627 0

Нынешние предновогодние и первые январские дни ознаменовались во Владимире Рождественской ярмаркой на Соборной площади. Однако в старину в нашем крае самая большая ярмарка в честь праздника Рождества Христова в течение нескольких столетий проходила в Коврове.

Причем эта ярмарка имела большое, как сказали бы сейчас, межрегиональное значение в ту пору, когда нынешний город оружейников имел статус обычного села. А начали проводиться ковровские рождественские ярмарки еще во времена царя Ивана Грозного!

У большой дороги

Рождественская ярмарка2Когда впервые стали собираться ярмарки на берегу Клязьмы у тогда еще деревянного Христорождественского храма села Рождественское, Коврово тож (так до начала XVII века именовался нынешний Ковров), точно неизвестно. Исторические источники позволяют сделать вывод, что к 1576 году эти ярмарки уже проходили. Их появление, очевидно, было обусловлено выгодным расположением села на тогдашней «большой Нижегородской дороге» (аналоге нынешней трассе М7) у перевоза через судоходную реку Клязьму.

Уже в последней четверти XVI века в селе Рождествено-Коврово имелись государев кабак и таможня, в которой целовальник брал пошлины с провозимых и продаваемых на ярмарке товаров. Катаклизмы Смутного времени начала XVII столетия на развитие рождественских ярмарок в селе Коврово не повлияли, их размах и значение лишь возрастали.

В 1640 году думный дьяк Иван Гавренев докладывал царю Михаилу Федоровичу, что «в том селе Коврове съезжаются торговые люди из разных городов со всякими товары в году на один день, на Рождество Христово». Особенно большой размах рождественские ярмарки в Коврове получили в XVIII столетии. Достаточно сказать, что, к примеру, в 1737 году штат двух таможен в этом селе, которые собирали пошлины с торгующих, состоял из 10 человек.

Сплошной караул!
Перед самым началом проведения ярмарки вокруг села выставлялись специальные караулы под началом монахов Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря, которому с 1567 по 1764 гг. принадлежало село Коврово. Так, в 1711 году в карауле у перевоза через Клязьму под началом старца Боголепа находилось 9 монастырских слуг и еще 6 человек специально выделенных крестьян. Всего, таким образом, в составе караула было 16 человек. Всего же ярмарочных караулов тогда насчитывалось 7 (в том числе у гостиного двора, у центрального караульного двора и около сельской кузницы), в них находилось 58 иноков, монастырских слуг и крестьян, и это не считая целого отряда монастырских слуг для обслуживания ярмарки и таможенников! А в общей сложности ярмарку 1711 года обеспечивали 90 человек. Караулы служили как для охраны от разбойников, так и для пресечения ввоза на территорию ярмарки не обложенных пошлиной товаров.

В селе для проведения рождественской ярмарки имелся деревянный гостиный двор. Кроме того, сдавались в аренду так называемые «шалаши» – подобие нынешних ларьков – и просто места на ярмарочной площади. Ковровские рождественские ярмарки проходили на широкой площади в центре села поблизости от выстроенной в 1690-е годы каменной Христо-рождественской церкви, которая сохранилась в городе Коврове до сих пор и сегодня является единственным свидетелем тех далеких событий.

Сохранился указ царя Петра I, данный от его имени из монастырского приказа 18 декабря 1718 года келарю Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Моисею Звереву по поводу рождественской ярмарки. Там указывалось, что сборы с торгующих в том году оценивались в 124 рубля 17 алтын с полуденьгою. Келарю предписывалось приложить все силы к тому, чтобы «збор был пред прежними годами с немалою прибылью». Данная сумма представляла собой лишь пошлины с продаваемых товаров и свидетельствует о том, что обороты ярмарки были весьма велики.

Порой для сбора ярмарочных пошлин привлекались и военные. Например, в 1735 году офицерам Рижского драгунского полка, квартировавшего тогда в Суздальской провинции, было приказано оказать содействие в сборе пошлин для «нечинения в зборе тех денег помешательства».

Закат и упадок
В Государственном архиве древних актов в Москве сохранилось несколько реестров торговавших на рождественских ярмарках. Скажем, в 1758 году там только лавки в гостином дворе снимали 14 купцов и торговых людей из Суздаля и Суздальского уезда, 6 торговцев из Муромского уезда, 10 – из Нижегородского уезда, 3 купца из Москвы, 4 – из Шуи, 9 – из Ярославля, и это не считая «шалашей» (их число достигало 100) и торговых мест на площади. Общий счет торгующих с учетом окрестных крестьян шел на сотни и даже за тысячу. Кстати, с одного торгового места тогда брали арендную плату от 10 копеек до 3 рублей. В 1761 году лавки на рождественской ярмарке снимали 28 купцов и торговцев из Суздаля и Суздальского уезда, 3 – из Муромского уезда, 13 – из Нижегородского уезда, 7 – из Шуи, 3 – из Владимира и уезда, 4 – из Ярославля, 4 – из Вязников и 1 – из Луха.

После преобразования села Коврова в уездный город Ковров в 1778 году рождественская ярмарка там проходила уже не один день, как в старину, а торговала по четыре дня. В документе, составленном в декабре 1779 года Ковровским городовым магистратом, говорится, что «в городе самом ярмонка бывает большая, называемая Рождественская, начинается декабря с 23 и продолжается по 26 число». Там же имеется описание «какие товары привозили и каких цветов»: «сукна красные, вишневые и синие, тафты, набойки, платки шелковые, бумажные и набойчатые по кроми и тож для крестьянства, красные и синие ленты, и гарусы (нити для шитья) золотые, шапки шитые разных цветов, кожи деланные белые». Также приезжали на ярмарку торговые люди с «разными железными вещами и чугунною посудою и разных сортов немецкия и русския коломенки (пестрая шерстяная ткань) и стамеды (сорт шерстяной ткани, употребляемый, прежде всего, на женские сарафаны)». Здесь перечислены лишь основные привозные товары. О торговле изделиями местных ремесленников и съестными припасами речь не шла – их на ярмарку всегда привозили в изобилии.

Рождественские ярмарки становились главными событиями в жизни ковровчан, их ждали как большого праздника и к ним заранее готовились. Помимо торговли, на ярмарке пили и гуляли, смотрели представления бродячих театров, устраивали санные катания на лошадях. Порой случались и экстраординарные события. Например, в полночь 25 декабря 1742 года разбойники разогнали ярмарочный караул, а одного из караульных увезли на покрытую льдом Клязьму и там выбросили из саней.

В первой трети XIX века ковровские рождественские ярмарки, уже теряя прошлые обороты, все же сохраняли немалое значение. Например, в 1804 году на такой ярмарке было сдано в аренду 62 лавки и 25 балаганов, где торговали купцы, мещане и крестьяне из Москвы, Ярославля, Шуи, села Иваново (нынешнего города), деревни Зуево (нынешнего Орехово-Зуево), Юрьев-Польского, Суздаля и Вязников, с которых было собрано арендной платы 1712 рублей 30 копеек.
Однако сначала Отечественная война 1812 года, а потом и проведение московско-нижегородского шоссе к 1840 году в обход Коврова вызвали упадок рождественских ярмарок. Окончательно их «добило» устройство в начале 1860-х гг. железнодорожной магистрали Москва – Нижний Новгород. Хотя «чугунку» и провели рядом с Ковровом, но значение рождественских ярмарок окончательно померкло по сравнению со все более набиравшими всероссийский масштаб ярмарками нижегородскими.

Тем не менее, рождественские ярмарки в Коврове проводились вплоть до 1917 года и даже в 1920-е, но к тому времени они имели лишь местное значение. К началу 1930-х гг., просуществовав не менее трех с половиной веков, рождественские ярмарки прекратились. И лишь теперь ковровчане смогут поучаствовать в ярмарке в канун Нового года и Рождества, но уже не в своем городе, а в областном центре.

 

Нашли опечатку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter. Система Orphus

Размещено в рубрике


Обсуждение