыбнадзор встает на защиту водных обитателей, попадающих порой в воронку земснаряда.

Но несмотря на все трудности, работать в этом направлении надо. Ведь очистка реки положительно скажется на экологии, экономике и туристическом развитии региона. И тогда, возможно, через несколько лет новая «Зарница» повезет туристов по старому маршруту.

Фото: http://www.panoramio.com/photo/28369724

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике


Обсуждение