16+

Патриотическая трагедия

12 Двадцатого марта во владимирском театре драмы премьера. Будут играть «Молодую гвардию».

Когда режиссер Владимир Кузнецов начал собирать постановочную команду для работы над спектаклем, посыпались отказы. Поначалу он рассчитывал, что инсценировку книги напишут профессионалы: материал сложный, к тому же исторический. Владимир Кузнецов по очереди предлагал сделать это трем драматургам, но везде получил отказ – по политическим мотивам. Пришлось писать самому. Уже прочитав сценарий, отказались работать художник и композитор. Слишком заметный получился акцент на сегодняшний день – они с этим не согласились. И это их право, считает режиссер.

Мученики и потомки

Старшему поколению нет нужды напоминать, чем знаменита «Молодая гвардия»: роман Александра Фадеева в советские времена штудировали в школах от корки до корки, а одноименный фильм Сергея Герасимова регулярно крутили по всем телеканалам. Однако с развалом «союза нерушимого» украинский Краснодон стал «заграницей», а роман по-тихому убрали из обязательной школьной программы.

Сейчас имена юных участников краснодонского подполья нынешние школьники не знают. Во Владимире, правда, есть улица Олега Кошевого. Но вряд ли кто из молодых знает, что этот лидер украинского подполья погиб в возрасте 17 лет. А всем остальным молодогвардейцам было от 14 до 20 с небольшим.

– Фактически дети, они были втянуты во взрослую войну, и заслуга их не только в том, что они, ежедневно рискуя жизнью, расклеивали по городу антифашистские листовки, развешивали красные флаги, собирали оружие и помогали землякам не терять веру в победу – ведь были и другие подпольные организации, -говорит режиссер Владимир Кузнецов. – Свой главный подвиг краснодонские ребята совершили в тюрьме – после провала «Молодой гвардии», когда из них выколачивали признания нечеловеческими пытками. Как это страшно, это патриотическая трагедия. Мы должны помнить этих ребят. Они – мученики.

Гибель во спасение

Почти сто молодогвардейцев расстреляли после жестоких пыток в январе 1943 года. Незадолго до того, как советские войска освободили Краснодон. Никаких «чистосердечных признаний» немцы так и не добились от них. И это, пожалуй, был самый сильный момент, ради которого и писался весь роман.

Владимир Кузнецов пришел к мысли поставить спектакль по «Молодой гвардии» случайно. До этого в течение двух лет в театре искали постановку, с которой достойно могли бы встретить 70-летие Победы. Среди вариантов был и спектакль «А зори здесь тихие». Предложил Кузнецову подумать о героях-молодогвардейцах театральный художник Станислав Бахвалов: мол, история о ребятах, которые не побоялись защищать свою Родину на оккупированной немцами территории, – это же патриотическая поэма.

Режиссер буквально ухватился за идею. За первоисточник, естественно, был взят роман Фадеева. Режиссер еще больше проникся историей, когда прочитал документальные свидетельства о деятельности организации «Молодая гвардия» и о трагической гибели ребят.

– Аналогов такой организации за всю историю Великой Отечественной не было, – говорит Владимир Кузнецов. – Причем возникла она как раз в то время, когда отступление Советской Армии в 1942 году достигло своей точки.

13Шли бои под Москвой, немцы подбирались к Сталинграду, и уже вся Украина была захвачена. В тот момент было непонятно, кто победит. Какими средствами дался людям перелом событий – слово «подвиг» даже не может передать всей его значимости. Здесь и приказ 227 Сталина «Ни шагу назад», и партизанское движение, и заградительные отряды – это все повлияло на перелом. И, конечно же, пример ребят, погибших в Краснодоне.

 

 

ОБ АНАЛОГИИ     

Владимир Кузнецов, режиссер:

Тот Ворошиловград – это сегодняшний Луганск. Мы стараемся напомнить зрителю нынешнюю ситуацию – но очень мягко, неназойливо, в небольших акцентах. Хотя у людей уже одно упоминание города Луганска может соединить две вехи истории.

Для меня в спектакле важно показать весь ужас фашизма. Чтобы люди, побывавшие на спектакле, смогли сполна ощутить его. Фашизм тогда и фашизм сегодня – это в спектакле прослеживается. Для меня сегодняшние события – повторение истории. Видимо, все забыли об этой трагедии.

Сделать спектакль мы хотим пронзительно. В некоторых моментах, может быть, даже очень жестко. Чтобы каждый раз напоминать нам генетический код против зла. Это актуально особенно сегодня – когда голосуют за фашизм. Все идет от незнания истории, от неуважения к своим предкам. В России нет ни одной семьи, где бы в этой войне не погибли члены семьи. Наш спектакль должен напомнить обо всем.

Страшные факты

Эта справка составлена на основе акта по расследованию злодеяний, совершенных гитлеровцами в Краснодонском районе.

Громова Ульяна Матвеевна – 1924 г.р. На спине у нее были вырезаны пятиконечная звезда, правая рука переломлена, поломаны ребра.

Земнухов Иван Александрович – 1923 г.р. Извлечен обезглавленным, избитым.
Все тело опухло. Ступня левой ноги и левая рука вывернуты.

Кошевой Олег Васильевич -1925 г.р. Тело носило следы нечеловеческих истязаний: не было глаз, в щеке была рана, выбит затылок, волосы на висках седые.

Левашов Сергей Михайлович – 1924 г.р. Перебита лучевая кость левой руки. При падении образовались вывихи в тазобедренных суставах, переломлены обе ноги… Пулевых ран не обнаружено. Был сброшен живым. Нашли далеко отползшим от места падения с полным ртом земли.

Тюленин Сергей Михайлович – 1924 г.р. В камере полиции при пытках на глазах у матери сквозную огнестрельную рану на левой руке прижигали раскаленным прутом, пальцы рук подкладывали под дверь и зажимали до полного омертвения конечностей рук, под ногти загоняли иголки, подвешивали на веревках, избивали, после чего отливали водой.

 

Любовь и война

Спектакль, конечно, не вместил в себя всех событий романа.

Однако на сцене мы увидим всех самых ярких персонажей: Улю Громову, Олега Кошевого, Любку Шевцову, Сергея Тюленина, Валю Борц, Сергея Левашова. История, которую расскажут нам актеры владимирского театра драмы, будет о любви. Ребята, которые ведут жесткую подпольную борьбу, хотят любить – ведь они так молоды. Но они не успевают почувствовать счастье. Уже в тюрьме, когда осталось жить всего ничего, они через стенку начинают признаваться друг другу в своих чувствах и хранят их до последней своей минуты. Несмотря на все пытки.

Просмотры:

Обсуждение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *