В рамках встречи состоялся премьерный показ его фильма «Последняя ночь». Это уже четвертая полнометражная картина 36-летнего режиссера. И его можно смело назвать нашим земляком – Гончуков родился и провел раннее детство в Вязниках, затем жил и учился в Нижнем Новгороде, откуда и отбыл в Москву.
– Арсений, ваше имя последнее время стало почти нарицательным, из геройского разряда «снимал и снимаю сам, без государственной поддержки, не прогибался перед продюсерами и прогибаться не собираюсь»… Все мы снимаем шляпу перед таким искренним подвигом, но разве это нормальная ситуация?
– Не знаю, подвиг это или нет, но наша деятельность абсолютно искренняя, я снимаю заведомо не окупаемые фильмы и, когда это возможно, говорю организаторам показов, чтобы вход в кинозал на мои фильмы был бесплатным. Будем считать это моей философией, я даже писал однажды некий личный «Манифест режиссера», в котором как раз говорится о том, что не надо ждать манны небесной, ждать продюсеров – снимайте, пока есть свежая идея, здоровье, силы и задор. В нашем государстве много талантливых ребят ждут десятилетиями своего шанса, в итоге растрачивая силы и жизнь зря.
Мы не выбираем времена, как не выбираем родителей, поэтому – снимайте на свои небольшие деньги, минимизируя производство. Я всегда говорю: продавайте машины, квартиры, начинайте снимать сами. Мне 36 лет, все мои друзья давно с солидными машинами и квартирами, а я до сих пор не имею своей квартиры, у меня нет даже какого-то имущества, я все средства вкладываю в кино.
Не то что моя ситуация нормальна, но нормальна та ситуация, когда люди изыскивают любые возможности для того, чтобы творить.
– Небольшой бюджет ставит перед создателями фильма особые задачи. Первый фильм вы сняли за 600 тысяч рублей, новая картина «Последняя ночь» имеет бюджет 2,5 миллиона…
– Это не процесс идет по нарастающей – это мы двигаем этот процесс по нарастающей. И мы это заслужили. Большую часть денег на «Последнюю ночь» выделил наш доброжелатель, не требуя возврата и даже не требуя включить его имя в титры. Не за красивые глаза дал, а увидел, как много мы делаем и что мы делаем, – в первую очередь он оценил наши фильмы. Поэтому характер средств, потраченных на картину «Последняя ночь», его структура складывается из наших предыдущих фильмов.
– Ваши актеры снимаются бесплатно, или почти бесплатно… Они потом получают свои «роялти», если ваш фильм начинает приносить хоть какие-то «возвратные» деньги инвесторов и спонсоров?
– Вы зря добавили слово «почти». Мои актеры снимаются бесплатно, совсем бесплатно, причем и народные, и заслуженные. Как сказал один мой знакомый, мы живем в такое время, когда снимается до обидного мало фильмов, а актеров хороших – много. Русская земля рождает огромное количество очень талантливых людей. Помню, я делал тендер для музыки к своему фильму, объявил конкурс. И откликнулось аж 60 человек, которые готовы были работать бесплатно! А ведь у многих из этих энтузиастов очень солидная фильмография… Некоторые спрашивают после таких рассказов: «На что же тогда тратится бюджет?». На дорогу актеров и команды из других городов, на их проживание, на еду на площадке, на звукорежиссера, на постпродакшн, всего не перечислить. Это бесконечные затраты! Конечно, далеко не все это понимают, но я постоянно трачу деньги на фильм даже после того, как мы его уже сняли и смонтировали. Много бывает и таких примерно предложений: мы тебе даем на производство миллион, а ты верни нам через год два миллиона. Поверьте: если бы я связался с такими людьми с самого начала, я бы сейчас не думал о пятом фильме, а лежал на дне Москвы-реки в тазике, залитом цементом. Не думаю, что мои коллеги режиссеры или актеры желают подобного развития событий.
– Ваш любимый жанр, судя по фильмам, – драма. Это любимый жанр почти всех режиссеров авторского, малобюджетного кино России. Почему, как вы думаете?
– Драма, трагедия… Это не жанр какой-то излюбленный, а просто форма повествования, как мне кажется. Форма размышлений о жизни, судьбах людей и героев, о современном мире, в котором мы живем. А живем мы все не просто. И об этом нужно и важно говорить. Далеко не любое жанровое кино я бы стал снимать. Меня иногда спрашивают про тот или иной фильм: вы его сняли на основе своего опыта? Что тут ответить? Конечно, своего эмоционального опыта. Иначе не было бы для меня смысла вообще этот фильм снимать.
– Ваши советы начинающим – тем, кто снимает сейчас короткометражное кино «на коленке», особенно в провинции?
– Сжато на этот вопрос не ответишь. Но если попытаться – мои главные советы. Первое: снимайте, снимайте и снимайте. Ищите где угодно средства, жертвуйте всем, чем только возможно, и никого не ждите. Второе: учитесь! Кинематографиста без образования и без знания основ режиссуры, монтажа, актерского и операторского искусства – не бывает. Очень хорошо, что и у вас в городе теперь появилась своя небольшая киношкола, где молодежь получает азы кинопроизводства, а потом ребята и сами начинают снимать свои короткометражки, играть роли, монтировать. Ничего не знать и пробовать снимать что-то свое – это преступление не только перед зрителями, но в первую очередь перед командой и самим собой. Поэтому я желаю славному городу Владимиру более активного кинопроцесса. И очень надеюсь, что еще не раз приеду к вам со своими новыми картинами.
Беседовал Сергей РУБАШКИН
Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter.