Монахи создают приют для брошенных животных.
Свято-Казанский скит Богоявленского монастыря в Вязниковском районе -«лесная глушь да божья благодать»: чтобы добраться туда, надо сначала ехать по федеральной трассе, потом по относительно приличной асфальтовой дороге, потом по более-менее проходимому проселку, а последние полчаса – бодро скакать по ухабам и колдобинам. И если повезет – не завязнешь в грязи, не сядешь в колею, не потеряешь бампер и не побоишься пересечь хлипкий, щербатый мост – то в конце пути увидишь дивной красоты пейзажи, в свое время удостоенные разворота в журнале National Geographic, и собственно скит: каменные ворота без забора, построенный еще в XVII веке при князьях Ромодановских храм Пресвятой Богородицы Казанской, разрушенный после революции и восстановленный в 2001 году, тихое старое кладбище и несколько деревянных домиков. Там живут обитатели скита: десяток монахов, еще столько же мирян, приезжающих сюда потрудиться или излечиться от различных недугов. И кошки.
Сейчас их около полутора десятков: некоторые брошены дачниками, которые летом изобильно населяют эти красивые места, других по дороге в скит подбирают, а затем подкидывают к храму люди, уверенные в том, что церковь должна позаботиться о тех, до кого нет дела остальным. Третьи берутся вроде бы ниоткуда – когда холодно и негде укрыться (из десятка окрестных деревень относительно обитаемой осталась только одна), они приходят искать приюта в скиту, четвертых рожают и выращивают уже освоившиеся в обители усатые-полосатые.
Пятнадцать с хвостиками
На улице довольно холодно, и сначала кошек не видно, но потом они начинают выходить. Рыжик – старейшина и главарь этого прайда, он остался еще от предыдущего настоятеля и сейчас живет в келье настоятеля нынешнего. Серая кошка с несколькими именами смекнула, что у приезжающих к местному святому источнику всегда есть чем поживиться, а потому прячется в камышах и выходит, когда появляются гости. Белый кот пришел в скит сам, остался при скотном дворе и даже нашел себе покровителя в одном из монахов. Буська, она же Вата, – самая младшая. Ее подобрали слепым котенком и выкормили молоком из шприца. Она все еще болеет и очень льнет к людям. Был еще, например, Бантик – самый хитрый из котов скита, но его уже давненько никто не видел.
Иногда поголовье доходит до пятидесяти хвостов. Впрочем, у кошек здесь много врагов: и холод, и лисы, и болезни (любая зараза распространяется очень стремительно, выкашивая слабых). Вызывать ветеринара в скит – дорого, а из местных никто навыками лечения животных не обладает. Кормят кошек остатками с монашеского стола – кашами, супом, рыбой; что-то приносят жители ближайшей деревни или привозят паломники. И, в принципе, это типичная ситуация: примерно то же самое можно увидеть и в любых монастырях, и на фермах, и при санаториях – в любом месте, где приблудная кошка сможет найти тепло и еду.
Скитским, пожалуй, повезло больше прочих. Во-первых, пушистых насельников здесь не обижают: они хоть и не окружены такой тотальной заботой, как домашние любимцы, но все же относительно сыты, одеты в антиблошиные ошейники, незапуганы, их не давят колесами и не травят собаками. А во-вторых, настоятель скита отец Севастиан решил изменить ситуацию.
С миру по миске
Тут надо упомянуть вот о чем: сам по себе скит – место очень небогатое. Времена, когда монахов содержали за счет церковной десятины, канули в Лету под вальсы Шуберта и хруст французской булки: в общем, теперь для того, чтобы сделать даже что-то нужное – перекрыть крышу у храма, построить баню или запасти дров на зиму, нужно долго и вдохновенно бегать по благотворителям и меценатам. Кошачьи нужды в скиту, откровенно говоря, занимают последние места. «В первую очередь, мы, монашествующие,
должны служить Богу и заботиться о людях, – рассуждает отец Севастиан, – но как сказано в Писании, «блажен, кто и скоты милует». (Мне сначала слышится «коты» – но это, конечно, не так: кошка – это единственное животное, которое ни разу не упоминается в Библии. Зато и единственное, кому разрешено входить в храм; правда, из соображений сугубо утилитарных: чтобы защищать ценные богослужебные книги от мышей).
Заботиться о приблудных кошках должным образом сами монахи не в состоянии, но и бросить их, выгнать из скита, оставить без еды и крова тоже не могут. И тогда они решили попросить помощи у людей.
Идею краудфандинга -интернет-кампании по сбору средств на определенные цели – принес в обитель Василий Землянухин, председатель благотворительного фонда «Введение», опекающего в том числе и Свято-Казанский скит. «Я разговаривал с одним человеком, который жил в США, о том, как жалко и кошек, и братию, – вспоминает Василий Федорович. – С одной стороны, было бы неплохо сделать в скиту что-то вроде приюта для брошенных животных. А с другой, скит еще сам в стадии становления, поэтому нельзя, например, отказаться от строительства трапезной и заняться кошкиным домом. И он рассказал про краудфандинг. Я нашел российский сайт «Планета», который этим занимается, и договорился о сотрудничестве».
Первый краудфандинговый проект вышел комом: хотели собрать средства на автобус для паломников, но сайт отказал, так как по своему уставу не поддерживает политические и религиозные организации. Потом родился проект по спасению списанных с ипподрома лошадей: участвовать в скачках они не в состоянии, но могли бы доживать свой век в каком-нибудь монастыре и приносить пользу: катать детей, позировать туристам, служить средством передвижения по бездорожью. Коней готовы были отдать даром, но требовались средства на место для их содержания – около полумиллиона рублей. Этот проект виртуальные благотворители не поддержали, хотя фонд рассчитывает еще вернуться к нему.
«Мы набили шишек, но поняли, как надо правильно действовать, – рассказывает Землянухин. – Поэтому с приютом для кошек у нас все получилось. Нас поддержали люди из разных городов и даже стран: пожертвования приходили из Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Тюмени, Иркутска, Краснодара, из Германии и Сербии. Некоторые не только переводили деньги, но и присылали письма, желали нам удачи, собирались приехать в гости. Получилось, что эти кошки открыли какие-то дверки в их сердцах. Мы были очень тронуты и очень благодарны тем, кто помог».
Круговорот добра
Всего на приют для живущих в скиту кошек собрано чуть больше 110 тысяч рублей, деньги (за вычетом комиссии краудфандинговой платформы) будут перечислены в начале декабря, и уже к Новому году фонд «Введение» рассчитывает построить в обители кошачий приют: деревянный и с теплым полом. Один отсек будущего кошкиного дома запланирован как спальный, другой – для кормежки, третий – для туалета. Собранных средств также должно хватить на услуги ветеринара и покупку кошачьего корма. Послушание заботиться об усатых-полосатых, следить за их здоровьем и поддерживать чистоту в домике будет возложено на кого-то из обитателей скита. Фонд обещает публиковать отчеты о строительстве и заселении приюта на «Планете» и собственном сайте.
– Есть крупные благотворительные фонды, которые все знают и которым доверяют, – рассуждает Василий Землянухин, – небольшому фонду вроде нашего надо сначала создать себе репутацию. Поэтому мы следим за тем, чтобы отчетность была прозрачной: какие сейчас существуют нужды, сколько денег мы получили, на что потратили. Строительство приюта – это не последний наш проект, теперь мы хотим попробовать что-то посерьезнее: например, собрать средства на праздник для детей из вязниковского центра для отказников. В самом Вязниковском районе благотворительность не очень развита: многие считают, что жертвовать можно только крупные суммы, другие и рады бы помочь, но нечем. Хотя даже небольшие деньги, если поступают регулярно и от многих людей, позволяют спасти тех, кто в этом нуждается. Так что для нас краудфандинг оказался действенным инструментом для того, чтобы найти помощь там, где не хватает собственных средств.
В последнее время все активнее развивается отечественный туризм, в том числе и паломнический: турфирмы активно ищут места, которые могли бы заинтересовать путешественников. В ход идут и легенды, и архитектурные редкости, и любые другие необычности, до которых так охочи люди. И кошки тут смогут отплатить добром за добро, выделив Свято-Казанский скит перед возможными посетителями из ряда всех прочих обителей. Как, например, произошло с монастырем святого Николая Чудотворца на Кипре: десятки кошаков, по преданию живущих здесь еще со средних веков и охраняющих местность от змей, привлекают в монастырь тысячи туристов. В азиатской Мьянме монастырь, обитатели которого обучили кошек несложным фокусам вроде прыжков через обруч, стал обязательным пунктом посещения и для пакетных программ, и для самостоятельных путешественников.
Впрочем, в вопросах будущего обители монахи уповают на Бога и его милосердие, а не на кошек. Отец Севастиан цитирует патриарха Кирилла: «Надо любить животных, потому что, проявляя любовь к животным, мы тренируем наши человеческие эмоции, становимся более человечными».
О нуждах обители и том, как помочь, можно узнать на сайте фонда «Введение» www.serapionova.ru
Обсуждение