Родителям здесь не место?

Приют для молодых мам под угрозой выселения.

566 1
DSC_5549

Приют для молодых мам под угрозой выселения.

«Мамин домик», приют для маленьких мам, оказавшихся в сложных обстоятельствах, сам попал в непростую ситуацию – он может лишиться помещения, которое занимал три последних года.

«Призыв» уже рассказывал про «Мамин домик»; если коротко – это место, где находят приют молодые беременные девушки. Здесь о них заботятся, но главное – им дают возможность реализоваться в качестве матери и понять, что ребенок – это не игрушка, а большая ответственность. Такая мать уже не отдаст своего ребенка и не бросит его в мусорном баке.

Несколько лет «Мамин домик» путешествовал по съемным квартирам, но в 2011 году приют получил собственное здание – бывшую начальную школу в деревне Ельцы Киржачского района. За то время, пока дом стоял пустым, в нем успели растащить и сломать все, что только можно. В здании не было не только света и воды, но даже дверей и окон.

За полгода здание привели в порядок. Деньги на ремонт дали благотворители, но изрядную часть работ – побелку, поклейку обоев и т.п. – взяли на себя основатели приюта и волонтеры.

DSC_8095С самого начала было решено, что ничего «казенного» в приюте не будет. В результате каждая комната, где живут маленькие мамы с детьми, не похожа на другую – ни цветом обоев, ни мебелью. Общую гостиную привели в порядок московские дизайнеры – в рамках благотворительного проекта. Приют зажил новой жизнью.

У Арины Серавкиной, основательницы «Маминого домика», появилось несколько идей по поводу того, как помочь ее подопечным наладить жизнь. «Девочки» – некоторые из них из детских домов, другие из неблагополучных семей (впрочем, в последнее время появились и «благополучные» – чьи родители отказываются от забеременевшей дочери) – часто не умеют ни вести хозяйство, ни готовить, ни убирать. О занятии, которое могло бы помочь прокормить семью, речь тем более не идет.

Сначала их начали понемногу приучать к быту. Потом появился проект мастерских – стали делать сувениры, расписывать деревянные фигурки ангелов, зайцев и т.д. Затем известная кондитерская фирма бесплатно взяла Арину на курсы кондитеров, а она начала учить девочек делать шоколадные конфеты и прочие сладости. Впрочем, до собственного производства «Маминому домику» пока далеко: все, что делается в мастерских, либо съедают сами, либо дарят благотворителям и жертвователям.

Большие надежды

Недавно появилась еще одна мастерская – сыродельня. «Сыр мы раньше никогда не покупали, – рассказывает Арина Серавкина. – Для нас это было очень дорого. Потом подумали: в деревне есть коровы – почему бы не попробовать делать сыр самим?». Сейчас в приютском холодильнике вызревает экспериментальная партия плесневого «стилтона», а утро «девочек» начинается с чашки кофе со свежеиспеченной булкой, молодым камамбером и шоколадными трюфелями.

«Они попадают к нам испуганными, затурканными, привыкшими к самому плохому, – объясняет Арина Серавкина. – А мы показываем им другую жизнь, в которой они достойны лучшего и способны создать эту лучшую жизнь своими руками». Появились планы расшириться – построить для мастерских отдельное здание. В идеале – перейти на самоокупаемость, ведь вечно надеяться на чужое милосердие сложно.

Еще один штрих – обосновавшись в Ельцах, приют «Мамин домик», живущий за счет пожертвований, сам начал активно заниматься благотворительностью: например, Арина и ее «девочки» привели в порядок несколько сельских памятников участникам Великой Отечественной войны. Помогать старикам своей деревни – святое дело. «За три года никто из местных властей ни разу не приехал к нам и не спросил, как мы. Нужна ли помощь? – говорит Арина Серавкина. – Зато постоянно спрашивали, не сможем ли мы помочь первоклассникам из малообеспеченных семей к 1 сентября, пенсионерам ко Дню пожилого человека с подарками, на Пасху, на Новый год… Мы никогда никому не отказывали».

Понятно, что такая жизнь не могла продолжаться долго.

Убежище или «конвейер»?

В начале июля этого года истек срок действия договора о безвозмездном пользовании, по которому «Мамин домик» получил руину в Ельцах. По этому поводу в приют приехала комиссия – убедиться, что здание используется по назначению. Все вроде бы остались довольны. А затем «Домик» посетили депутаты местного Совета.

«Первое, что они сказали: надо остановить этот конвейер – кому он нужен? – вспоминает Арина Серавкина. – Они намекали, что мы не помогаем нашим девочкам, а, наоборот, толкаем их на неверный путь. Потом стали спрашивать, много ли у нас подопечных из Киржача – если нет, то какой смысл давать нам льготы. А мы не смотрим никогда – из Киржача или нет, принимаем всех. У нас были девочки и из Мурома, и из Гусь-Хрустального, и из Москвы. Потому что проблемы у них есть, а решения – такого, как наш приют – нет. А бывает, что девочка приезжая, а папа ее ребенка – местный…»

Пообщавшись с руководителями приюта, нардепы пошли к молодым мамам и объяснили напуганным женщинам, что живут они в своем доме на птичьих правах, что их детей органы опеки могут забрать в любой момент и, возможно, для всех это станет наилучшим решением. Одна из девушек разволновалась настолько, что ее пришлось везти в больницу.

Как выяснилось, депутаты должны решить, продлить ли с «Маминым домиком» договор о пользовании зданием на прежних условиях или установить им арендную плату. Была названа и сумма – около 50 тысяч рублей в месяц. Для приюта это непосильно: пожертвований, которые поступают от и без того поредевших из-за кризиса меценатов, впритык хватает на зарплату, коммунальные услуги и продукты. «Нам было сказано примерно следующее, – объясняет Арина Серавкина. – «У вас есть спонсоры, вы откуда-то берете деньги на свои проекты, на восстановление памятников, на подарки ветеранам и детям. Так почему бы не отдавать их в местный бюджет, а там уже сами решат, что кому дарить». Еще нам намекнули, что мы можем выкупить здание в собственность и закрыть все вопросы. Но как? Три года назад стоимость этой руины была около 2,5 млн рублей. Таких денег нам никогда не собрать. А если к цене добавят те улучшения, которые мы сделали своими руками за свой счет? Кстати, по условиям договора никакие компенсации за улучшение здания нам не положены».

Ожидание хуже смерти

Решение о «Мамином домике» должно было быть принято на одном из последних заседаний киржачского Совета народных депутатов. К назначенной дате в город приехали телевизионщики, и хотя для слуг народа это был отличный шанс на всю область заявить, что «Мамин домик» – дело нужное и полезное, в обиду его не дадут и право безвозмездного пользования продляют, такой возможностью народные избранники не воспользовались. Под предлогом того, что им хотелось бы лично пообщаться с руководством приюта, они перенесли решение на сентябрь. В приюте опасаются, что решение уже принято и оно не в их пользу, но его обнародование отложили до окончания выборов, чтобы не потерять лицо перед электоратом. А потом в отремонтированный и благоустроенный дом нетрудно будет найти более «приличного» арендатора.

Сейчас «Мамин домик» находится в подвешенном состоянии: здесь не знают, как жить дальше, что делать – и делать ли вообще что-нибудь, продолжать ли начатые проекты. Осенью, как обычно, будет наплыв маленьких мам: вчерашние детдомовки, нагулявшись за лето, обнаружат, что жизнь куда как непроста – и будет ли место, где их примут? «В любом случае, мы не сдадимся, – говорит Арина Серавкина. – Мы поставили в известность Общественную палату Владимирской области, аппарат омбудсмена Астахова, хотим дойти до губернатора. Мы – достаточно известная организация со сложившейся репутацией. На словах нами гордятся, но на деле никто не хочет просто успокоить нас, успокоить молодых мам с их детьми и просто пообещать, что все у нас будет хорошо. Пока нам говорят, что нас не выгоняют – но нам создают такие условия, при которых мы вынуждены будем уйти сами. Но мы не хотим уходить и будем бороться за свой дом. Хотя, если честно, надеемся только на чудо, больше нам надеяться не на что».

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Впрочем, в киржачской районной администрации нас уверяют, что приют вне опасности. «Вопрос о закрытии не стоит вовсе, – рассказала заместитель главы администрации района по социальным вопросам Татьяна Жигал. – Глава администрации уже вышел на горсовет с предложением о продлении аренды для «Маминого домика», все необходимые документы к настоящему моменту подготовлены. Что касается личного присутствия представителя организации на заседании – у депутатов это обязательное условие. Они пообщаются, и Совет примет решение. Но еще раз повторю, выгонять приют из дома никто не собирается». Хорошо, если так. Однако чтобы парализовать работу «Маминого домика», вовсе не обязательно выгонять молодых мам на улицу – достаточно установить такую арендную плату, которая будет для приюта непосильна. «Призыв» будет следить за развитием событий.

КСТАТИ
Полгода назад «Мамин домик» предложил администрации Киржача за свой счет отреставрировать одно из исторических зданий в центре города. Там хотели открыть благотворительную кондитерскую с рабочими местами для одиноких мам и льготными условиями для детей и пенсионеров. Отклика на эту просьбу до сих пор не поступило.

Марина Сычева

На фото: Основательница приюта Арина Серавкина (в центре) с подопечными

 

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике


Комментарии:

  1. Мария Антонова

    Арина, замечательный человек. Все силы и время отдает девочкам и их детям. Такие организации должны быть бриллиантом, которым гордятся в районе, а депутатике никак не утихомирится, им бюджет надо наполнять . Но не за счет же людей, которые сами благотворители и считают каждую копейку.

Обсуждение