16+

Развитие культуры – дело государственной важности

Председатель обл.комитета профсоюза работников Культуры Нефеденко Любовь ИвановнаПо новому закону «Об образовании» впервые перед детскими школами искусств поставлена цель – стать центрами предпрофессиональной подготовки детей. Готовы ли ДШИ к этой задаче? На этот и другие вопросы «Призыва» отвечает председатель областной организации Российского профсоюза работников культуры, заслуженный работник культуры РФ, кандидат социологических наук Любовь Ивановна Нефеденко.

–  Любовь Ивановна, детские ш колы иск усст в по но вому закону рассматриваются как первое звено в цепочке «школа – училище – вуз». То есть ДШИ должны не просто давать ребенку художественное, музыкальное развитие, а внедрять качественно новые программы более высокого уровня – учить детей навыкам будущей профессии. Реально ли это сделать, находясь в ведении муниципалитетов?
–  У школ искусств сегодня слабая материальная база. Пока они были под подчинением областного управления культуры, все централизованно снабжались. Как передали их в местное самоуправление, никому нет дела ни до инструментов, ни до красок и мольбертов. Есть, конечно, хорошие примеры, когда ДШИ успешно развиваются, а дети становятся победителями международных конкурсов. Но это в крупных городах. Общие тенденции – снижение уровня обеспеченности учебного процесса. К примеру, директора музыкальных школ говорят, что сейчас на музыкальные инструменты нужны средства. Представляете, речь идет уже о миллионах рублей! Без этого они не могут успешно вести предпрофессиональ-ную программу, где уровень требований и углубленности подготовки более высокий. Школам нужно уже иметь другие средства обучения, новые музыкальные инструменты, а у них, в основном, старые.

Но если раньше, скажем, глава муниципалитета говорил директору школы искусств: денег нет, работай как хочешь, и у школы порой даже на простую программу художественного развития не хватало средств, то сейчас детская школа искусств не имеет права не выполнять учебную программу – ее лишат лицензии на предпрофессиональную подготовку!

В то же время школа несет ответственность за воспитание и судьбу подрастающего поколения. Мы обязаны не только сохранить всю сеть учреждений, но и строить новые. В целом наш регион выглядит достойно, не закрыли ни одной музыкальной школы. Хотя за последние 6 лет более тысячи музыкальных школ по России закрылись.
Регион сохранил сеть всех учреждений культуры, но сегодня им нужно новое дыхание, серьезные финансовые вливания. Чтобы сделать качественные шаги в сфере развития культуры, нужны и новые постройки, и ремонт

зданий. В Коврове, например, музыкальная школа №2 расположена в старом деревянном здании. Для второго по величине города области это уже просто неприлично. Да и в Александрове надо расширять базу художественного образования.

–  Не менее важная проблема культуры – низкий уровень зарплат специалистов и, как следствие, дефицит кадров…

–   Да, например, средняя зарплата преподавателя школы искусств в регионе – 15,7 тысячи рублей, но разница по учреждениям в разных районах впечатляет, потому что каждый муниципал в одиночку выживает, как может. В одном регионе живем, в одной сфере работаем, но нарушаем главное конституционное право – равная оплата за равный труд. В 2008 г. мы перешли на новую систему оплаты труда и поначалу были довольны. В то время МРОТ был 2100 руб., а базовых ставок специалистов меньше 2460 руб. не было. Теперь базовая ставка 3430 рублей, а МРОТ с 1 января 2014 г. будет 5554 рублей, и поэтому некоторые специалисты будут получать ниже «минималки». Система оплаты труда в регионе устарела, ее надо пересматривать.

Неправилен подход и к зарплате руководителя учреждения. Когда в 2008 г. вводили постановление об оплате труда, в нем было сказано, что руководителю зарплата начисляется, исходя из коэффициента 2 от средней зарплаты специалистов по учреждению. Затем правила поменялись – был утвержден коэффициент до 2 от зарплаты всех работников учреждения. Если в музее научный работник получает 10 тысяч, у директора зарплата будет 20 тысяч, а когда ввели коэффициент 2 от средней зарплаты по всем работникам – и уборщицы, и дворника, и сторожа то , у некоторых руководителей учреждений культуры зарплата стала ниже, чем у специалистов. Профсоюз обеспокоен низким уровнем окладов руководителей.

– Какой выход? Надеяться на спонсоров?
–  Спонсоры не спасут культуру. Прекрасно, когда кто-то помогает учреждению провести конкурс или дарит музыкальный инструмент. Но финансировать культуру в целом, организовывать и контролировать работу учреждений культуры – это дело органов государственной власти.

