/
18+

Веселый гений Валентин Гафт

11.06.2014

Гафт-71Валентин Гафт научил владимирцев Пушкина любить.

В этом году Александр Сергеевич Пушкин мог бы отметить 215-летие со дня рождения, но так как живет он исключительно в наших сердцах, то отпраздновали за него, зато с подобающим размахом – 6 июня «наше все», «ай да сукин сын» и «где же кружка» поминались по всей стране.

Владимир не стал исключением. С утра на Пушкинском бульваре прошел организованный городской библиотекой литературный праздник, а вечером в ДК молодежи состоялся «Пушкинский вечер»: известный кинокритик Вячеслав Шныров прочитал лекцию «Пушкин в кино», а затем перед зрителями выступил любимый народом артист Валентин Гафт.

Предполагалось, что он познакомит аудиторию с пушкинской эпиграммой, но, прочитав «в академии наук заседает князь Дундук» и «Полумилорд, полукупец…», перешел к эпиграммам собственного сочинения, в которых досталось всем современникам от Владимира Жириновского до Филиппа Киркорова. Некоторые посвящения вышли весьма едкими, «но потом он меня все-таки простил», – рассказывал актер после чтения каждой эпиграммы. За эпиграммами последовали детские и лирические стихи – зал, впрочем, не возражал и требовал еще и еще, в результате вместо заявленного часа выступление продолжалось все полтора.

- Я приехал на пушкинский вечер, но в итоге это был мой вечер, – рассказал Валентин Иосифович в эксклюзивном интервью газете «Призыв». – Что поделать, Пушкин сидит в каждом из нас. Это настоящая энциклопедия человеческой жизни. Это поэт на все времена, который дан этой планете, – недаром каждый раз, когда хочется что-то сказать, но трудно подобрать слова, мы вспоминаем Пушкина. Он видел всех – нейрохирург души и одновременно легкий мальчонка.

Гафт считает, что такие вечера в честь Пушкина надо проводить гораздо чаще, не только в честь памятных дат. Не растаскивать поэта на цитаты, не придумывать о нем то, чего не было, а сопоставлять с Пушкиным то, что происходит в жизни. Надо быть таким народом, который видел Пушкин, – гениальным, забавным, открытым, разным: это те характерные черты нации, которые нельзя трогать, что бы ни происходило в стране. По Пушкину можно проверять себя в том, что правильно, а что нет – недаром в «Онегине», там, где героиня любого заморского романа пала бы, наша Таня, любя, говорит «нет». Он удивительно современен, и его можно читать в любом возрасте в любое время.

Конечно, связь Пушкина с нашим городом довольно условна. Вопреки мнению многих, Болдино в Петушинском районе не имеет к поэту никакого отношения: село, где были написаны «Повести Белкина», находилось в Нижегородской губернии. Впрочем, свою роль в истории Болдинской осени Владимирщина все-таки сыграла: из-за холерного карантина в нашей губернии поэт не мог уехать в Москву к невесте. Вот и оставалось дел, что хандрить и сочинять «Гробовщика», «Выстрел» и прочие «Маленькие трагедии». Все остальные истории, соединившие Пушкина и губернский Владимир, отмечены той же печатью невезучести.

После смерти поэта все, связанное с его именем, вызывало у русского интеллигента легкий приступ экзальтации. Например, в 1899 году столетие Пушкина отмечалось по всей стране, и во Владимире по этому поводу переименовали бульвар и на народные средства установили посреди клумбы скромный бюст, который в 1906 году заменили более монументальным сооружением. Второй бюст простоял до революции; далее, если верить мемуарам писателя Наживина, «распоясавшаяся толпа отбила половину лица бюсту Пушкина. Освобожденная масса объявила состоявшего в чине камер-юнкера поэта царским прислужником и совершила над ним запоздалую казнь».

В 1937-м, в столетие гибели Пушкина, в его честь переименовали улицу Студеная гора и там же установили очередной бюст, продержавшийся дольше всех, до 2008 года. Поклонники гения собирались у его подножия, чтобы стихами и возложением цветов отметить день рождения поэта. Однако после переезда спортшколы и начавшегося ремонта территории в 2010-м бюст исчез – по слухам, его припрятали до лучших времен, но обещают когда-нибудь все-таки вернуть из ссылки.

Улице Пушкина возвратили историческое название – Студеная гора, с другой стороны, в городскую топонимику вернулся и Пушкинский бульвар, где несколько лет назад был заложен камень с клятвенным посулом в скором времени поставить настоящий памятник поэту. Однако воз и ныне там: в этом году в городской администрации сообщили, что на установку нового монумента в казне нет денег, и когда они появятся, неведомо.

Впрочем, Пушкин – это, конечно, памятник нерукотворный, народная тропа, и доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит, 6 июня люди будут собираться вместе и читать стихи.

 

 

Loading...

Добавить комментарий