18+

Карьера без ступенек

18.06.2014

SONY DSCСмена поколений – явление естественное. Правда, зачастую не слишком заметное. Но так случилось, что во Владимирской области буквально за год с небольшим ротация руководящих кадров проявилась ярко – как в административной среде, так и в образовательной сфере.

При социализме были свои суровые законы «кадрового отбора». Человек шагал вверх по номенклатурной лестнице, задерживаясь на каждой ступеньке. Начало трудовой биографии обычно украшала запись о рабочей профессии, а дальше – бригадир, начальник цеха, руководитель производства и т.д. вплоть до министерской должности. Партийная стезя тоже начиналась с «низов»: комсомольский инструктор, секретарь молодежной организации, потом – мелкий партийный босс, деятель среднего звена, и выше, и дальше, и больше…

Сейчас стройной и строгой системы административного отбора нет. Это касается и хозяйственной деятельности: каждый может основать свою компанию и стать там хоть генеральным директором, хоть президентом – были бы идеи и желание. На политическом Олимпе порой возникают фигуры совершенно неожиданные. И, в общем-то, старая русская поговорка «из грязи в князи» (князя можно заменить на топ-менеджера) приобретает гораздо большую актуальность, чем это было 30-40 лет назад.

С одной стороны, нынешние реалии благо: каждый может реализовать себя и довольно быстро. С другой – наличие топ-менеджеров, поверхностно представляющих себе то, чем они руководят, объективно вредит развитию целых предприятий и отраслей. Страна ведь нуждается не в карьеристах, а в профессионалах. В том числе – в органах власти.

О прошлом, настоящем и будущем госслужбы в регионе мы поговорили с директором филиала РАНХиГС Вячеславом Картухиным.

Вы работали в областной администрации, недавно возглавили вуз – кузницу кадров для органов власти… Как вы оцениваете изменения, произошедшие за последнее время в регионе в части смены руководящего состава?

Жизнь не стоит на месте, и ротация, безусловно, должна быть. В регионе наблюдалась большая задержка в развитии, поэтому многие процессы, которые происходят сейчас, были мной очень ожидаемы. Я 8 лет руководил в области молодежной политикой, и мой уход из администрации в 2011 году был связан с тем, что я перерос эту должность. Кадровая политика в «Белом доме» стагнировалась. Когда человек сидит в одном кресле в течение длительного времени, он «бронзовеет», обрастает коррупционными связями, не развивается муниципалитет или организация. Поэтому уверен: обновление в руководстве области – это очень позитивно.

-   Вы теперь тоже можете внести весомый вклад в обучение чиновников нового формата.

- Поступившее предложение возглавить филиал РАНХиГС было для меня неожиданным и интересным. Меня многое связывает с ним: здесь я преподавал, получал второе высшее образование. Но считаю, что потенциал образовательного учреждения пока не раскрыт. Филиал должен работать в русле тех изменений, которые пришли с новым губернатором. Он должен быть опорой в вопросе подготовки кадров для региона. В настоящее время при головной академии создана высшая школа госуправления, деятельность которой направлена на качественное изменение подготовки государственных и муниципальных служащих. У нас появится ее территориальное отделение. При этом нужно понимать, что мы будем работать не только с нашими студентами и теми, кто проходит у нас переподготовку или повышает квалификацию… Мы будем тесно работать с управленческим кадровым резервом.
Сейчас резерв существует где-то в лучшем случае на бумаге. Какие-то люди там записаны. Вот они – резерв. Но ведь людей нужно готовить. А кто будет этим заниматься? Администрации некогда… Мы должны эту задачу решить. Будем проводить лекционные и практические занятия, организовывать интересные управленческие игры. Надеюсь, что мы предложим общественности новые подходы и будем готовить чиновников нового поколения, идущих в ногу со временем и представляющих, как развиваются экономика, управленческие технологии, какие требования предъявляет государство.

