Занесенные снегом

Когда приходит зима и снег заметает землю, жители суздальской деревни Катраиха начинают тянуться к теплу, к людям, в города.

230 0

Не потому, что дома плохо – просто случись что, и помощи не дождешься. Снега…

Белый плен

Катраиха – идиллический уголок, небольшая деревня в центре Суздальского Ополья. Здесь свежий воздух, чистая вода, свои овощи и зелень. Летом все тридцать деревенских дворов полны: сюда с удовольствием приезжают семьи с детьми; их не останавливает даже отсутствие в деревне газа и канализации, ведь все остальное – настоящий экологический курорт. Зимой в Катраихе остаются только самые стойкие либо те, кому больше некуда деваться: когда заметает дорогу, люди оказываются буквально в зоне отчуждения.

– После нового года, когда начались снегопады, мы оказались отрезаны от мира, – вспоминает Алексей Ким. – Самое плохое, что обычно дома стараешься держать запас продуктов, но тут я что-то оплошал: хлеба не было и спички кончились. Чтобы разжечь печь, переворошил всю одежду, которая была в доме, все карманы… Была вода, соль, макароны из старых запасов, на них и продержался.

DSC_0203Алексей Ким сейчас живет один. Его сын снимает зимой квартиру в Суромне: двоих детей надо каждый день возить в садик и школу, самому ходить на работу, а как это сделать, если вечером ты не знаешь, сможешь ли наутро вообще выбраться из дома? Жена Алексея в Сургуте – заболела, понадобилась операция. Ее забрала к себе дочь: когда Катраиху заметают снега, «скорая» сюда не приезжает. Местные вспоминают: когда одному из жителей соседних Выселок нужна была помощь, была организована целая операция по его вывозу: на санках человека довезли до станции «209-й километр», там погрузили в электричку, доставили во Владимир и уже там передали врачам.

– Это вообще-то общая ситуация, – рассказывает Алексей Ким. – Зимой автолавка с продуктами к нам тоже не приезжает, и рейсовый автобус отменили. Так что если что-то понадобилось – берешь рюкзак и отправляешься в Выселки. Если дорогу расчистили, то на машине. Если нет, то пешком по сугробам, два километра в один конец.

Больной крюк

Дорога – главный местный камень преткновения. Вообще-то их даже две, и обе – довольно условные. Первая – короткая, всего два километра от областной асфальтовой дороги на Сокол до самой Катраихи. Но она, хотя и отмечена на картах, формально считается вовсе не дорогой, а пахотной землей местного сельхозпредприятия. По словам местных, в теплое время года аграрии пытаются перекопать ее траншеями, чтобы помешать людям ездить. Зимой, когда поля замерзают, ничего вроде бы не мешает сделать короткий путь на «большую землю», хотя бы временно. Но увы. «Иногда к нам все-таки приходит грейдер, мы много раз просили водителя расчистить для нас этот участок, даже готовы были заплатить из своего кармана, – объясняет Сергей Козлов, житель Катраихи. -Но водитель говорит, что ему категорически запретили, к тому же у него на машине ГЛОНАСС, так что даже если бы он нас пожалел и пошел навстречу, мог бы получить неприятности на работе».

Вторая дорога ведет от областной трассы к Катраихе через три другие деревни.
«Крюк» получается около 15 километров, но проблема даже не в потерянном времени, а в том, что дорога пролегает в чистом поле. Снег, ветер – и вот ее опять нет. Сергею Козлову попытка пробиться в Катраиху стоила здоровья. «Сначала нам говорили: ну что вам тут чистить, у вас тут все равно никто не живет, – говорит он. – У меня есть квартира во Владимире, но хорошо – я прописался здесь. Пока добирался до дома по этой якобы расчищенной, а на деле заметенной дороге, несколько раз застревал в снегу. Пока выходил и откапывался, застудил лицевой нерв. А врач говорит, лечиться придется еще несколько месяцев. Если бы нам расчистили короткую дорогу, такого не произошло бы: там есть небольшая лесополоса, это естественная преграда, она хоть как-то защищает от ветра и метели».

Спасение выживающих

В Боголюбовском сельском поселении, к которому приписана Катраиха, разводят руками: и рады бы помочь, но нечем: согласно прошлогоднему постановлению губернатора, полномочия по розыгрышу заявок на ведение дорожных работ переданы от местной администрации в районную. Сергей Корнилов, глава администрации Боголюбовского сельского поселения, звонит в компанию, которая получила тендер по очистке дорог, и уточняет: специального графика нет, техника выезжает по заявкам. И то не сразу, потому что деревень в районе много, а грейдеров мало. Катраиху чистили после снегопада, прошедшего 22 декабря. И хотя дорогу быстро переметает, с этим все согласны, другого выхода из ситуации не видно.

– Что касается короткого отрезка, который просят расчистить, – это поле, принадлежащее СПК «Нива», – объясняет Корнилов. – Я эти дороги не размечаю, это полномочия района. Да, людей жалко, но мы ничего не можем сделать. Мы не в состоянии ни чистить, ни ремонтировать дороги; на это просто нет денег. С тех пор, как большинство полномочий были переданы району, наш бюджет сократили в три раза.

С другой стороны, Корнилов пообещал разобраться с автолавкой, которая, как оказалось, должна приезжать в деревню регулярно, несмотря на сезон.

– Не повезло нам главным образом в том, что в Катраихе не живет ни одного чиновника, – смеется Татьяна Алексеевна, еще одна местная жительница. – Иначе была бы у нас дорога, был бы и газ. А так мы получаемся никому не нужные и такое ощущение, что все время бьемся головой о стену.

Дорога на Катраиху представляет проблему не только зимой, когда ее заметает снег. Весной и осенью вода и грязь превращают дорогу в непролазные хляби. Укрепить бы ее и подсыпать, но… Дело в том, что территория, на которой находится Катраиха, попала в глобальные областные планы: сначала речь шла о строительстве аэродрома на Соколе, теперь этот проект вроде бы заморозили, но на повестке появилась скоростная железнодорожная магистраль «Москва-Казань». «Нам говорили, что будут строить аэродром, магистраль, заодно сделают инфраструктуру: дороги, газ, воду», – говорит Сергей Козлов. «Разговор шел даже о переселении нескольких населенных пунктов, так что о каких-то глобальных мерах поддержки говорить несвоевременно», – считает глава Корнилов.

Люди, брошенные на произвол судьбы и зимней погоды, учатся выживать сами: с доставкой продуктов и лекарств помогают соседи, которые с машинами, они же поговаривают о том, чтобы купить вскладчину вездеход или снегоход.

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике


Обсуждение