18+
Погода: +25,0°C
Курсы валют: $33.190.22 44.280.06

“Варфоломеевская ночь” Петушинского района

27.06.2013

DSC_0744Тема ЖКХ стара и избита, но только сейчас по многим вопросам этой сферы наступает ясность. Клубок проблем, конечно, быстро не развязать, но, во всяком случае, появилась конкретика, как это делать.

Кто виноват?

Самое бесперспективное в теме ЖКХ – искать виноватых. Потому что виноваты все. И местные власти, в свое время популистски занижавшие тарифы, вгоняя в долги коммунальные предприятия. И теплоснабжающие организации, часть которых оказались фирмами-однодневками, работающими по сомнительным схемам. И энергопоставляющие компании, чьи ресурсы и услуги в отсутствии конкуренции неизменно растут в цене, опережая инфляцию. И управляющие компании, которые никак не могут научиться держать ответ перед населением. И само население, вернее, часть его, все еще не осознавшая себя собственником жилья со всеми вытекающими из этого правами и обязанностями и которая по разным причинам не спешит платить за потребленные коммунальные блага. Это общая беда, что в больших, что в малых муниципальных образованиях, разве что везде есть свои особенности.

Но вот как раз эта очевидная мысль – что все в какой-то степени виноваты, что проблема-то комплексная и что выпутываться из ситуации нужно всем вместе – доходит с трудом. Потому что легче, а в политических играх просто выгодно, кивать на других и искать «козлов отпущения». Часто в этой роли оказываются органы местного самоуправления. Ведь именно они в самом уязвимом положении. С одной стороны, имеют дело с постоянно растущими аппетитами поставщиков энергоресурсов, с другой – ограничены установленной государством надбавкой по тарифам. И при этом должны еще учитывать мнение населения, любое повышение платы за «коммуналку» воспринимающего, само собой, болезненно. А самое
главное, ЖКХ – та сфера, где еще много правовых лакун, и потому работа на местах особенно затруднена. Во всяком случае, так было до недавнего времени.

Что делать?
Сейчас ситуация меняется. К примеру, на 13 мая с.г. появилось постановление №605 врио губернатора Светланы Орловой, касающееся подготовки адресных программ по капитальному ремонту многоквартирных домов во Владимирской области с привлечением средств Фонда содействия реформированию ЖКХ. Это – образцовый документ, где детально прописан алгоритм действий органов местного самоуправления, разграничены обязанности сторон-участников процесса и определены сферы их ответственности.
- В возникающих в сфере ЖКХ ситуациях руководителям муниципалитетов, особенно начинающим, разобраться трудно, – раскрывает суть проблемы глава поселка Вольгинский Петушинского района Ольга Сергеевна Арилина. -А этот документ четко объясняет, как нужно действовать. Соотнеся его с положением в нашем поселке, я наглядно вижу, что мы уже сделали и что нам еще предстоит сделать. Я, признаюсь честно, очень благодарна Светлане Юрьевне Орловой за такой конкретный подход к работе с органами местного самоуправления.

Плюс еще и в том, что, вроде бы, документ локального значения на самом деле охватывает очень широкий спектр вопросов развития муниципальных образований. То есть, реализуя прописанные там мероприятия, местная власть закладывает прочную основу развития территории в целом. В частности, первым пунктом документ предусматривает проведение до 2016 года государственного кадастрового учета земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома.

-  Здесь мы можем поставить себе плюс, поскольку мы поэтапно, уже третий год работаем над этим вопросом и близки к завершению работы, -говорит Ольга Арилина.
-  Нам осталось поставить на кадастровый учет только три дома, и сейчас мы провели конкурс на проведение аналогичных работ по придомовым территориям.

Более того, постановление губернатора объясняет, как нужно действовать муниципалитетам в случаях, когда выполнение тех или иных мероприятий по вступлению в программу Фонда содействия реформированию ЖКХ затруднено. Скажем, в Вольгинском такой «камень преткновения» – вопрос оснащения многоквартирных домов общедомовыми приборами учета. Их в поселке, по сути, нет. И хотя важность их очевидна – они нужны для учета потребленных ресурсов и выявления потерь – собственники жилья устанавливать их не спешат, а муниципальное предприятие сделать это не в состоянии – нет средств.
-  Тем не менее, можем претендовать на участие в программе, ориентируясь на техническое состояние наших домов, – поясняет Ольга Сергеевна.
- В документе это пошагово прописано. Сначала определяем продолжительность эксплуатации многоквартирного дома после сдачи в эксплуатацию или последнего капитального ремонта. Затем изучаем его нынешнее состояние — насколько дом нуждается в ремонте. Затем составляем проектно-сметную документацию: узнаем сумму, необходимую на проведение капремонта. И уже с конкретными цифрами выходим на людей – проводим собрание жильцов. Именно они принимают решение – будут проводиться работы или нет, готовы ли они их софинансировать. Требование Госкорпорации – доля вложений собственников жилья должна быть не менее 15 процентов от общих затрат на капремонт.
Таким образом, ответственность за приведение в порядок жилого фонда поселка лежит не только на местной власти, но и на самих жителях. От их активной позиции, от их инициативы зависит, насколько быстро Вольгинский выйдет на качественно новый уровень жилищно-коммунального обслуживания. Постановление губернатора дает к тому ключ, предлагает необходимый набор действий, а дальше слово за людьми.

