18+
Погода: +6,6°C
Курсы валют: $00 00

Ветеран ВВС стал новым почетным гражданином

04.07.2013

Кокорин8В Вязниках в течение трех последних лет не присуждали звание почетного гражданина города. Мэрия и горсовет не могли определиться с подходящей кандидатурой. Сделать это было действительно нелегко, так как ранее почетными гражданами стали многие Герои – кавалеры Золотых Звезд.

И вот на днях «мораторий» на присвоение почетного звания был, наконец, прерван. Депутаты горсовета проголосовали за то, чтобы присвоить звание почетного гражданина Вязников 94-летнему Вячеславу Викторовичу Кокорину – ветерану Великой Отечественной войны, полковнику ВВС в отставке, летчику 1-го класса, организатору и руководителю музея авиации и авиаторов в Вязниках.

«Дедушка вязниковской авиации», как почтительно называют Кокорина земляки, целых полвека оставался на летной работе. Он совершил 19147 полетов, преодолев по воздуху 4 миллиона километров, причем в последний раз самостоятельно поднимал вертолет в 2006 году на 87-м году жизни! Достойный, уважаемый человек, живая легенда Вязников, он много лет был наставником в местном аэроклубе, а потом скрупулезно, не жалея времени и сил, собирал материалы о вязниковских летчиках и летной школе времен войны. Результатом его трудов стало создание музея авиации, который сегодня посещают тысячи людей, в том числе школьники и студенты.

Любопытно, что хотя многие мальчишки в 1930-е – время исторических перелетов и героев-пилотов Чкалова, Громова, Водопьянова и других – с детства мечтали стать летчиками, Слава Кокорин, родившийся в 1919-м, лелеял совсем иную мечту. Он видел себя художником или архитектором, благо что с юных лет обнаружил незаурядный талант к живописи. И даже поступил в Московский архитектурно-строительный техникум. Но потом приятели все-таки затащили студента на аэродром в подмосковных Химках. И Кокорин «заболел» небом – однажды и навсегда, сменив эскизы и чертежи на полетные карты.

22 июня 1941 года он встретил с четырьмя алыми треугольниками на лазурно-голубых петлицах – так тогда обозначалось воинское звание старшины ВВС – и в должности инструктора школы летчиков-истребителей. В групповых боях против пытавшихся прорваться к столице стервятников Геринга летом 1941-го старшина Кокорин неоднократно рисковал жизнью – была возможность получить пулеметную очередь или осколок снаряда как от стрелков «Юнкерсов», «Хейнкелей» и «Дорнье», так и от… наших зенитчиков, которые поначалу палили по принципу «на кого Бог пошлет». Кстати, дырки от пуль на плоскостях его ястребка – истребителя конструкции Поликарпова И-16 специалисты тогда определили как следы осколков зенитных снарядов!

Однако воевать летчику Кокорину пришлось недолго. В один из дней тревожного, трагического августа 1941-го его вызвали в штаб и приказали… срочно отправляться в глубокий тыл – в город Вязники, где на базе местного аэроклуба создавалась военно-авиационная школа пилотов. Для страны тогда оказались более важны способности Кокорина-инструктора – наставника и педагога, нежели летчика-истребителя.
Сотни курсантов обучил Вячеслав Кокорин. Молодые летчики, завершив учебный курс, «встав на крыло», получив сержантские и лейтенантские звания, уезжали на запад бить врага. И вскоре в Вязники приходили весточки о первых победах вчерашних «птенцов» и первых потерях среди них. А их учитель по-прежнему оставался на все том же тыловом аэродроме, принимая новое пополнение и начиная все с начала.

Чего это ему стоило – быть всегда ровным, подтянутым, примером для других, когда душа птицей рвалась защищать родное небо, наверное, до конца не понимал никто. Вячеслав Викторович стремился на фронт, добивался перевода в действующую часть, но командование не давало хода его рапортам. Но хотя военлет Коко-рин больше не участвовал в воздушных боях, в боевых заслугах его питомцев есть частица и его труда. Точно известно, что в Вязниковской военно-авиационной школе в годы войны был подготовлен 1081 летчик-истребитель. За подвиги на фронте и испытание авиационной техники 26 воспитанникам ВАШП было присвоено звание Героя Советского Союза.

Вячеслав Кокорин, дослужившись до звания полковника и награжденный многими орденами и медалями, навсегда связал свою жизнь с Вязниковской военно-авиационной школой, а потом и с созданным на ее базе учебным авиационным центром ДОСААФ. В общей сложности он и его коллеги-преподаватели на вязниковском аэродроме дали путевку в небо примерно 16500 летчикам.

Николай Фролов

На фото: Вячеслав Викторович Кокорин с моделью истребителя И-16, на котором он защищал небо Москвы в 1941 году

Добавить комментарий