16+

Конкуренция нуждается в защите

ПотанинФедеральная антимонопольная служба (ФАС) – это контрольный орган, способный самым серьезным образом влиять на развитие экономики страны. Известно: конкуренция – двигатель экономического прогресса, а ФАС как раз призвана обеспечить оптимальную работу этого двигателя.

На должность руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области недавно назначен Алексей Потанин. Впрочем, человек он в данной системе не новый: до назначения занимал должность «зама», так что работу знает досконально.

– Алексей Михайлович, каковы общие направления деятельности УФАС?
–  Постоянно в сфере нашего внимания -контроль выполнения целого ряда федеральных законов: о защите конкуренции, о естественных монополиях, о рекламе, о торговле, о государственных и муниципальных закупках; а с нового года вступит в силу закон о контрактной системе госзакупок – будем контролировать и его исполнение. Наверное, для многих людей мало о чем говорят названия этих законов, не каждый пытался разобраться в их сути, но дело в том, что они, так или иначе, затрагивают экономические интересы каждого из нас. Это происходит, скажем так, и на микроуровне – когда речь идет о семейном бюджете, и на макроуровне – когда происходящее отражается на экономике региона и страны в целом.

К примеру, мы выявляем и пресекаем нарушения, предусмотренные статьей 10 закона о конкуренции: это злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением на рынке. Что это значит? Это значит, что организации, упрощенно говоря, занимающие на определенном рынке услуг долю свыше 35 процентов, начинают использовать свои возможности, чтобы, например, вытеснить конкурентов (за счет демпинговых цен) или навязать потребителям необоснованно завышенные расценки. И мы, контролируя такие организации, изучаем обоснованность начисления цен. Вот конкретное дело: в свое время мы выявили нарушения со стороны компании «ВОТЭК», оказывающей услуги теплоснабжения в городе Гусь-Хрустальный – она завышала расценки для населения, используя неверную схему расчетов. В итоге был сделан перерасчет, компания вернула людям излишне полученные деньги.

Подобных дел – хватает. И в сфере сбора и утилизации ТБО, и в сфере транспортных услуг, и в сфере тепло- и электроэнергетики, когда монополисты препятствуют подключению к своим сетям, предъявляя компаниям, желающим это сделать, практически невыполнимые условия… Вроде бы в последнее время нет проблем с подключением к газовым сетям, но и здесь без нарушений не обходится: буквально две недели назад мы оштрафовали на сумму около 7 млн рублей ОАО «Владимироблгаз» за то, что тот необоснованно взимал с потребителей плату за разработку технических условий.

– Монополисты – ничего не попишешь!
–  Закон о защите конкуренции нарушают не только монополисты, уж поверьте. Например – об этом говорится в статье 11 закона – есть такое явление, как картельный сговор, когда игроки рынка договариваются об установлении одной цены на товар или услугу. И получается: компании работают в разных условиях, с разным штатом, на разной технике (у кого-то новая, у кого-то постарей, то есть менее экономичная и эффективная), а стоимость их работ для потребителей-одинакова. Потому что – картельный сговор. Доказать его трудно. Ведь никто из участников подобных негласных сделок не оставляет каких-то документов: обязуюсь удерживать такие-то цены и т.п. Нам приходится, имея на руках экономические расчеты
–  анализ, доказывать, что имеют место некие договоренности, что они негативно влияют на рынок и экономику в целом, бьют по кошельку потребителя. Таких дел пока немного, но, тем не менее, за те два года, что мы занимаемся этим направлением, сформировалась и определенная судебная практика.