Хорошо бы этих чиновников нового поколения еще и трудоустроить…

- Мы будем вносить конкретные рекомендации в администрации различного уровня по ротации кадров. Другой вопрос: будут ли руководители прислушиваться к ним? Вообще же итоговым продуктом работы высшей школы государственного управления должна стать электронная база данных резервистов. Сегодня негде взять информацию о госслужащих. Происходит обычно так: телефонные звонки по знакомым – мол, нет ли у тебя толкового человечка. Такая практика в какой-то степени, может быть, себя и оправдывает, но не способствует развитию конкуренции. Это негативно отражается на системе власти.
Я вижу этот банк данных как программный продукт. Будут определены критерии по занесению в нее кандидатов. Попасть в нее, на мой взгляд, могут действующие служащие, представители учреждений образования, здравоохранения, организаций и предприятий. Причем эти кандидатуры должны уже быть проверены правоохранительными органами. Понятно, что база не может быть доступной для всех. Но органы местного самоуправления, областная администрация смогут найти по нужным им критериям нужного сотрудника. Далее либо конкурс, либо назначение. Я прогнозирую, что через год мы уже должны выйти на результат.

О конкурсах тоже ходит много слухов… Многие считают, что принимать в них участие бессмысленно, потому что все уже решили заранее.

-  Есть такое, к сожалению. Я спрашиваю талантливых людей, почему вы не идете на конкурс, они отвечают: а там все предопределено. Такое отношение приводит к тому, что сильные на вакантную должность не идут. Считаю, что конкурсную процедуру нужно сделать максимально прозрачной.

Сейчас задайся вопросом – где найти вакансии в администрации? Да, на сайтах она, наверное, есть, но где-то очень глубоко спрятана. Давайте предоставим людям возможность победить в равной борьбе. Иначе получается так, как вы говорили выше: во власть приходят «случайные» люди. Кто-то из них хорошо проявил себя во время избирательной кампании, но при этом не имеет за собой багажа опыта и знаний, а ему дают какую-то должность. Это сразу вызывает определенный негатив. Кроме этого, появляется много карьеристов. Профессия чиновника сегодня востребована у молодых и амбициозных.
Но госслужба – она не для каждого. Знаю случаи, когда люди приходят и говорят: ой, столько бумажек, надо с людьми общаться, а у людей все время много проблем, их надо решать. Профессионалами не рождаются, ими становятся по мере практики и работы. Чтобы стать высококлассным чиновником, не надо стремиться сразу на высокие должности. И еще что сегодня удручает: большой процент госслужащих не знают действующего законодательства в принципе. И самое обидное – не стремятся к этому.

- Стремиться можно к тому, к чему лежит душа. Но каждый год большинство ребят выбирают специальности в вузы, исходя из пожеланий родителей и популярности профессии. Как быть?

- За последние пару лет в трех ключевых, на мой взгляд, вузах области – ВлГУ, Владимирском филиале финансового университета при Правительстве РФ и РАНХиГС – тоже сменилось поколение руководителей. На руководящие посты пришли молодые и активные специалисты. Это очень хорошо. Но, к сожалению, не все зависит только от нас.

Есть бюджетные места, на которые стремятся попасть абитуриенты. Притом большинство руководствуется двумя целями: чтобы не идти в армию и не платить деньги за обучение. Сама цель получения профессии отходит даже не на второй план, а дальше. Где меньше конкурс – туда и пошел, занял бюджетное место. А бюджетное место, например, в гуманитарной сфере оценивается приблизительно в 63,5 тысячи рублей. Возьмем бакалавриат, 4 года – выходит, что государство вложило в человека 254 тысячи рублей. В итоге учат учителей истории – 30 бюджетных мест. Из 30 выпускников в школу идут преподавать единицы.

Профориентационная работа в школах практически не ведется. У меня дочери 11 лет, она уже два года хочет быть врачом. Я удивлен, у нас одни юристы в семье. И я хочу, чтобы ребенок стал врачом – это важно для страны, для нашей семьи. Для этого надо поддерживать ее интерес, чтобы он не проходил.

В советское время много кружков и секций было – авиа, картинги, моделирование. Сейчас они есть, но малочисленные, да и дорогие. Надо для школьников эту систему возрождать. А то сейчас все хотят быть белыми воротничками и работать в офисах. При этом не хватает тех же учителей. В педагоги идут зачастую выпускники без призвания, без изначальной мотивации трудиться в данной сфере, и они будут готовить смену. Кого они подготовят?! Покажите мне хоть одну педагогическую специальность, куда поступили абитуриенты, набравшие 250 баллов по ЕГЭ? Я не говорю, что эти люди не станут профессионалами, но потенциал их гораздо ниже, и это отразится на образовании следующего поколения.

Конечно, проблем еще очень много. И они зависят не только от региона, но и от федерального центра. Термин «модернизация» я слышу на протяжении 15 лет, но должна быть определенная стабильность в образовании. Как этого добиться – мне пока сложно судить.

Loading...

Добавить комментарий