18+

В поисках усадьбы капитана гвардейцев

03.04.2014

Усадьба Крестниково2Во Владимирском крае есть немало уголков, ничем не примечательных на первый взгляд, с которыми, однако, связаны романтические предания и тайны прошлого, до сих пор до конца не разгаданные.

Одно из таких мест – усадьба Крестниково на границе прежних Ковровского и Вязниковского уездов, чьи владельцы и обитатели принадлежат к известнейшим лицам отечественной истории, и о которой до сих пор рассказывают любопытные предания.

 

Загадка клада
Известно, что на рубеже XVIII-XIX столетий Крестниково принадлежало дипломату, вице-канцлеру и члену Государственного совета, князю Александру Борисовичу Куракину. До сих пор сохранилась легенда о том, что этот вельможа, будучи страстным охотником, наведывался в свою вотчину во Владимирской губернии, расположенную в медвежьем углу, как раз для того, чтобы всласть поохотиться, в том числе и на медведей!

Однако, будучи одним из первых богачей России, Куракин, ведя роскошный образ жизни (одной из его забав было коллекционирование драгоценных камней и бриллиантов, его так и называли «бриллиантовый князь»), постоянно нуждался в деньгах, почему и продал свое тогда еще вязниковское имение харьковскому губернатору Василию Гавриловичу Муратову. Куракин являлся близким другом императора Павла I, а Муратов приходился приятелем любимцу этого государя, всесильному графу Алексею Андреевичу Аракчееву.

Его превосходительство Муратов, имея троих сыновей, передал Крестниково своему сыну Гавриилу, гвардейскому офицеру, который после выхода в отставку поселился в этом уединенном месте, выстроил там новый усадебный дом, устроил парк с прудом, беседками, лавочками и даже статуями, собрал немалую библиотеку. Однако после кончины владельца усадьбу Крестниково во время волнений, вызванных реформами 1860-х гг., разграбили крестьяне окрестных деревень. Когда взбунтовавшиеся мужики уже ломали ворота, старый управляющий будто бы успел спрятать ценности, остававшиеся в барском доме, в укромное место в парке и потом под угрозами не выдал своего тайника. Полиция вскоре навела порядок, примерно наказав зачинщиков беспорядков, но старик-дворецкий не смог оправиться после перенесенных потрясений и вскоре умер, а его клад так и не нашли.

Крестниково № 3

Усадьба Крестниково10С течением времени оказались забыты не только происшествия в усадьбе Крестниково, но и даже ее местонахождение. Поэтому сотрудникам историко-краеведческого музея Ковровского района -директору Элле Фроловой и хранителю фондов Наталье Ермаковой -пришлось приложить немало сил для того, чтобы разобраться с одной из загадок своего края. После изучения архивных документов удалось установить, что находившееся на момент продажи Куракиным Муратову в 1802 году в Вязниковском уезде Крестниково два года спустя было перечислено в Ковровский уезд. Однако в нынешнем Ковровском районе имеются сразу два населенных пункта с названием Крестниково! Один из них – поселок при бывшей ж/д станции Крестниково Горьковской железной дороги, где сегодня проживают более 270 человек. Станция 4-го класса появилась там еще в середине 1860-х гг., как раз в ту пору, когда произошел разгром муратовской усадьбы. После недавних преобразований в  РЖД станцию там упразднили, однако в поселке можно до сих пор видеть массивную старую водокачку, где когда-то набирали воду проходящие по железнодорожной магистрали паровозы.

Другое Крестниково – это деревня в 23 км к юго-востоку от Коврова. Но свидетельства старожилов, ранее собранные краеведами местной, уже давно закрытой школы, свидетельствовали, что усадьба Муратовых находилась не там, а между соседними деревнями с колоритными названиями Мошачиха и Мостовиха. Первая из них существует до сих пор, а Мостовиха попала в число «непреспективных» еще в 1960-е годы и к началу 1970-х прекратила свое существование.

В истории известны многочисленные примеры, когда помещики устраивали свои «дворянские гнезда» не при селах и деревнях, а поодаль от них, в стороне иногда даже на несколько верст, чтобы, как тогда говаривали баре, «мужицким духом не пахло». При этом усадьбы часто имели собственные названия, порой повторявшие наименования соседних селений, от которых находились в изрядном удалении. Может быть, и тут было еще третье Крестниково: поселок при станции, деревня и одноименная усадьба где-то поблизости в стороне?

Два «дворянских гнезда»
Музейщицам пришлось опять засесть за архивные материалы. После кропотливых исследований выяснилось, что между Мостовихой и Мошачихой усадьба Муратовых действительно была! Но документы позапрошлого века однозначно указывали, что эта усадьба принадлежала не Гавриилу Васильевичу, а Павлу Васильевичу Муратову. Возможно, в предании просто перепутано имя?

Новые изыскания дали неожиданный ответ на этот вопрос. Крестниковом все-таки владел Гавриил Муратов – выпускник Пажеского корпуса и Николаевского кавалерийского училища, служивший в лейб-гвардии Гренадерском и лейб-гвардии Семеновском полках и вышедший в отставку в 1851 году в чине гвардии капитана. А его младший брат Павел Муратов, отставной штабс-капитан Оренбургского линейного батальона, высланный из столицы в захолустье после участия в дуэли, поселился неподалеку от усадьбы Гавриила, выстроив свою, вторую усадьбу, именовавшуюся Сельчугово (или Сельчуково)!

Павел Муратов умер в 1854 году, место его разоренной могилы и сегодня можно видеть в лесном труднодоступном погосте Дебри на границе Ковровского и Вязниковского районов. Сын Павла Николай Муратов в конце XIX – начале XX столетий получил большую известность в качестве главы ковровского уездного земства и предводителя дворянства. Даже ковровский музей по сей день размещается в доме, который когда-то выстроил статский советник Николай Муратов! Неудивительно, что память об этом незаурядном человеке сохранялась в народе долгое время даже после революционных потрясений, почему крестниковцы и перепутали племянника с его забытым дядей -царским гвардейцем.

Вековые липы

Таким образом, выяснилось, что усадьба Крестниково находилась при деревне Крестниково. Правда, среди нынешних деревенских порядков (а всего там насчитывается 14 постоянных жителей) найти какие-либо видимые следы муратовского дома не удалось. Зато на расстоянии нескольких сотен метров от деревни в сторону одноименного станционного поселка исследовательницы обрати ли внимание на старые деревья, возраст которых даже на глазок составлял не менее полутора столетий. Более подробный осмотр показал, что это остатки парковых аллей, обсаженных липами и елями, а это очень характерно для дворянских усадеб прошлых веков. По-видимому, вековые липы – лишь небольшая часть более обширного парка. Неподалеку от него сегодня проходит дорога на станцию Крестниково. На старых картах показано, что в середине XIX века почтовый тракт через Крестниково не шел, оставляя деревню немного южнее, а из Крестниково в Сельчугово шел ныне уже исчезнувший проселок.

Усадьба Крестниково7Как рассказали крестниковцы, рядом со старыми аллеями прежде существовал ныне почти пересохший пруд, а место это ранее называлось «барская сторона». Давным-давно близ лип оставались остатки старых строений, но они были разобраны еще в 1930-е годы местным колхозом «Луч свободы». Позже там не раз находили остатки печных изразцов, медные пуговицы и старые монеты. Однако про то, что кто-то обнаружил на «барской стороне» клад, никто не слыхивал. Очевидно, что место усадьбы отставного гвардии капитана Муратова теперь установлено почти со стопроцентной точностью. Его еще предстоит всесторонне обследовать. И, как знать, может, и легендарный тайник там еще отыщется…

 

Loading...

Добавить комментарий