–  То есть культуру возродит переход учреждений в областное подчинение?
– Безусловно. Тем более что с принятием нового ФЗ «Об образовании» для детских школ искусств такой механизм у нас появился и некоторые регионы им уже воспользовались. Система должна управляться централизованно. Это даст учреждениям много плюсов. Особенно в части обеспечения средствами обучения и
заработной платой. Пусть в ведении муниципалитетов останется содержание и ремонт зданией, а остальное возьмет на себя регион. В новых поправках к федеральному закону об органах исполнительной власти субъектов РФ, кстати, сказано, что регионы имеют право выделять деньги на содержание учреждений культуры посредством предоставления субвенций, включая расходы на оплату труда, средства обучения. Закон это позволяет.
Мы надеемся, что возврат региональной власти в управлении городскими и сельскими учреждениями культуры  позволит лучше исполнять "дорожную карту", в том числе повысить зарплату  работникам и укрепить материальную базу. Например, гораздо легче будет выиграть торги.  Сравните: одно дело одна детская школа выставляет на торги один баян, другое, когда область закупит 50 баянов. Можно будет найти  более солидных поставщиков, которые обеспечат более качественные поставки.

Стал бы другим и процесс подготовки кадров. Сегодня в учреждениях культуры , особенно сельских, руководящие кадры зачастую не ориентируются в стратегических вопросах современного управления, связей с общественностью , основах менеджмента, эффективного маркетингового инструментария. Это отражается на возможностях проведения культурной политики на территории. Есть кадровая проблема и в школах искусств. Остро стоит вопрос об аттестации руководителей школ искусств. Он должен решаться на областном уровне.

Кроме того, передача на региональный уровень четко определит статус учреждений культуры. Ведь сегодня возникают нелепые попытки на районном уровне передавать их в подведомственность управления образования, что незаконно. С 2005 г не раз выходили разъяснения министров культуры и образования о том, что в целях сохранения сети учреждений культуры нельзя передавать детские школы искусств в подведомственность образования. Новый ФЗ «Об образовании» также говорит об этом. А  у нас недавно Александровская ДШИ и другие школы района постановлением главы района были переданы в образование.
Но у детских школ искусств и домов детского творчества абсолютно разные задачи, их нельзя смешивать!

Школы искусств выполняют функцию професионального самоопределения детей и молодежи, а образование, которое реализуется в кружках и творческих студиях, преследует цель общеэстетического развития ребенка, просто интересного занятия его досуга. Серьезным отличием школ искусств от кружка является четко регламентированный учебный процесс в ДШИ, утверждаемые учебные программы, их преемственность, фиксированные точки измерения результатов обучения – переводные, выпускные экзамены и т.д. Статус детской школы искусств определяет ее именно как звено начального уровня профессионального образования будущих музыкантов, художников. Перечень программ, реализуемых школами искусств, а также их содержание, условия реализации определяются Министерством культуры.

Поэтому и передача Александровской ДШИ в управление образования, еще раз подчеркну, незаконна. Президиум обкома профсоюза принял решение обратиться в прокуратуру области.

Тем более обидно, когда речь идет об учреждениях и коллективах, успехами которых регион гордится. За годы своего существования Александровская школа искусств выпустила около 3 000 человек. Выпускники школы продолжают обучение в консерваториях Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и других престижных учебных заведениях России.

В настоящее время Александровская школа искусств работает стабильно, имеет хорошие показатели. Там трудятся прекрасные преподаватели Бакеева В.А., Смирнова О.А. и другие.

– Что еще вы ждете от 2014 года –  Года культуры?
Наше музыкальное и художественное образование лучшее в мире. И утратить его было бы великой бедой. Поэтому очень надеемся, что появятся новые управленчеие решения, заодательные позиции, будут  определены стратегические точки роста. Как регион, который позиционирует  себя как центр культурного туризма, мы должны иметь хорошую поддержку развитию культуры!       

От редакции

Детские школы искусств – это наш отечественный феномен, не имеющий зарубежных аналогов, и потому высоко ценящийся в мире. Его потеря повлечет снижение качества российского образования в целом, нарушит преемственность поколений в культурной среде, наконец, лишит нашу страну важнейшего преимущества и достояния – высочайшей культуры.  Поэтому необходимо сделать все, чтобы ДШИ в современной России жили и развивались!

Елена Певцова
 

     

Просмотры:

Обсуждение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *