16+

Семьдесят дней в воздухе

il2_40Огненный таран» нашего земляка Николая Гастелло два года спустя повторил владимирский летчик Петр Тарапата.

Петр Тарапата родился во Владимире в большой семье – у него было пятеро братьев и сестер. Жизнь не была особенно счастливой: Тарапата ютились в полуподвальных комнатах на ул.Урицкого, мать много и часто болела, старшие братья были репрессированы и погибли. Петр уехал из города в Луганск, где закончил авиационное училище и сам стал летным инструктором.

Когда началась война, 33-летний Петр Тарапата продолжил заниматься своей работой и подготовил для армии десятки молодых летчиков. В 1942 году он сам попал на фронт и стал командиром 3-й эскадрильи 952-го штурмового авиаполка. Среди своих однополчан он был одним из самых опытных. «Товарищ Тарапата имеет налет на всех типах самолетов 1715 часов (это, между прочим, 71 день в воздухе! – Прим. «Призыва»), – говорится в его личном деле. – Из них на самолете Ил-2 – 112 часов без летных происшествий и поломок. Под его непосредственным руководством техсостав эскадрильи в зимних условиях без теплого обмундирования принял на заводе 64 боевых самолета и передал их в полной готовности действующим частям на фронт. Подготовленный им летный состав летает хорошо и отлично, с каждым днем совершенствуясь в технике пилотирования».

Ученики владимирской школы №34, занявшиеся установлением судьбы Петра Тарапаты, получили письмо от его однополчанина. «Мне тогда было 19 лет, а Петру Викентьевичу 34 года. Для нас он был как отец. Мы все, молодые летчики, его очень любили. Со всеми нами он обращался очень душевно, с уважением, всегда говорил с улыбкой, – писал ветеран. – После того, как все летчики были подготовлены для боевых действий, наш полк в сентябре 1943 года прибыл на фронт. И с аэродрома Фролы (близ ст. Катынь Смоленской области) мы начали бить фашистов, выполнять боевые полеты для ударов по войскам и боевой технике противника… Петр Викентьевич был всегда ведущим своей эскадрильи. Его эскадрилья выполняла очень важные боевые задачи в районе Орши и Витебска, Богушевска и других районах».

Описание боевых подвигов Тарапаты сохранилось в архивах Министерства обороны. «Будучи ведущим группы в составе 4 самолетов, 30 октября 1943 года сорвал контратаку противника. Ведомые им группы за четыре боевых
вылета подавили огонь 6-7 батарей, уничтожили до взвода солдат и офицеров противника». Свой последний бой капитан Тарапата принял 17 ноября 1943 года. Его самолет попал под сильный огонь. Израсходовав все боеприпасы и, очевидно, поняв, что не сможет добраться до аэродрома, летчик направил свой самолет в место скопления солдат и боевой техники фашистов. Его могилой стал огненный смерч.

За этот подвиг Петр Тарапата был награжден орденом Отечественной войны I степени. У него остались жена и дочь, следы которых потерялись. Другие родственники героя похоронены на Князь-Владимирском кладбище.

ЦИФРА
34 воинские части были сформированы во Владимире в годы войны.

Просмотры:

Обсуждение 1

  • Кузнецова Александра:

    Здравствуйте! Хотелось бы добавить информацию по поводу статьи “Семьдесят дней в воздухе”. Петр Викентьевич Тарапата является моим родственником (родной брат моего прадеда Тарапата Владислава Викентьевича). Спасибо большое за статью, за то что напоминаете нам о подвигах народа в ВОВ! Хотелось бы отметить, что нас (родственников Петра) нашли, также мы установили связь С Нелли Петровной Тарапата (дочь Петра), которая как оказалось живет в г. Москве. Если вам будут интересны подробности, то можете обратиться ко мне по электронной почте. Еще раз спасибо за статью!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *