18+

Одиссея потомков архитектора Петрова

26.02.2014

Рафаил Петров8Революционные потрясения первой четверти XX столетия и последующие события, включая войны и издержки большой политики, так разбросали россиян, что историю отдельных семей удается проследить лишь теперь, целый век спустя.

Одна из таких семейных хроник касается бывшего владимирского губернского архитектора Евграфа Петрова и его потомков, один из которых закончил свои дни в далекой Бразилии.

Ученик Казакова

Евграф Яковлевич Петров, 225 лет со дня рождения которого исполняется в нынешнем году, оставил заметный след во Владимирском крае, а возведенные им строения можно видеть до сих пор. Уроженец Москвы, он начал службу в 1800 году в 14-летнем возрасте архитектурным учеником Экспедиции Кремлевского строения, где его наставником был знаменитый архитектор Матвей Казаков, при Екатерине II перестроивший центр Москвы в палладианском стиле – на основе идей итальянских зодчих. Под руководством Казакова Евграф участвовал в продолжении «снятия фасадического вида города Моск вы». В 1807-м в качестве архитекторского помощника, награжденный за успехи в науках золотыми часами, перешел в штат Строительной экспедиции Московского губернского правления. В январе 1812 года Петров был назначен владимирским губернским архитектором. Решающую роль в этом назначении сыграл его брак с Надеждой Дмитриевной Шумиловой, дочерью советника Владимирского губернского правления коллежского советника Дмитрия Шумилова, приятеля и назначенца местного губернатора князя Ивана Долгорукова (у него одно время Шумилов служил личным секретарем).

Рафаил Петров1Однако вскоре по прибытии во Владимир Петров поначалу оказался вынужден заниматься не архитектурой, а… формированием резервного пехотного полка, необходимого для усиления русской армии в разгар Отечественной войны 1812 года. Лишь после разгрома Наполеона ученик Казакова занялся своим прямым делом. Строил он в годы послевоенного подъема довольно много. Среди сооруженных по его проектам зданий – небольшой, но выразительный по облику кладбищенский храм св. великомученика Иоанна Воина в Коврове, до сих пор самая высокая в области 72-метровая колокольня храма Ризоположенского монастыря в Суздале, Крестовоздвиженская церковь в селе (нынешнем городе) Иваново, здания мужской гимназии и благородного пансиона во Владимире, торговые ряды в Вязниках, Муроме и Шуе, братский корпус муромского Благовещенского монастыря. Петров также переработал проект швейцарского зодчего Маричелли, успешно достроив высоченную звонницу шуйского Воскресенского собора.

За свои труды Евграф Петров был награжден чином коллежского асессора, дававшим права потомственного дворянства, а также орденами св. Анны III и II степеней. 21 июля 1839 года Евграф Яковлевич скончался в 53-летнем возрасте, оставив вдову и четырех детей.

Из них сыновья Дмитрий и Рафаил Евграфовичи Петровы, уже имея статус потомственных владимирских дворян (в дворянскую родословную книгу Владимирской губернии, по данным Госархива Владимирской области, они были внесены в 1859-м), в середине XIX века служили офицерами в армии в штаб-офицерских чинах в Шлиссельбургском пехотном полку.

Два Рафаила

Представитель следующего поколения Петровых, внук владимирского губернского архитектора Рафаил Рафаилович Петров, родившийся в 1856 году, окончил сразу два высших учебных заведения, да еще каких: Московский университет и Петербургский институт инженеров путей сообщения, после чего служил захваченной красными, где вскоре был зверски убит чекистами.

Сын и тезка инженера Рафаил (III) Рафаилович Петров-младший, родившийся в самом конце царствования Александра III в июле 1894 года, после окончания гимназии поступил в Московский университет, но вскоре грянула первая мировая, и 20-летний студент поступил добровольцем в 6-й запасной кавалерийский полк. Оттуда Рафаил Петров был переведен в 7-й гусарский Белорусский императора Александра I полк, в составе которого воевал на западном фронте, получив несколько ранений, Георгиевский крест и Георгиевскую медаль.

В 1915 году унтер-офицер Петров сдал офицерский экзамен при Николаевском кавалерийском училище и был произведен в корнеты, после чего служил в Дагестанском конном полку. Там он дослужился до штабс-ротмистра.

Против Чапаева

Во время гражданской войны Рафаил Петров служил в отряде войскового старшины Лазаря Бичерахова, который из Баку отступил в Дагестан и соединился с деникинской армией. Там штабс-ротмистр Петров был зачислен в Кумыцкий конный полк, откуда был послан командиром 1-й конной дивизии генералом Даниилом Драценко с секретным поручением к генералу Ивану Эрдели, находившемуся в Закавказье для установления контактов с англичанами.

В 1919 год у Петров командовал бронеавтомобилем Уральской армии -той самой, что воевала со знаменитой Чапаевской дивизией (именно в бою с уральцами погиб легендарный красный комдив). Затем через Каспий Рафаил Петров вновь перебрался в Вооруженные силы Юга России, где воевал в составе 5-го гусарского Александрийского полка (в том самом, где в первую мировую служил поэт Николай Гумилев).

Александрийские гусары находились на фронте в первых рядах и понесли очень большие потери. Если на начало октября 1919 года Александрийский гусарский полк насчитывал 861 саблю и 18 пулеметов, то к марту 1920-го в нем оставалось лишь около 400 бойцов. Любопытно, что вместе с Петровым в том же 5-м гусарском полку служил полковым врачом Михаил Булгаков – знаменитый писатель и драматург, автор «Мастера и Маргариты» и «Белой гвардии». Когда в ноябре 1920-го потерпевшая поражение Белая армия покидала Крым, Булгаков был болен тифом, остался на берегу и чудом уцелел. А вот Рафаил Петров навсегда оставил Россию.

От Югославии до Бразилии

Подобно многим другим эмигрантам первой волны, Рафаил после длительных мытарств обосновался в Югославии, где король Александр I покровительствовал беженцам из России. В этой стране бывший штабс-ротмистр Рафаил Петров прожил вплоть до второй половины 1940-х гг., в том числе все годы второй мировой войны. В 1941 году Югославию оккупировали гитлеровцы, создавшие там марионеточное «Государство Хорватия». В ответ партизаны просоветской ориентации во главе с будущим маршалом Тито начали борьбу против королевских отрядов. Для борьбы с партизанами из числа русских эмигрантов был сформирован так называемый Русский корпус, в составе которого служил и сам Рафаил Петров, и его сын и тезка Рафаил IV Петров, имевший чин подпоручика. Действовал Русский корпус в Югославии, но в 1944 году ему довелось повоевать и против Красной Армии, защищая подступы к Греции.
После того, как Германия была разгромлена, остатки Русского корпуса оказались в Австрии, где сдались англичанам. В отличие от власовцев, британцы не выдали эмигрантов советским властям, мотивируя это тем, что данные люди никогда не были совгражданами и не могут считаться изменниками. Петровы решили покинуть Европу, чтобы не попасть в руки НКВД, причем уехать так, чтобы оказаться как можно дальше от своей бывшей родины.

Так они попали в Южную Америку. Новой страной, приютившей скитальцев, стала далекая Бразилия. Там Рафаил Рафаилович Петров провел остаток своих лет в крупнейшем городе южного полушария Сан-Паулу, где был вице-председателем отдела Союза чинов Русского корпуса. Там он и скончался 25 июня 1960 года, лишь несколько дней не дожив до своего 66-летия. А потомки владимирского губернского архитектора Петрова живут в экзотической для россиян стране и по сей день.

На фото №1: отставной штаб-ротмистр Рафаил Рафаилович Петров после эмиграции в Бразилию,
На фото №2: колокольня Суздальского Ризоположенского монастыря в Суздале, возведенная по проекту Е.Я.Петрова

 

Loading...

Добавить комментарий