Арт-хаус на свои кровные

В Областном доме работников искусств по инициативе «Владимирской киношколы» прошла творческая встреча с кинорежиссером Арсением Гончуковым.

456

В рамках встречи состоялся премьерный показ его фильма «Последняя ночь». Это уже четвертая полнометражная картина 36-летнего режиссера. И его можно смело назвать нашим земляком – Гончуков родился и провел раннее детство в Вязниках, затем жил и учился в Нижнем Новгороде, откуда и отбыл в Москву.

Арсений, ваше имя последнее время стало почти нарицательным, из геройского разряда «снимал и снимаю сам, без государственной поддержки, не прогибался перед продюсерами и прогибаться не собираюсь»… Все мы снимаем шляпу перед таким искренним подвигом, но разве это нормальная ситуация?
– Не знаю, подвиг это или нет, но наша деятельность абсолютно искренняя, я снимаю заведомо не окупаемые фильмы и, когда это возможно, говорю организаторам показов, чтобы вход в кинозал на мои фильмы был бесплатным. Будем считать это моей философией, я даже писал однажды некий личный «Манифест режиссера», в котором как раз говорится о том, что не надо ждать манны небесной, ждать продюсеров – снимайте, пока есть свежая идея, здоровье, силы и задор. В нашем государстве много талантливых ребят ждут десятилетиями своего шанса, в итоге растрачивая силы и жизнь зря.

Мы не выбираем времена, как не выбираем родителей, поэтому – снимайте на свои небольшие деньги, минимизируя производство. Я всегда говорю: продавайте машины, квартиры, начинайте снимать сами. Мне 36 лет, все мои друзья давно с солидными машинами и квартирами, а я до сих пор не имею своей квартиры, у меня нет даже какого-то имущества, я все средства вкладываю в кино.

Не то что моя ситуация нормальна, но нормальна та ситуация, когда люди изыскивают любые возможности для того, чтобы творить.

Небольшой бюджет ставит перед создателями фильма особые задачи. Первый фильм вы сняли за 600 тысяч рублей, новая картина «Последняя ночь» имеет бюджет 2,5 миллиона…
– Это не процесс идет по нарастающей – это мы двигаем этот процесс по нарастающей. И мы это заслужили. Большую часть денег на «Последнюю ночь» выделил наш доброжелатель, не требуя возврата и даже не требуя включить его имя в титры. Не за красивые глаза дал, а увидел, как много мы делаем и что мы делаем, – в первую очередь он оценил наши фильмы. Поэтому характер средств, потраченных на картину «Последняя ночь», его структура складывается из наших предыдущих фильмов.

Ваши актеры снимаются бесплатно, или почти бесплатно… Они потом получают свои «роялти», если ваш фильм начинает приносить хоть какие-то «возвратные» деньги инвесторов и спонсоров?
– Вы зря добавили слово «почти». Мои актеры снимаются бесплатно, совсем бесплатно, причем и народные, и заслуженные. Как сказал один мой знакомый, мы живем в такое время, когда снимается до обидного мало фильмов, а актеров хороших – много. Русская земля рождает огромное количество очень талантливых людей. Помню, я делал тендер для музыки к своему фильму, объявил конкурс. И откликнулось аж 60 человек, которые готовы были работать бесплатно! А ведь у многих из этих энтузиастов очень солидная фильмография… Некоторые спрашивают после таких рассказов: «На что же тогда тратится бюджет?». На дорогу актеров и команды из других городов, на их проживание, на еду на площадке, на звукорежиссера, на постпродакшн, всего не перечислить. Это бесконечные затраты! Конечно, далеко не все это понимают, но я постоянно трачу деньги на фильм даже после того, как мы его уже сняли и смонтировали. Много бывает и таких примерно предложений: мы тебе даем на производство миллион, а ты верни нам через год два миллиона. Поверьте: если бы я связался с такими людьми с самого начала, я бы сейчас не думал о пятом фильме, а лежал на дне Москвы-реки в тазике, залитом цементом. Не думаю, что мои коллеги режиссеры или актеры желают подобного развития событий.

– Ваш любимый жанр, судя по фильмам, – драма. Это любимый жанр почти всех режиссеров авторского, малобюджетного кино России. Почему, как вы думаете?
– Драма, трагедия… Это не жанр какой-то излюбленный, а просто форма повествования, как мне кажется. Форма размышлений о жизни, судьбах людей и героев, о современном мире, в котором мы живем. А живем мы все не просто. И об этом нужно и важно говорить. Далеко не любое жанровое кино я бы стал снимать. Меня иногда спрашивают про тот или иной фильм: вы его сняли на основе своего опыта? Что тут ответить? Конечно, своего эмоционального опыта. Иначе не было бы для меня смысла вообще этот фильм снимать.

Ваши советы начинающим – тем, кто снимает сейчас короткометражное кино «на коленке», особенно в провинции?
– Сжато на этот вопрос не ответишь. Но если попытаться – мои главные советы. Первое: снимайте, снимайте и снимайте. Ищите где угодно средства, жертвуйте всем, чем только возможно, и никого не ждите. Второе: учитесь! Кинематографиста без образования и без знания основ режиссуры, монтажа, актерского и операторского искусства – не бывает. Очень хорошо, что и у вас в городе теперь появилась своя небольшая киношкола, где молодежь получает азы кинопроизводства, а потом ребята и сами начинают снимать свои короткометражки, играть роли, монтировать. Ничего не знать и пробовать снимать что-то свое – это преступление не только перед зрителями, но в первую очередь перед командой и самим собой. Поэтому я желаю славному городу Владимиру более активного кинопроцесса. И очень надеюсь, что еще не раз приеду к вам со своими новыми картинами.

Беседовал Сергей РУБАШКИН

 

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике


Обсуждение