16+

Арт-роком по бездорожью!

ALGABAS у стеныНедавно владимирская группа «Algabas» вернулась из Санкт-Петербурга, где давала свой полуторачасовой концерт в культовом месте города на Неве, легендарном клубе под названием «Пушкинская, 10».

В это же время музыка первого студийного альбома владимирских музыкантов звучала на радиостанциях Прибалтики и Голландии, Японии и Аргентины. Но в своем родном городе группа выступала последний раз… около года назад. Парадокс, не правда ли? Об этом мы и решили поговорить с музыкантами, чье творчество критики относят к стилю арт-рок.

Корр: Интересная «картина маслом» получается: вы чаще играете в Москве и Санкт-Петербурге, чем во Владимире. Неужели выражение «нет пророка в родном Отечестве» можно смело применить к реалиям нашего города?

Илья Фролов: Да, к сожалению, в нашем родном городе не только музыкальных фестивалей с каждым годом все меньше, но и концертных площадок…

Сергей Миляев: А чиновников от культуры все больше. И этим чиновникам плевать на то, что происходит внутри местной культуры. В отчетах у них все хорошо, как всегда, еще при царе Горохе: фольклор, танцевальные коллективы, концерты народных оркестров и сельской художественной самодеятельности. Но если говорить о таких музыкальных стилях, как «прогрессив» или джаз-рок, тут уже точно все функционеры начнут разводить руками и стыдливо прятать глаза. Впрочем, владимирские рок-музыканты уже привыкли к тому, что находятся в «андеграунде». С начала 70-х годов прошлого века так ничего и не изменилось. Хотя город городу рознь, как ни крути. Я не говорю про Москву или Питер, но вот был и мы осенью на всероссийском фестивале в Архангельске. Такой же областной центр, как и Владимир, и все там прекрасно с рок-музыкой и джазом. И уровень фестиваля там достаточно крутой, от торжественной встречи музыкантов на вокзале и прощального банкета до шикарной сцены и отличной публики. Так что дело все-таки в людях, всегда и везде.

Корр: Что вы можете сказать о стиле арт-рок? Чем этот стиль отличается от других стилей рок-музыки?

Владимир Михайлов: Арт-рок – это целый мир, в котором есть место и хард-роковой риффовой энергетике, и джазовой свободе, и хэви-металлическому пафосу, и блюзовой задушевности вместе с академической строгостью и фольклорной пасторальностью. В этом стиле возможно все. Нет рамок, нет условностей. Можно «творить эклектику», а можно смешать в одном невообразимом коктейле все прочие стили и на выходе получить набор композиций, подчиненных некой общей логике, выстроенных в едином ключе.

Альберт Погосян: Я играл во многих группах города, в разных стилях, но вот однажды пришел к арт-року и другие стили мне вдруг стали не так интересны. Наверно, так и должно быть. Наигравшись в простое, всегда хочется более сложного. Другое дело, что мы все, помимо занятий музыкой, где-то работаем, чтобы прокормить самих себя и свои семьи. А стиль арт-рок, к сожалению, так пока и не востребован в России до «стадионных» масштабов, чтобы жить только концертами и роялти от издания альбомов. Концертов у нас не так много, как хотелось бы. Но зато мы играем в больших городах перед публикой, которая любит и понимает наш стиль. До ресторанов мы уже точно никогда не скатимся.

Сергей Миляев: Россия только сейчас начинает медленно подтягиваться к техническому и музыкальному уровню 70-80-х. Недавно я узнал, что, например, в Норвегии и Швеции есть специальные программы государства, финансово поддерживающие «умные» стили рок-музыки. Деньги выделяются, причем целенаправленно, без наших привычных «откатов» – на репетиционные базы, запись первых альбомов, аренду концертных залов, съемку клипов и так далее. И теперь мы видим явный подъем всей скандинавской музыки. Так и должно быть в идеале, но нашему Министерству культуры до идеала еще ой как далеко. И очень хорошо, что некоторым энтузиастам во Владимире все-таки удается проводить концерты. Например, ежегодный «Фестиваль уличной музыки», что на днях с успехом прошел во Владимире на Театральной площади.

Корр: Знаю, что вашу музыку крутят на радио в других странах, даже по ту сторону Атлантики.

Илья Фролов: Это благодаря тому, что наш первый альбом «Ангелы и бесы» переиздала московская фирма «Малс», а она имеет широкий выход на все музыкальные лейблы и радиокомпании мира. Тут опять же существуют свои сообщества по музыкальным стилям, а стиль арт-рок во всем мире востребован, хотя и не так бешено популярен, как стиль Майкла Джексона и Леди Гага. Радует, конечно, что появляются новые поклонники нашей музыки, расширяется география. А еще западным меломанам очень интересно и «прикольно», что мы поем на русском языке. Это для них экзотика, как для нас, наверное, китайские песни.

Сергей Миляев: Да, это один из наших принципов, часть концепции группы – петь только на родном языке. Потому что когда хорошие музыканты из Новосибирска, например, начинают петь своими почти консерваторскими голосами по-английски с сыктывкарским акцентом, получается для западного уха нечто смешное и невольно пародийное. Как для меня на советском еще телевидении песенка Тыниса Мяги на русском.

Корр: Тогда почему название вашей группы на иностранном языке? Как оно, кстати, переводится?

Сергей Миляев: Я родом из СССР, а если точнее, из Восточного Казахстана. И название нашей группы состоит из двух казахских слов: «алга»-  вперед, «бас» – голова. Получается что-то типа «головой вперед» или «сначала думай – потом делай». А латинскими буквами мы пишемся потому, что так понятно всем. Вернее, не очень понятно никому (смеется).

Владимир Михайлов: В арт-роке все-таки главное – не текст, а музыка, ее насыщенность, неожиданные ритмические и гармонические переходы. Вот мы и стараемся выразить при помощи музыки свои мысли и личные эмоции. Ведь только так – рассказывая собственные истории, а не пересказывая старые, мы можем творить оригинальные произведения, иметь право называться арт-рок-группой.

Альберт Погосян: Надо бы возродить на телевидении передачи типа «Антропологии» Дмитрия Диброва, на радио расширить форматы. Но это пока тоже из области фантастики, в России другие коммерческие расклады, другие медийные привычки.

Корр: Так что за публика у вашей музыки, то есть стиля арт-рок? Есть какие-то особенные черты или социальные характеристики этого музыкального сообщества?

Сергей Миляев: Разумеется, есть. Как и в любом другом жанре. Это явно не пэтэушники с ирокезами, не гламурные барышни с их папиками, не таксисты с трактористами, круглые сутки балдеющие от «русского шансона». Скажу на примере своих хороших знакомых: программисты, преподаватели вузов, искусствоведы, сценаристы, дизайнеры, художники, представители малого бизнеса. Почти у всех высшее образование. Коллекции прогрессивной музыки дома. Книги на полках. Тонкая душевная организация. Как говорит мой друг детства, а ныне лучший русскоязычный писатель Литвы Евгений Русских: «Вдарим арт-роком по дуракам и бездорожью!»…

Владимир Михайлов: А я не соглашусь с Сергеем. На мой взгляд, нет четкого портрета любителя арт-рока. Далеко не всегда искусствоведы, дизайнеры, художники и так далее любят подобную музыку. Высшее образование в данном случае – лишь возможность понять и оценить всю палитру аллюзий и экивоков, коими так полна музыка многих арт-роковых команд. Но для того, чтобы понять их музыкальный язык, нужно просто знать и любить рок-музыку как таковую. И преподаватель вуза ты при этом или пэтэушник, программист или гламурная барышня – не существенно. Тем более что последних мне не раз приходилось наблюдать на концертах западных групп в Москве, и было видно, что пришли они сюда не потому, что это типа модно.

Корр: Говорят, средний возраст владимирских рок-музыкантов 25 лет… Не хочу никого обидеть, но что движет теми, кто продолжает заниматься музыкой в зрелом возрасте?

Альберт Погосян: Как что, любовь к музыке! У настоящих музыкантов нет возраста. Посмотрите на Мика Джаггера или Кита Ричардса – они до сих пор бодры и харизматичны, похожи на веселых озорных пиратов, хотя разменяли уже восьмой десяток.

Корр: Мне остается пожелать вам удачной записи вашего нового альбома с рабочим названием «Равновесие» и новых концертов, в том числе во Владимире. А что вы бы сами хотели пожелать родному городу в плане музыки?

Все, наперебой: Развития! Чуткости! Бюджета! Глобального переосмысления! Бодрости! Прогресса и «прогрессива»! Концертов и фестивалей!

Просмотры:

Обсуждение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *