18+

Кому и зачем нужны “живые” концерты

10.04.2014

Teatrium na Serpuhovke - Moskva - photo - 02В последнее время среди владимирских любителей «живой музыки» все чаще звучат весьма пессимистичные уже не прогнозы даже, а грустные выводы: концертов и фестивалей в области с каждым годом становится меньше, играть местным музыкантам негде, да и публика уже совсем не та, что была лет пять назад…

Чтобы разобраться в очередной «культурной проблеме», мы поговорили с людьми, на протяжении многих лет занимающихся во Владимире организацией концертов и фестивалей как местных, так и столичных исполнителей, а также узнать мнения молодых владимирских музыкантов.

Полина Вахотина (организатор музыкальных и книжных фестивалей, учредитель клуба «Ёшкин кот», директор «Эйдос-Букинист-Клуба»): Почему во Владимире мало хороших концертов, спрашивают меня товарищи. А я думаю: разве их мало? Если посмотреть в программу нашего «Ёшкиного кота» – там раз-два в месяц происходит то, за что не стыдно перед городом, а примерно раз в два месяца – за что не стыдно и перед космосом. А есть еще другие площадки: кафе «Соборная площадь» радует, по гастролям классики все у нас отлично, небанально зажигает Центр классической музыки, раз в месяц можно забежать в филармонию – есть на что. Это «нет хороших концертов»? Да на любой вкус! Мало площадок? Да вполне достаточно для нашего богоспасаемого городка.

Сергей Миляев (организатор фестивалей «Кульминационный проект», «Рок-Итог», «Арт Прогрессив Концепт»): Тут надо разобраться в «форматах» мероприятий. Да, Полина права, что выбор в нашем городе есть, другое дело, что площадки становятся все меньше по количеству мест, а вот аренда аппаратуры и реклама все дороже, да и публики реально с каждым годом все меньше. В «Ёшкином коте», как правило, известные иногородние коллективы выступают, а вот лично я во Владимире занимался в основном «местной музыкой», то есть работал непосредственно с нашими исполнителями. И тут картина совсем плачевная. Играть молодым группам на самом деле почти негде, затраты на концерты не окупаются, настроение у всех подавленное. До приезда во Владимир я занимался организацией рок-концертов во многих городах и до сих пор не перестаю удивляться, как владимирская «официальная культура» умудряется быть такой отстраненной и бессердечной к проблемам той же рок-музыки, хотя у нас в городе больше полторы сотни коллективов. Понятно, что все они разного уровня, разной внутренней культуры, но, согласитесь, все однажды с чего-то начинают. И если ты год репетируешь свою программу, а потом тебе негде ее сыграть – это уже вопросы к тем, кто должен по роду своей службы заниматься «проблемами художественной самодеятельности». Помните, что говорил поэт Бродский? «Прежде чем выбирать правителя, надо расспросить его о культуре». А владимирских чиновников от культуры я бы разделил на два «подвида»: танцоры и народники. И эти «узкие специалисты» долгие годы поддерживали, в основном, свои любимые жанры, делая вид, что остальных жанров не существует, особенно рок-музыки во всех ее многообразных стилях и направлениях. За 15 лет моей деятельности во Владимире наша официальная культура ни разу (!) не помогла нам провести ни один концерт или фестиваль. Ни словом, ни делом, ни, тем более, бюджетным рублем, хотя в других областных городах куда более светлая картина, музыкальный жанр «рок-музыка» давно уже стал не менее «народным», чем духовые оркестры и фольклорные ансамбли. Все наши концерты и фестивали проходили на арендованных концертных площадках по таким бешеным расценкам, как будто мы там устраивали не смотры-конкурсы молодых владимирских музыкантов, а жирные корпоративные вечеринки с салютами и красной икрой в бочонках. Мероприятия держались на чистом энтузиазме и альтруизме, на добровольных пожертвованиях «сочувствующих» в виде недорогих билетов. О прибыли вообще речи никогда не шло – мы привычно выходили в глубокий минус, поддерживая достойный уровень залов и аппаратуры. Нет, рок-музыка в нашем городе не загибается, она до сих пор развивается. Но живет своей собственной жизнью, параллельной от «официоза», как это было и в СССР, во времена «запрещенных списков». Еще лет 5 назад во Владимире было 5 репетиционных баз, теперь их около 20, появилось много интересных молодых групп, несколько частных студий звукозаписи. Да и наши рок-ветераны все еще в седле, как, например, группы «Монолит» или «Рекорд Оркестр».

Илья Фролов (музыкант группы «Algabas»): Это не только владимирская тенденция – не ходить на концерты местных групп. На «звезд» люди продолжают ходить, даже по очень дорогим билетам. Да и через Интернет сейчас доступна запись практически любого концерта. Людям интереснее послушать профессиональное исполнение у экрана монитора, чем идти на концерт к местной рок-группе. А раньше при отсутствии Интернета люди ходили на концерты, чтобы и музыку послушать, и пообщаться друг с другом. Сейчас другие времена. Массы перестали ценить не только живой звук, но и настоящее живое общение. Это тенденция, и с ней надо смириться. Как с нынешним количеством машин на дорогах и в наших тесных дворах.

Полина Вахотина: Это, конечно, вопрос, почему многие не ходят на хорошие концерты, а одновременно ноют, что культура у нас разваливается, и ничего интересного нет. Ведь и правда: странно, что вообще что-то интересное происходит, когда все сидят в Фейсбуке и неистово чего-то там лай-кают и постят, а оторвать интеллигентную попу и сходить на прекрасное в реальности некогда. И поскольку таких становится все больше, то и правда иногда даже руки опускаются. Товарищи, вы почему не пришли на мартовский концерт группы «Вежливый отказ»? Мы же его для вас делали, вот прямо можем перечислить имена тех, кто там должен был быть, а их не было. А это был концерт из тех, что помнятся годами. Сложная интеллектуальная музыка культовой группы, которая вообще-то редко дает концерты -вот она, приехала, прямо к вам домой, и что?

Иван Лебедев (музыкант группы «Парк in Сон»): Лично я узнал о концерте «Вежливого отказа» тогда, когда он уже прошел. Потому что в социальных сетях не сижу, мелкие афиши на тумбах не читаю. А на большие афиши и радио денег нет у местных организаторов. Я тоже считаю, что официальная культура должна поддерживать молодых музыкантов, давать им бесплатные залы с аппаратурой хотя бы раз в три месяца. Но как к этому делу подвигнуть чиновников? Многие из них до сих пор при слове «рок» покрываются пятнами. А для чего у нас ДК огромные стоят по городу и области? Ответ прост: для платных кружков, выставок меховых изделий и прочих коммерческих мероприятий. И заработанные деньги снова идут не на культуру. Зайдите в любой ДК, там бухгалтеров в два раза больше, чем методистов.

Полина Вахотина: Да, есть два печальных процесса в современной культуре. Первый – это общее падение уровня. Радио слушать просто страшно, а не слушать не получается, поскольку оно в маршрутках, в такси, в магазинах – и считается, что то, что оттуда звучит, это нормально и даже приносит удовольствие слушателям. И это страшно. Советская попса – это на самом деле очень неплохой уровень по сравнению с нынешней попсой. Советский официальный фолк – это просто прикосновение к истокам по сравнению с тем, что я слышала на Масленице возле ВлГУ. Оболванивание через отсутствие качественной нормы – это, правда, печально, товарищи. Очень. Но не все пропало, если в обществе есть «хранители» – люди, которые берегут и передают дальше то, что им кажется по-настоящему важным. И такие люди у нас в городе есть. Но тут появляется другой процесс, и он меня огорчает чуть ли не больше, чем первый. Мы «залипли» в Интернете. Зачем куда-то идти, если у тебя весь мир в мониторе? Только чтобы встретиться с друзьями, познакомиться с девушкой, выгулять наряды, попить пивка или чего покрепче. А для этого сойдет любое заведение с местной тусовкой, заодно можно поговорить о падении уровня, о том, что ничего интересного нет, это так удобно. И недорого – не надо тратиться на концерт и повышает самооценку. Слава богу, что такие не все. Но тенденция настораживает, это правда.

Сергей Миляев: И пусть местные чиновники от культуры наконец-то поймут, что они должны служить культуре в целом, а не только любимому жанру. Когда мы два года назад проводили во Владимире фестиваль арт-рок-джазовой музыки «Арт Прогрессив Концепт», куда были приглашены великолепные музыканты России и Украины, я пытался поговорить с тогдашним руководителем областной культуры. Так вот его секретарша мне сказала по телефону так: «Ему не о чем с вами разговаривать!». Может, сейчас новое руководство задумается, что, кроме танцевальных и балалаечных коллективов, есть в нашей области еще несколько востребованных жанров. А еще причина в близости Москвы: на очень крутые концерты владимирские меломаны сами туда едут. А после крутого столичного концерта идти куда-то на местный рок им «совсем без мазы». Символично, что последний массовый «Рок-Итог» с участием владимирских музыкантов мы проводили… в ДК глухих. А потом его быстро разломали и на том месте построили жилой дом. Из таких случайных неслучайных совпадений и состоит местная «концертная жизнь ».

Полина Вахотина: Вот и я как организатор концертов хочу сказать многим своим приятелям и ценителям музыки: я давно не видела вас на концертах. Выныривайте, друзья, выдыхайте! Разберется там без вас Украина, никуда не денутся ваши записи и фильмы. Сходите, погуляйте, заверните на выставку, поинтересуйтесь, кто играет на этих выходных, а кто – на следующих. Культурный ландшафт меняется без вас, и не всегда в хорошую сторону. Повлияйте на это, ходите сами на концерты и зовите друзей на исполнителей, которые вам самим нравятся. И все будет.

Вот такой откровенный разговор о ситуации с «живыми» концертами во Владимире. Правда, вопросов все равно больше, чем ответов. Остается только надеяться, что в этом непростом деле хоть что-то поменяется. В лучшую, разумеется, сторону. Общими усилиями.

 

Loading...

Добавить комментарий