16+

Возрождение под колокольный звон

DSC_0049Впервые Суздаль принял Всероссийский фестиваль духовной музыки и колокольных звонов «Лето Господне».

Эпиграфом к фестивалю стали строки из романа «Лето Господне» русского писателя Ивана Шмелева, чья судьба крепко связана с землей Владимирской: «…Звонят ли в раю колокола? Чего же не звонить, – у Бога всего много, есть и колокола, только «духовные». Эти «духовные» колокола зазвенели над Суздалем со звонниц Спасо-Евфимиева монастыря и недавно восстановленной колокольни Ризоположенского монастыря.

Тихие вандалы

Два фестивальных дня – это не только концерты колокольных звонов и выступления творческих коллективов. Во время второго дня фестиваля на территории Ризополо-женского монастыря прошла церемония освящения камня в память взорванных в Суздале в 20-30 годы прошлого века 15 храмов. Памятный камень и деревянный крест установлены на месте, где когда-то стояла Троицкая церковь. Рядом цветет багряный куст шиповника, как символ скорби.

– Вот эта ограниченная камнями площадка – граница фундамента Троицкой церкви, а мы с вами стоим сейчас на месте алтаря, – обратилась к людям, пришедшим на церемонию, советник по культуре губернатора Владимирской области Алиса Ивановна Аксенова, по инициативе которой ведутся восстановительные работы на территории монастыря. – А неподалеку в землю воткнуты белые палочки – они напоминают о прекрасной яблоневой аллее, когда-то ведшей к храму. Сегодня это сакральная территория, она очищена и отмечена камнем с крестом.

DSC_0101Печальную историю поведала Алиса Ивановна. В далеком 1923 году были закрыты 5 суздальских монастырей. Больше всего бед выпало на долю Ризоположенского монастыря: в 1929 году там передали под электростанцию здание Ризоположенского храма XVI века – купола были снесены, а внутреннее убранство сильно пострадало. А в 1933 году был разрушен один из самых красивых монастырских храмов XVII века – Троицкий.

– Он был взорван по-хитрому, – объяснила Алиса Ивановна Аксенова. – Рядом стояли кельи, где жили люди, – стекла в окнах даже не осыпались. Когда я только начинала работать на музейном поприще, мы собирали свидетельства очевидцев этой истории. Один человек, которому в 30-е годы было всего 16 лет, рассказывал, что «рвали» храм очень быстро и тихо. По всему периметру выдалбливались длинные глубокие ямы в человеческий рост, в них закладывалось дерево и подливались какие-то горючие смолы. Огонь был такой силы, что разрушал кирпич. И эта великолепная красивая махина просто осела в одно мгновение. Такая технология применялась только в Суздале и, скорее всего, лишь один раз.

Чистые помыслы

Потом пришел 1967 год. По постановлению правительства были выделены огромные деньги на восстановление Суздаля, и началась новая жизнь древнего города. Были восстановлены Покровский и Спасо-Евфимиев монастыри, велись большие работы в Александровском и Васильевском.

Ризоположенскому монастырю была уготована другая участь. Всех людей, обитавших в кельях, переселили в новое благоустроенное жилье, а старые постройки решено было сломать и выстроить вместо них что-то вроде «арт-домов», где бы могли работать вышивальщицы, ремесленники, художники, кузнецы, стеклодувы, реставраторы икон и т.д. Но прошло время, наступили 90-е годы, денежные потоки в Суздаль иссякли, на территории монастыря остались лишь пустые дома, которые облюбовали бомжи. Все пришло в ужасающее состояние, монастырский двор превратился в грязные «джунгли», заросшие кустами и сорняками.

Лишь недавно по инициативе Аксеновой, силами администрации города Суздаля и волонтеров Ризоположенский монастырь начал приобретать более-менее ухоженный вид. С территории были вывезены больные и старые деревья, кусты, разобраны страшные полусгоревшие домики. Большую работу провел Владимирский областной центр археологии при ВлГУ – его специалисты провели исследование и восстановили границы Троицкого храма. Когда возникла задумка поставить памятный камень и крест – силами местных властей задумка была осуществлена. А потом дело стало за добровольцами – 12 августа с.г. все собрались на большой субботник, чтобы подготовить площадку для торжественной церемонии.

Теперь нужно эту территорию чем-то занимать, иначе пустое место будет вновь зарастать бурьяном, высказала мнение советник губернатора. Может быть, здесь возникнет арт-городок, как было задумано когда-то. А может, будут построены монастырские кельи. Это теперь будет решаться в «верхах». Но самую главную работу энтузиасты сделали.

– В писании сказано, что в камне мыслится сам Бог – он есть корень бытия вечного, и этот символ веры как раз необходим, чтобы приступить к возрождению такого ярчайшего духовного ансамбля: несомненно, здесь должен быть монастырь, монастырь, монастырь, – очень эмоционально обратился к собравшимся владыка Евлогий, проведший молебен по освящению памятного камня. – И если все наши намерения так же светлы, как сегодняшний день, – считайте, что храм уже стоит!

Голос Руси

Они услаждали слух и радовали душу чистыми и бездонными, как само небо, мелодиями. С колокольни Ризоположенского монастыря звенели колокола, ожившие под руками Григория Сальникова, звонаря подворья Соловецкого монастыря из Архангельска. Здесь на колокольне установлена звонница из 13 колоколов. Вес самого большого – 3,5 тонны, а если собрать все колокола, их вес дойдет до 7 тонн. И этими колоколами может легко управлять один человек, даже ребенок – настолько легко продумана вся система.

– Мои коллеги, звонари, дали высокую оценку этой звоннице, – говорит Андрей Дьячков, руководитель Международного центра колокольного искусства из Москвы. – Эта колокольня на сегодняшний день считается одной из самых лучших в нашей стране – и по красоте звучания, и по богатству колоколов.

Современные звонари – это люди, которые серьезно занимаются искусством колокольного звона, возрождают его, изучают и несут в народ. Владимирскую землю представляли звонари Владимиро-Суздальского музея-заповедника Александр Леонов и Александр Кирсанов, звонарь Казанского храма в Суздале, поэтесса и художник Мария Теплякова, знаменитый звонарь и гусляр Валерий Гаранин. В их исполнении прозвучали прекрасные концерты.

А потом все желающие смогли попробовать свои силы и сыграть на колоколах. Для этой цели специально была привезена переносная колокольня. По словам мэтра Андрея Дьячкова, у которого колокольным звоном увлекаются жена и две маленькие дочки, колокола – инструмент довольно простой. Желающих подтвердить эти слова выстроилась целая очередь.

Каждый день, утром и вечером, в праздники и в дни печали, с раннего детства и до смертного часа, русский человек слышит колокольный звон. Для всех людей, независимо от положения и состояния, голос церкви, голос православия во все времена звучит одинаково. Наверное, поэтому колокольный звон у нас стал национальным явлением. Во дни торжеств и народных бед пробуждался вечевой колокол. Тревожным набатом поднимал народ всполошный колокол – вестник беды. Во время церковных праздников светлый звон колоколов-благовестников звучал как глас неба. И вся жизнь русского человека испокон веков строилась под церковный звон.

64 тонны весит самый большой действующий в России колокол – Успенский на колокольне Ивана Великого в Москве

Просмотры:

Обсуждение

Добавить комментарий