16+

Первый владыка Залесской Руси

Феодор Суздальский2Нынешняя Владимиро-Суздальская епархия Русской православной церкви, одна из древнейших в современной России, ведет свою историю от времен Залесской Руси, центрами которой изначально являлись города Ростов и Суздаль.

Вскоре после принятия православия великим князем Киевским Владимиром Святославичем в 988 году и официального крещения Руси первым русским митрополитом Михаилом был хиротонисан епископ для Залесья с титулом Ростовский и Суздальский. Им стал святитель Феодор. Предполагалось, что этот владыка будет пребывать в Ростове Великом, однако сложилось так, что архиерей в конце концов перебрался на жительство в Суздаль, где и окончил свои дни. Окончательное переселение епископа Феодора с берега озера Неро на берег речки Каменки произошло в 1014 году – ровно тысячу лет назад. С тех пор «Богоспасаемый Суждаль» уже десять веков подряд является признанным духовным центром округи и одной из епархиальных столиц.

Архипастырь из Крыма

О первом суздальском епископе Феодоре известно не так уж и много. Летописные и церковные источники утверждают, что родом он был грек и до приезда на Русь в свите первого митрополита Киевского Михаила, тоже грека, являлся подданным Византийской империи. Любопытно, что в Киев будущий суздальский владыка прибыл из Херсонеса – византийской колонии на территории Крыма, где Владимир Святой принял крещение и откуда фактически пошло православие на Руси. В 990 году митрополит Михаил по воле великого князя Владимира Святославича посвятил Феодора в архиерейский сан.

Первоначально новый владыка был епископом Ростовским, однако вторым центром новой епархии на тогдашней северовосточной окраине Киевской Руси был город Суздаль, почему епархию стали называть Ростово-Суздальской, а Феодор – именоваться епископом Ростовским и Суздальским. Тогда лишь два года минуло от крещения киевлян. В Залесском крае население еще почти не было обращено в христианство. Жители Ростова, куда прибыл архипастырь, будучи приверженцами язычества, приняли владыку Феодора недружелюбно и даже враждебно.

В кратком рукописном сказании, сохранявшемся об этом святителе в ризнице суздальского Богородице-Рождественского собора, говорится следующее: «Прием святитель Феодор паству словесных овец в Суждальской стране, и видя их помраченными, начал, возлагая на Бога упование, сеяти семя Слова Божия, идольския капища разрушая, храмы же святые во славу Божию созидая и украшая. Зряше бо народи боугодное житие его и кроткий нрав, и слыша Богодухновенное учение его, по премногу удивляшеся, обращахуся в веру Христову и приимаху святое крещение».

Мятеж волхвов

После непродолжительного управления епархией владыка Феодор вынужден был бежать из Ростова в Суздаль, так как ростовские язычники угрожали епископу убийством. По-видимому, это было в 992 году. Несколько раз Преосвященный Феодор пытался вернуться в Ростов, причем с 1010-го по 1014 год он, видимо, несколько лет подряд вновь занимал Ростовскую кафедру, но потом опять вынужденно уходил в Суздаль. В 992 году епископ Феодор даже устроил в Ростове из дубовых бревен «дивный и великий» кафедральный Успенский собор, который простоял до 1160 года, но даже сооружение величественного храма не помогло смягчить сердца ростовских противников православия. Вторично епископ Феодор I прибыл в Ростов вместе с князем Борисом Владимировичем Ростовским (позже прославленным в лике святых вместе с младшим братом Глебом), которому отец Владимир I Святославич дал в удел Ростово-Суздальскую Залесскую землю.

В житии преемника святителя Феодора митрополита Леонтия говорится: «Феодора же епископа посла в Ростов с князем Борисом. Той бысть первый епископ Ростову, и крести ростовскую землю и суздальскую, много поучив вере христианской, но не можаше уверить жителей до конца, понеже искони злому их неверствию вскоренившемуся изгнан бысть от них». Это известие, скорее всего, относится к 1010 г., когда князь Борис сменил в Ростове князя Ярослава (Мудрого), перешедшего в Новгород.

В последний раз епископ Феодор, по всей видимости, покинул Ростов после отъезда князя Бориса в Киев в 1014 году. Несмотря на 23 года, прошедшие после учреждения Ростово-Суздальской епархии, положение православного владыки в Ростове Великом так и осталось шатким. В отличие от ростовцев, суздальцы всегда оставалась преданы епископу Феодору, и он, будучи уже стар годами и слаб здоровьем и к тому же не получая поддержки светской власти в условиях междоусобицы между сыновьями Владимира Святого, в конце концов махнул рукой на Ростов и окончательно обосновался в Суздале. По-видимому, он и выстроил первый по времени тогда еще деревянный суздальский Богородице-Рождественский собор, в котором и был погребен. Позже, когда в XIII веке этот храм заново возвели в камне, гробница святителя осталась под соборными сводами.

Феодор Суздальский8Епископу Суздальскому Феодору в определенной степени повезло. В 1024 году в Суздале вспыхнуло мощное восстание приверженцев язычества, известное как «мятеж волхвов», однако до него святитель не дожил. Время его кончины до сих пор неизвестно. Хотя существует версия, что архиерей умер как раз в 1024 году или накануне в 1023-м, а пресловутые «волхвы» и их приверженцы взбунтовались как раз ободренные кончиной святителя.

 

1000 лет почитания

Время прославления святителя Феодора как святого тоже неизвестно. Однако народное предание гласит, что его мощи были открыты еще до нашествия Батыя. В Суздале память святителя Феодора, суздальского епископа и чудотворца, была почитаема еще в средние века. Вдова двоюродного брата царя Ивана Грозного князя Владимира Андреевича Старицкого княгиня Евпраксия в 1581 году изготовила дорогой покров на гробницу святителя Феодора с вышитым молитвенным обращением к нему, где владыка был назван «великим чудотворцем». В 1635-м над мощами святителя на стене суздальского собора была сделана надпись: «В лето 6948 первый благоверный и великий князь Владимир просвети Суждальскую землю святым крещением и паству вручи епископу Феодору». Церковную службу святителю Феодору и его житие тогда же написал инок суздальского Спасо-Евфимиевого монастыря Григорий. В середине XVIII века возникли было сомнения в подлинности мощей святителя Феодора, но синодальный указ предписал оставить все, как есть, без «сумнительства».

В 1879 году суздальцы на свои пожертвования устроили для мощей Феодора Суздальского новую роскошную серебряную с позолотой раку, куда останки святителя были торжественно помещены. А в 1890 г. в Суздале состоялось торжественное празднование 900-летия памяти святителя Феодора Суздальского (в качестве исходной даты для юбилея было взято время хиротонии владыки), проведенное по инициативе соборного протоиерея Михаила Хераскова, ризничего священника Владимира Валединского и соборного старосты купца Михаила Фирсова по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Феогноста с разрешения Святейшего Синода. В них приняло участие все суздальское духовенство, в том числе из всех местных монастырей, жители города Суздаля, а также большое число богомольцев из соседних сел. После торжественной литургии и молебна святителю Феодору его мощи впервые за многие века были обнесены крестным ходом вокруг собора, а потом положены обратно в раку.

Феодор Суздальский5Очередное, но, по всей видимости, далеко не последнее путешествие мощи святителя Феодора совершили в 1998 году, когда в связи с аварийным состоянием Рождественского собора раку первого суздальского епископа перенесли в Казанскую церковь Суздаля, расположенную на Торговой площади. Именно с владыки Феодора идет счет суздальским и владимирским архиереям, который вместе с викариями уже приближается к 150-ти. Но современник Владимира Святого и духовный отец святого Бориса навсегда останется самым первым архипастырем нашего края. И не случайно на недавно возведенном во Владимире памятнике рядом с князем – крестителем Руси бок о бок стоит епископ Феодор Суздальский.

На фото: Св. Феодор Суздальский. Современная икона; Памятник во Владимире, где рядом с конной статуей Владимира Святого находится фигура Феодора Суздальского; Суздальский Богородице-Рождественский собор, где в течение многих веков покоились мощи Феодора Суздальского.

 

Просмотры:

Обсуждение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *