18+

Ехали на тройке с бубенцами

27.06.2014

DSC_6985Состоявшийся в деревне Крутово Петушинского района праздник «По владимирскому тракту на Макарьевскую ярмарку» открыл летний сезон экипажной езды.

Эту разновидность конного спорта сейчас пытаются сделать популярным развлечением и одновременно приманкой для туристов. А заодно такие праздники призваны поддержать отечественное коневодство – профессиональное и любительское.

Его высочество на коне

Экипажная езда, или драйвинг, – зрелищная и необычная дисциплина. Если вспомнить картины XVIII-XIX веков, то все эти элегантные дамы в ландо, цыгане в кибитках или крестьяне на телегах -все это, по большому счету, драйвинг и есть. В 70-х годах прошлого века экипажная езда приобрела статус спортивной дисциплины: были выделены такие разновидности, как драйвинг-триал, экстремальный драйвинг и прогулочный драйвинг, в котором значение имеет не только поведение упряжки, но и внешний вид экипажа и находящихся в нем людей.

В Европе прогулочным драйвингом занимаются и фермеры, и аристократы, и профессиональные конезаводчики, и любители. Одним из главных идеологов экипажной езды, а заодно и президентом Ассоциации драйвинга стал принц Филип Эдинбургский, супруг английской королевы Елизаветы II. Его высочество, несмотря на солидные 93 года, продолжает выезжать в прогулочном экипаже и, по слухам, отлично управляется как с одноконной упряжкой, так и с четверкой.

Утраченные традиции

DSC_7528Англичанин Джон Кописки, на ферме которого начала возрождаться экипажная езда во Владимирской области, согласен, что для его соотечественников конный спорт – страсть и отчасти национальная идея. Но сам он, говорит Джон, пока жил в королевстве, на лошадях не катался – дорого. В своей «Богдарне» Кописки взялся за коневодство не из ностальгических, а из практических соображений.

-  В первую очередь я крестьянин, фермер, – рассуждает Джон Кописки, – а что за село без коней, они всегда были с нами. К тому же сейчас кризис, бензин постоянно растет в цене, и получается так, что содержать рабочую лошадь дешевле, чем трактор. В этом году, например, мы собираемся косить «на лошадиной силе». К тому же лошади – это часть русской истории: владимирский тракт, почтовые станции, ярмарки – все это было, и по всему этому люди скучают. Мы потеряли наши традиции, кто-то должен их возрождать. Один человек начнет, другие продолжат, потом можно будет искать федеральную, государственную поддержку. Поэтому мы построили конюшню, купили лошадей, упряжь, экипажи, достраиваем манеж. Идею праздника «По владимирскому тракту на Макарьевскую ярмарку» предложила моя жена. Что касается меня, мне просто нравятся лошади – я люблю кататься верхом, люблю смотреть на них, люблю этот запах. И мне приятно разделить это увлечение с другими.

Наездник как пианист

Зимой в «Богдарне» прошел первый турнир по драйвингу «Владимирский тракт», летний праздник – очередной этап пропаганды экипажной езды как спорта и удовольствия.
-  Здесь интересно то, что нет почти никаких ограничений, – рассказывает Елена Петерсон, экскурсовод Московского ипподрома и судья соревнований. – В любительских соревнованиях, как эти, могут участвовать лошади любых пород от тяжеловозов до пони, любые экипажи от торговых повозок до телег и любые упряжки – одиночки, двойки, четверки и, конечно же, тройки. Русская тройка -это уникальное явление, единственная в мире запряжка, в которой лошади идут разным аллюром. Иностранные наездники до сих пор не могут понять, как это делается.
К тому же, добавляет Елена, русская тройка – это необыкновенно красиво: на бегу она раскрывается, как прекрасная лилия. И очень ценно, что мастерство русской тройки смогли возродить. Управлять упряжкой, особенно такой, -это очень тонкая, ювелирная работа – руки у классного наездника должны быть не хуже, чем у хорошего пианиста.

Алтея – русская рысистая

Судьи оценивают все: резвость упряжек, скорость и точность прохождения отрезков, мастерство наездников, но главное в прогулочном драйвинге – это гармония упряжки, наездника и экипажа. Елена Шадэ и Людмила Дудина специально в честь праздника соорудили кибитку, нарядились цыганками и ехали по дороге, оглушая окрестности песнями и звонкими выкриками «Прячьте коней, деревенские, – цыгане едут». Коней по пути и правда не попалось, зато телефоны с камерами были в руках у каждого встречного.

«Мы с детства болеем лошадьми, – говорят девушки, – еще в детском саду вырезали из газет все картинки с коняшками. И, в общем, как только появилась возможность, купили собственную лошадь. Алтея – русская рысистая, она очень молодая и совсем недавно заезжена в телегу. Но такой праздник, как этот, мы пропустить не могли. Это возможность проявить себя и пообщаться с другими людьми, получить советы профессионалов. К тому же все конники, как правило, очень добрые и замечательные люди, с которыми просто приятно общаться. Мы считаем, очень хорошо, что происходят такие вещи – они стимулируют людей, которые любят лошадей, но не решаются на какую-то активность. На самом деле содержать лошадь не так уж затратно, гораздо дороже выходит амуниция – сбруя, оглобли, хомуты и т.д. Но если по-настоящему любить лошадей, то все это стоит того».

Каретных дел мастер

В первый день соревнований – 18-километровый пробег с одной остановкой для пикника. Участники -8 экипажей: лихая тройка, цыганская бричка, тачанка с пулеметом, крестьянская телега с кучей детишек и гармонистом. Весь кортеж бодро рысит по дороге, звеня колокольчиками и поднимая дорожную пыль. На следующий день – соревнования по фигурной езде через специальную полосу препятствий. Однако организаторы подчеркивают: особых умений не требуется и энтузиазм здесь важнее профессионализма. Поэтому на соревнованиях будут рады всем: и крупным конюшням, и одиночкам-«покатушечникам», которые обычно стоят со своими тележками где-нибудь в парках.

Праздник хорош еще и тем, что сюда приезжает множество интересных людей «лошадиной профессии» – таких, например, как каретных дел мастер Михаил Казенкин. Первую телегу сделал для себя, потом для друзей, теперь известен на всю страну. «За основу я обычно беру какую-то старую фотографию или картину, -  говорит он, – остальное додумываю сам. Сейчас трудно сделать полностью аутентичный экипаж хотя бы потому, что изменились требования: на деревянных колесах, например, никто почти не ездит – нужны шины. Вообще, экипажами сейчас занимаются очень немногие люди. Но если будет спрос, появятся мастера, ремесло будет возрождаться».

Помимо собственно соревнований по экипажной езде, праздник – это еще и ярмарка, самодельные сувениры, фермерские продукты, чай с вареньем и сахаром вприкуску (не забыть спрятать в карман пару кусочков для лошадей). В общем, все то, что в мире подается как традиция, а у нас
- как повторение пройденного. Впрочем, каждая история с чего-то начинается. И владимирцам в этом плане повезло – что-то по-настоящему красивое и интересное возрождается у них прямо под носом.

ЦИФРА:

45-50 км в час – такую скорость может развить русская тройка

Loading...

Добавить комментарий