Разобраться и понять
Качественные изменения в ЖКХ для поселка крайне необходимы. Это как раз та сфера, проблемы которой мешают развитию Вольгинского. За два года работы, прошедшие после выборов в местные органы власти, администрация поселка сумела добиться многого. В частности, проведена огромная работа по привлечению денежных средств в казну: за два года бюджетная наполняемость поселка выросла с 24102,6 до 34461,1 млн рублей. Это дало возможность решать больше вопросов в социальной сфере и сфере благоустройства поселка. Но в жилищно-коммунальном секторе происходил обратный процесс: кредиторская
задолженность муниципального жилищно-коммунального предприятия выросла с 16,5 до 48 млн рублей. По сути, нынешняя администрация стала заложником принятого когда-то популистского решения о снижении расценок на тепловую энергию: до передачи котельной из собственности района в поселок стоимость 1 Гкал была 1087,68 рублей, после – 616,64 рублей. Кстати, в некоторых муниципальных образованиях Петушинского района стоимость доходит до 4,5 тыс. рублей за 1 Гкал! Естественно, такое несоответствие отпускных цен и себестоимости производства тепла привело к росту долгов перед энергоснабжающими организациями – прежде всего, за газ.

При всем том действующие тарифы считаются экономически обоснованными. Что, впрочем, неудивительно. Во-первых, областная структура, проверявшая их правомерность, ориентировалась на расчеты экономистов местного ЖКХ, уровень которых не самый высокий. Найти толкового специалиста, сумевшего бы досконально разобраться в ситуации, в Вольгинском сложно: рядом крупный научный центр, дальше -Москва, где зарплаты несопоставимы с доходами работников муниципальных предприятий. Кроме того, сама практика признания тарифов экономически обоснованными в нашем регионе имеет определенные изъяны, о чем открыто заявила на заседании Госсовета по вопросам ЖКХ врио губернатора Владимирской области Светлана Орлова. «У нас 820 тарифов. Только экономически обоснованных тарифов в сфере теплоснабжения на горячую воду – 584. Разница в тарифах, причем в пределах одного района просто колоссальная… Ясно, что тарифы устанавливаются произвольно», – сказала она.

Вполне возможно, что дело не только в этом, но и в раздутых аппетитах энергопоставщиков. На это тоже обратила внимание руководитель региона. И, собственно, цифры по области говорят сами за себя: из 98 организаций, оказывающих услуги по теплоснабжению, 60 получили в прошлом году
отрицательный результат (при этом собираемость платежей граждан – больше 96 процентов). Можно, конечно, допустить, что часть этих компаний – фирмы-однодневки, но ведь далеко не все. Значит, в определенной степени их финансовая ущербность порождена несоответствием между ценами на энергоносители и установленными тарифами по отпуску тепла. Во всем этом нужно разбираться. И администрация поселка Воль-гинский, чьи проблемы, как видим, типичны для области в целом, пытается это сделать.

- Сейчас намечены шаги по оздоровлению ситуации на муниципальном предприятии, -  говорит Ольга Сергеевна Арилина. – Вероятно, придется пройти через процедуру банкротства для восстановления платежеспособности предприятия-должника, освобождения его от долгового бремени, сохранения производства.

…Почему, описывая ситуацию в ЖКХ, мы взяли пример именно поселка Вольгинский? Ну, во-первых, как уже говорилось, там наблюдается картина, типичная для области в целом, особенно для тех небольших населенных пунктов, куда пока не пришли крупные игроки вроде «ВКС». А во-вторых, там наглядно проявляется стремление местной власти улучшить положение в жилищно-коммунальном секторе, используя все возможности, предоставленные муниципальному образованию. Это как бы индикатор, по которому можно будет, с одной стороны, судить о жизнеспособности принятых «наверху» решений по ЖКХ, а с другой – об эффективности работы органов местного самоуправления. Только для полного успеха требуются еще два фактора. Содействие районной власти. И поддержка населения. Ведь только вместе можно преодолеть проблемы, накапливавшиеся годами. В противном случае дело вновь закончится дебатами о виноватых у насквозь прохудившихся труб. Только дискутировать придется в очень мрачных условиях. В трагических, прямо скажем. Ситуация такая, что властные дрязги или политические игры с привлечением общественности могут привести к коммунальному коллапсу. К этакой «варфоломеевской ночи» в Петушинском районе. