18+

Простые дроби творчества и доброты

19.12.2013

Рисунок5Маленький герой когда-то популярной песни сокрушался, что «в школе 1-й класс вроде института». Знал бы он, что через 30 лет поступить в школу будет сложнее, чем в иной вуз!

На дворе зима, а тысячи будущих первоклассников с родителями уже штурмуют центры дошкольной подготовки. Мамы и папы выбирают школ у, не страшась предстоящих поездок через весь город. Похоже, скоро к школе начнем готовить с пеленок.

А когда заветная цель будет достигнута, и первоклашки рассядутся в классах, начнется новый марафон, на финише которого три пугающие буквы – ЕГЭ. Именно так и объясняют некоторые особенности программ классической начальной школы педагоги – подготовкой с 1-го класса к будущему единому госэкзамену. Относиться к этому можно по-разному. Можно ли этого избежать? Вопрос риторический.

А первоклашки из владимирской школы №26 про страшные буквы не думают. Они вообще не приучены бояться чего-либо в своей школе. Они с нетерпением ждут первого в своей школьной жизни достижения. Перед Новым годом из письма своего учителя они узнают, что удалось, а что пока не получилось, где маленький исследователь превзошел самого себя или почему не использовал полностью свой потенциал.

10В том, что потенциал у каждого ученика огромен, в школе №26 не сомневается ни один педагог и прежде всего директор Татьяна Евгеньевна Ким. Татьяна Евгеньевна – руководитель Владимирского Центра гуманной педагогики, а школа № 26 как раз региональная базовая площадка от общероссийского Центра.

Для того чтобы понять, что скрывается за названием (к броским наименованиям мы уже привыкли, не раз обманывались, увлеченные ими), лучше всего познакомиться с работами великого педагога Шалвы Александровича Амонашвили. Именно его называют основателем «Школы Жизни» и гуманной педагогики корни которой в классическом педагогическом наследии.

Можно подумать, что в остальных школах педагогика не гуманна Соратники Амонашвили и не пытаются выносить какие-то оценки классической педагогике Они вообще против отметок, и в начальных классах школы №26 их не ставят при этом подчеркнуто разделяя по смыслу слова «оценка» и «отметка» «Молодец ты справился!» – это оценка? А в баллах это сколько? Нашему привычному к числам сознанию очень хочется понять сколько: в рублях граммах баллах Чтобы , оценить: мой лучше соседа по парте?

Татьяна Евгеньевна за 10 лет работы по принципам гуманно-личностной педагогики к подобной реакции родителей коллег чиновников от образования привыкла.

- Часто вспоминаю случай: один папа прочитал характеристику своего ребенка, где скрупулезно перечислены все достижения ученика, названы его лучшие качества, даны советы, как двигаться дальше к новым умениям, и как будто остался доволен. Но все же не удержался и сказал “Я своему сыну обещал: будешь учиться на пятерки – куплю тебе велосипед. Здесь все так красиво написано, но я так и не понял, мне велосипед за учебу все-таки покупать или нет?” – улыбается Татьяна Евгеньевна.

Рисунок7Итак, в гуманной школе в начальном звене не ставят отметок. Вот опять наши стереотипы мешают заглянуть за пределы частного.
- Кто в   классической школе хозяин на уроке? Конечно, учитель. Так построена сама система, составлены программы. План урока классической школы закрыт от ученика. У нас главные в классе – дети. Написанный на доске план урока может быть ими скорректирован. А встречали ли вы в  какой нибудь школе, чтобы учителю за урок выставляли оценку дети? Наши могут сказать: «Вы, Ирина Вячеславовна, сегодня не в настроении, вчера урок был лучше». И мы готовы к этому, точнее, готовимся так, чтобы подобного не услышать.

Еще одну особенность обнаружили. Но педагог образца прошлого века может воскликнуть: а как же авторитет учителя?! Успокоиться такой преподаватель, возможно, смог бы после визита на урок.

Главное, что отличает занятия в школе гуманной педагогики, это атмосфера. Для родителей, выбирающих школу для своего малыша, скажу, что обучают здесь по программе классической школы, ЕГЭ сдают так же, как во всей стране, аттестат выдают установленного образца, в вузы выпускники поступают. Мы же люди системные, нам эти составляющие важны. А атмосфера иная потому, что установки в принципе иные – те, что разработаны Шалвой Александровичем.
Татьяна Евгеньевна, тогда завуч средней школы, познакомилась с ним на Всероссийском финале конкурса «Учитель года», лауреатом которого была сама. Потом встретилась еще раз, на следующем конкурсе, куда участников предыдущего пригласили как почетных гостей. На вопрос мэтра педагогики о дальнейших планах ответила, что собирается в аспирантуру работать над диссертацией по теме коррекционной педагогики. На что услышала: «Не кажется ли вам, что корректировать надо подход к Ребенку», и получила совет прочесть только что купленную книгу. Так произошло «обращение в веру».

Рисунок2Дальше надо было выстраивать работу, искать единомышленников -тех, кого можно было заразить принципами Амонашвили. Один из важнейших – это установка, что педагоги не готовят ребенка к жизни, он уже живет. И «образовывать» его не нужно, он уже образовался, этот микрокосм, хранящий в своей основе мудрость тысячелетий, так что порой поучиться у ребенка не грех! Еще один непреложный постулат состоит в том, что жизнь отдельно, а учеба отдельно, как мухи от котлет, – так не бывает. Ну, сами посудите, каждый из нас – это и физика, и химия, и философия, и язык, все вселенское знание. Даже задумываться страшно, как же сотворили такую совершенную сложнейшую систему, повторить которую мы сами не можем, как бы ни совершенствовали свои знания. Вот и ребенок -та же идеальная система, только в масштабе. Так надо ли его лепить по шаблону, как нередко делают. Чего стоит только брошенное преподавателем ученику: «Меня твое мнение не интересует!»

Так вот в школе №26 мнение ученика – это достижение. Не только его, но и учителя.
А как это выглядит на практике? Красивая теория может ведь оказаться нежизнеспособной.

Про план урока мы уже сказали. Каждый урок пронумерован. Зачем? Потому что это ступень лестницы достижений. Юбилейные уроки отмечают особенно. Речь не о чае с печеньем, просто тема урока будет особенная, с сюрпризом. Потому что тема есть у каждого урока. Что это меняет? Это как раз попытка соединить жизнь и учебу. Как связать доброту и математику? Учителю придется подумать, и так, чтобы пробудить творческую мысль у детей. Можно программную тему на математике «Порядок вычисления» связать с рассуждениями о доброте, зашифровав афоризм классика. Получишь правильный ответ в математическом выражении – угадал одну букву. Решил все примеры – вот оно, высказывание мудреца. К примеру, диффузия – это взаимопроникновение идей или информации в ходе урока. Или белая береза под окном принакрылась вовсе не снегом, как сказано в известном стихотворении, а окисью водорода в твердом состоянии.
Сложно представить, что на таких уроках дети сидят недвижно, желая ответить, безмолвно поднимают руки. И не сидят! Причем вызванный отвечать может попросить помощь класса, когда с заданием справятся, пусть и коллективно, перейдут к анализу ответов. Важно то, что ученик, запутавшийся в задаче, оценивает причину своего неуспеха, масштаб помощи товарищей, их знания и умение объяснить. Удовлетворенные результатом умницы и умники говорят спасибо себе, классу и учителю. Выводы, сделанные педагогом, будут внесены в разряд достижений. Потому что в конце полугодия в каждом классе собирается Пакет достижений. Скажу по секрету, мамы хранят пакеты своих детей, как собрание сочинений. Их не смущает, что скорость чтения малыша не приблизилась к сверхзвуковой, но зато учитель отметил его бескорыстную готовность помочь, честность и самокритичность, написав в конце письма: «Я верю в твои силы!»

Есть ли более сильная мотивация, чем желание оправдать доверие? Разве что готовность прийти на помощь. Интересно, как эти качества оценить по пятибалльной шкале?

Когда Татьяна Евгеньевна приезжает на встречу к своему наставнику, Шалва Александрович не интересуется местом школы в формальном рейтинге. Но будет с живым интересом слушать о том, как ученик, пришедший из другой школы, где от него плакали все учителя, написал эссе о замерзшем воробье так, что все в учительской прослезились. Разве научишь состраданию на специальном уроке раз в неделю? А вот в школе гуманной педагогики… Но это тема для следующего материала.

Ольга Калинина

 

Добавить комментарий