– Наверное, похожие сговоры имеют место быть и при проведении конкурсных процедур?
– Так называемые «согласованные действия участников торгов» – это нарушение, предусмотренное статьей 11 закона о защите конкуренции. Причем обманные схемы здесь все время меняются, усложняются, что, впрочем, и понятно: механизм проведения торгов совершенствуется, заслонов на пути недобросовестных участников становится больше, но, к сожалению, это их не останавливает. Раньше, когда торги проходили на закрытых площадках, ловкачам зачастую было достаточно привести за руку «подставного» участника, создававшего видимость конкуренции, – один ход торгов, и победитель определен. Сейчас, когда на торгах разыгрываются заказы на более или менее крупные суммы, желающих получить этот лакомый кусок всегда хватает. И в ход идут более изощренные уловки. Например, участник делает первый ход, а другой, который с ним в сговоре, сразу резко снижает цену – на 50-60 процентов. Конкуренты, естественно, отсеиваются. А когда приходит время заключать контракт, компания, сбросившая цену, отказывается это сделать. И победителем признается тот, кто предложил лучшую цену – первый участник. Таковы правила. Доказать, что дело нечисто, крайне сложно. Но можно. К примеру, в прошлом году при осуществлении государственного
антимонопольного контроля за проведением торгов мы выявили 14 нарушений, возбуждены дела. Должен сказать, что такие нарушения наносят огромный вред экономике. Бюджет не получает определенной экономии, достижение которой, собственно, и является одной из целей самих торгов. Победителем, скорее всего, становится не самый лучший подрядчик, а значит, качество работ или услуг будет не на высоте. Отодвигаются сроки исполнения заказа. А главное, нарушается принцип конкуренции, страдает экономика в целом. Понимая серьезность последствий такого рода нарушений, законодатели внесли изменения в Уголовный кодекс РФ, и в соответствующей статье предусмотрено наказание за такого рода преступления до 6 лет лишения свободы при причинении особо крупного ущерба либо извлечения дохода в особо крупном размере. Кстати, сейчас есть эпизоды, по которым мы совместно работаем с УВД.

– То есть, получается так, что вы своего рода «санитары рынка» – поддерживаете чистоту конкурентной среды?
– Ну, можно и так сказать. Причем, что интересно, помогать приходится всем участникам рынка, ведь от недобросовестных конкурентов порой страдают очень крупные и известные компании. Например, когда кто-то пытается использовать их бренды. Зачем придумывать и «раскручивать» свой товар, когда уже есть популярные названия, с которыми у потребителей четко ассоциируется понятие качества? Например, к нам в свое время обратилась крупная нефтяная компания, – она установила, что в области работает хозяйствующий субъект, имеющий несколько АЗС, реализующий бензин под ее брендом, но в реальности не имевший к ней отношения. И сейчас у нас на рассмотрении находятся несколько подобных дел.

– В сообщениях об УФАС довольно часто проходит информация о том, что вы выявляете нарушения в работе органов власти.
–  К сожалению, здесь, если говорить в разрезе закона о защите конкуренции, нарушений не убавляется. Если за весь 2012 год мы выявили 30 нарушений со стороны органов власти, то только за 8 месяцев нынешнего года – 33. Причем, виды нарушений – разные. Например, принимаются нормативные акты в отношении определенных хозяйствующих субъектов, дающие им преимущество. А то и принимаются решения, которые просто противоречат федеральному законодательству. Нарушения выявляются при проведении торгов, когда при формировании лота закладываются критерии, дающие преимущество определенным подрядчикам. И так далее. Приходится наказывать, штрафовать, причем руководителей органов местного самоуправления.

– Мы сейчас затронули только закон о защите конкуренции, и уже очевиден большой объем выполняемой вами работы, а ваша служба отслеживает исполнение еще целого ряда законов. Какой же у вас штат?

– Штат довольно скромный. Сотрудников, непосредственно осуществляющих контрольные функции, – чуть более двадцати человек. Скажем, отдел контроля за размещением государственного заказа состоит из шести человек. При этом они, в числе прочих вопросов, рассматривают жалобы на возможные нарушения при проведении торгов. Таких жалоб ежегодно – около трехсот. И каждую нужно изучить, проанализировать, собрать материалы… Естественно, нагрузка на сотрудников огромная. И, кстати, функции у нашей службы постоянно расширяются. С одной стороны, это, безусловно, добавляет трудностей. С другой – свидетельствует о том, что федеральное правительство уделяет все большее внимание защите конкуренции как основному стимулу развития отечественной экономики. Мы это ощущаем по себе, по своей работе: многие вопросы, касающиеся деятельности ФАС, стали решаться намного динамичнее. Думается, со временем Федеральная антимонопольная служба могла бы играть не только контролирующую роль, но и роль эксперта, оценивающего состояние уровня конкуренции в том или ином секторе рынка, и дающего рекомендации по мерам, повышающим этот уровень. Это сыграет на оживление экономики, на появление новых игроков рынка, на создание новых рабочих мест, и, в конце концов, будет способствовать повышению благосостояния людей.

Николай Майоров

 

 

Просмотры:

Обсуждение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *