16+

Олимпиада стала альтернативой ЕГЭ

Br01JhmPAncМарт – горячая пора для будущих абитуриентов: идут заключительные туры предметных вузовских олимпиад, проходит финальный этап Всероссийской олимпиады школьников. Фактически многие ребята поступают в вуз не летом, а весной.

Педагоги школы №25 г. Владимира, что называется, «держат кулачки»: буквально на днях должно стать известно, выдержала ли учащаяся 11-го класса Мария Буланова олимпиаду «Ломоносов» в МГУ. А в апреле станет ясно, прошли ли двое выпускников школы олимпиаду Нижегородской медакадемии.

Ворота в будущее

Многие из учащихся владимирских школ начинают участвовать в предметных олимпиадах с 9-х или 10-х классов: звание победителя или призера в этих испытаниях приносит дополнительные баллы при поступлении. А победа во Всероссийской или вузовской олимпиаде дает право на зачисление на бюджет по профилю вне конкурса.

Оказывается, высоких показателей ЕГЭ недостаточно: даже хороший балл (80-90) не означает, что ты попадешь на бюджетное место на престижную специальность. Так что олимпиада является отличной альтернативой ЕГЭ с его жесткими требованиями и контролем. А раз есть спрос, есть и предложение: «олимпийское движение» набирает обороты по всей России.

По данным Минобрнауки, в прошлом году во Всероссийской олимпиаде школьников по 21 предмету участвовали более 5,5 млн учеников 5-11-х классов. 1410 победителей и призеров олимпиады получили право поступления в вузы вне конкурса. Кроме того, вузы проводят 69 собственных предметных олимпиад. В них в 2014 году участвовали 1,5 млн школьников 9-11-х классов.

Без репетитора

Олимпийские задания на порядок сложнее заданий по ЕГЭ. Это логично: высшая школа стремится заполучить самых талантливых студентов. Так что репетиторы быстро перестроились. Теперь актуально стало готовить детей именно к олимпиадам.

Преподаватели вузов наперебой предлагают свои услуги. Например, Ассоциация преподавателей МГУ натаскивает ребят к олимпиаде «Покори Воробьевы горы». Цены зашкаливают. Во Владимирской области репетиторы гораздо скромнее: вознаграждение за один академический час варьируется от 350 до 1000 рублей. Существует сайт «Ваш репетитор», где представлены сведения о преподавателях вузов, предлагающих свои услуги по разным предметам, а также отзывы клиентов. Владимирцы там тоже зарегистрированы.

А вот в школе №25 города Владимира по этому поводу свое мнение.

– Наши дети занимаются в профильных классах с сильной подготовкой, это помогает им выигрывать олимпиады, – говорит Марина Львовна Тобиен, учитель биологии в медицинском классе. – Для сравнения: в обычном 11-м классе – по одному часу биологии и химии, а в медицинском – 7 часов биологии и 4 – химии. Репетитор не нужен.

Когда 65 = 100

Ребята, побеждающие во Всероссийской олимпиаде школьников, проходят в вузы без вступительных экзаменов. Разумеется, это олимпиада самого высокого уровня, там нужны незаурядные способности, знания и трудолюбие. К ней приравнены несколько вузовских олимпиад, например, олимпиада МФТИ, МИФИ, олимпиады по математике и информатике в МГУ и НИУ ВШЭ. Кстати, многие победители олимпиад при сдаче ЕГЭ (а сдавать его они обязаны) получают по тому же предмету баллы ниже 100. Но согласно приказу Минобрнауки 65 баллов по ЕГЭ (фактически это «тройка») у победителей и призеров олимпиад приравниваются к 100 баллам. То есть вне конкуренции в вуз проходят абитуриенты с 65 баллами. И это еще один стимул для ребят влиться в олимпийское движение.

К сожалению, наша область во Всероссийской олимпиаде малоконкурентна. За последние три года был лишь один победитель: в 2013 году Маша Андреева из Коврова выиграла олимпиаду по праву, сейчас она учится в высшей школе экономики.

В 2015-м в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников Владимирскую область будут представлять 7 учащихся -победителей регионального этапа. Это Мария Стулова, учащаяся 10-го класса гимназии №23 г. Владимира (немецкий язык, 79 баллов), Андрей Семенышев, учащийся 11-го класса Кадетского корпуса (физическая культура, 85 баллов), Алина Кузицына, учащаяся 10-го класса Ни-кологорской школы Вязни-ковского района (физическая культура, 85 баллов), Александр Работкин, учащийся 10-го класса школы №10 г. Владимира (литература, 115 баллов), Никита Воронов, учащийся промышленнокоммерческого лицея г. Владимира (право, 55 баллов), Софья Разумовская, учащаяся гимназии №23 (русский язык, 72 балла). Ребята имеют неплохие шансы.

Мы ищем таланты

Ученики Натальи Владимировны Кузнецовой, учителя физики, кандидата педагогических наук, являются победителями и призерами многочисленных вузовских олимпиад. Все без репетиторов поступают в самые солидные вузы страны. Педагог вспоминает: в 2012 году ее ученик Алексей Чернов победил в городском и региональном этапе и вышел на заключительный этап Всероссийской олимпиады. По баллам он оказался где-то посередине, тем не менее, успешно поступил в МФТИ. Учитель уверена: пока в регионе не будет серьезной физико-математической школы, мы не будем выходить на всероссийский уровень по этому предмету.

– Наше участие в 2012 году было впервые за 15 лет, когда наш регион вышел на уровень Всероссийской олимпиады по физике, и еще 15 лет вряд ли кто сможет поехать – очень уж жесткие критерии, – говорит Наталья Владимировна. – Мы не можем конкурировать ни с Долгопрудным, ни с Новосибирском, ни с Челябинском, ни с Саранском. Там созданы центры подготовки учащихся, ребята участвуют круглый год во всех олимпиадах, а это опыт.

Нужно учреждение, которое бы собирало одаренных детей со всего региона, уверены владимирские педагоги. В свое время была создана физико-математическая школа в Вязниках – к сожалению, она прекратила свое существование. Во Владимире была попытка создать учебное заведение для одаренных детей: промышленно-коммерческий лицей с несколькими профилями обучения. Лицей работал на площадке педуниверситета, находился в ведении облдепартамента образования и финансировался отдельной строкой. Сюда приезжали талантливые дети со всех районов, здесь преподавали кандидаты наук и доценты вуза. Но в начале 2000-х лицей перевели в ведение муниципалитета с подушевым финансированием, и он стал обычным образовательным учреждением.

Есть еще одна причина, по которой наш регион плетется в хвосте.

– Все регионы, занимающие призовые места Всероссийской олимпиады школьников, областные олимпиады проводят, начиная с самых младших классов, – объясняет Наталья Кузнецова. – А у нас, например, по физике областной этап начинается с 10го класса. Это неправильно. Как минимум, с 8-го класса это должно быть, потому что у ребенка элементарно не хватает опыта участия. И здесь мы проигрываем. К тому же в нашей области проводятся олимпиады не по всем предметам. Это большой минус.

ЦИФРА: 580 учащихся 9-11-х классов школ области приняли участие в региональном этапе Всероссийской олимпиады

 

Проверяем себя

Такие задания по русскому языку выполняли старшеклассники во время испытаний 2013 года.

ЕГЭ

«В начале XIX века французская академия вынесла постановление: не рассматривать работы, содержащие описание камней, падающих с неба. Ученым казалось, что все описания метеоритов, небесных камней – плод фантазии…»

Почитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводится значение слова «плод». Определите значение, в котором это слово употребляется. Три варианта ответа: а) часть растения, б) организм человека, в) порождение, результат чего-то.

Муниципальная олимпиада

Что общего между шарманкой и Катаринкой? При ответе аргументируйте свой ответ.

Дети должны ответить следующим образом: Шарманка – музыкальный инструмент, получивший название от популярной французской песенки «Шарман Катрин» («Прекрасная Катрина»), которую часто исполняли бродячие музыканты (4 балла). Слово «шарманка» получилось от укороченного названия полюбившейся песенки. (2 балла). У поляков и украинцев инструмент шарманка стал называться Катаринкой. (2 балла). (Ответ требует широты кругозора: нужно не только угадать значение слова, а знать историю его происхождения. Варианты ответов не предлагаются).

Олимпиада «Ломоносов»

«Маленький мопс обгрыз игрушку, и послышался звонкий визг». В написании каких согласных букв в предложении, в принципе, возможны ошибки и почему? Написание каких из них можно проверить, а каких – нет? Если проверить написание не удается, поясните, с чем это связано.

Просмотры:

Обсуждение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *