Главное отличие европейских рождественских праздников от отечественных заключается в том, что праздновать здесь обычно начинают аж за четыре недели до Рождества (например, в этом году – с 29 ноября). Это время называется «адвент». Детям дарят специальные календари адвента, на которых можно отмечать, сколько дней осталось до праздника (иногда за цифрой прячется ячейка, в которой можно найти пожелание или маленький подарок). И, разумеется, с первых дней адвента начинаются рождественские ярмарки.
Германия
Рождественская ярмарка непременно займет главную площадь в любом, даже самом маленьком городе. В городе побольше ярмарка займет несколько площадей и пару примыкающих к ним улиц. Там можно будет совершенно спокойно провести день: кататься на каруселях и на живых лошадях, обедать жареными колбасками, печеной картошкой и тушеной капустой, покупать подарки для всех – от близких друзей до случайных знакомых. На ярмарках принято проводить время семьями и большими компаниями. Однако в тесноте, да не в обиде: колбасок, глинтвейна, мест за столиками хватит на всех. На каждой ярмарке гуляет Санта с мешком, поздравляет детей и дарит им разные мелочи. Кстати, это может быть как нанятый артист, так и доброволец, который купил костюм и подарки просто так, из любви к Рождеству. Часто бывают сюрпризы: например, в Нюрнберге музей почты выпускает настоящую старинную почтовую карету.
Голландия
У ближайшей немецкой «соседки» рождественские традиции коренным образом отличаются. Главный волшебник праздника – Синтаклаас – приплывает на своем корабле, почему-то из Испании, примерно в середине ноября (в маленькие городки он может прибыть верхом или на телеге) и гуляет по стране до 6 декабря. В основном он участвует в парадах и городских праздниках; упаковкой и раздачей детских подарков заняты его помощники Черные Питеры с крашенными ваксой лицами. 6 декабря Синтаклааса всей страной провожают домой, после чего Голландия живет совершенно спокойно. Рождественские ярмарки работают только по выходным, причем продается на них практически то же самое, что на обычном рынке: сыры, селедка, футболки и т.п. 24 и 25 декабря официально считаются нерабочими днями, но подарки в это время голландцы друг другу не дарят: предпочитают открытки.
Чехия
Здесь во время рождественских праздников гуляют с музыкой. На каждой праздничной площади с утра до вечера кто-то играет. Выступают серьезные симфонические оркестры, церковные хоры, духовые оркестры пожарных и полицейских, школьники и подопечные домов престарелых, а также любые местные группы в диапазоне от фольклора до джаза. Концерты также проходят во всех церквях, причем попадаются очень интересные сочетания – например, орган и труба. Остальное как везде: ярмарка с сувенирами, глинтвейн и местное лакомство «трдельник» (спираль из теста).
ЦИФРА: 5340 подарков в минуту покупают в США перед Рождеством
4 признака ярмарки в Европе
Кружка
В каждом городе, а иногда и в каждом лотке делают свои варианты кружки для пунша, глинтвейна или чая. Можно вернуть продавцу, забрав отданный ранее залог, а можно оставить себе и собрать коллекцию.
Пряник
Пряники бывают всевозможных форм: елочкой, сердечком, снеговиком; с именами или праздничными пожеланиями. Такие хорошо дарить друзьям и детям, но съесть, не отходя от прилавка, тоже неплохо.
Шары
Сувенирные ряды не обходятся без стеклянных шаров ручной работы, вручную же расписанных всевозможными зимними сюжетами. Есть и крохотные, и гигантские. Если повезет – мастера будут делать всю эту красоту прямо на ваших глазах.
Карусель
В центре ярмарочной площади обычно стоит карусель, на которой никто не катается. Каждый час она начинает крутиться, демонстрируя публике различные библейские рождественские сюжеты в исполнении деревянных фигурок.
В тему:
Звезды полосатые
В Риге провели необычную рождественскую рекламную кампанию.
На рождественские ярмарки в Европе обычно зазывает какой-либо канонический персонаж: Санта Клаус или Крайсткиндл (правда, рождественское дитя обычно изображает не ребенок, а красивая блондинка). В Риге пошли другим путем: чтобы привлечь внимание туристов к городским праздникам, задействовали… котов.
Несколько лет назад полосатого Кузю и черно-белого Муриса взял из приюта для бездомных животных действующий мэр Риги Нил Ушаков. С тех пор коты обитают в городской ратуше, вызывая восторг сотрудников, гостей, журналистов и вообще всех, туда входящих.
Их способность покорять сердца решили использовать в более широких масштабах. Для рекламной кампании Кузю и Муриса сфотографировали в самых популярных местах: на главной площади, в музее, на знаменитом Рижском рынке и, само собой, в баре, где подают рижский бальзам.
Реклама сработала: в Риге отмечают, что спрос на гостиницы и авиабилеты в городе вырос. Для того, чтобы вызвать интерес, вовсе не обязательно казаться большим и важным: «самым главным», «самым новогодним», ставить «самую большую елку» и т.п. Вполне достаточно показать себя уютным и гостеприимным местом, где любят кошек. Тем более, каждый знает: в плохом месте кот не останется!
Обсуждение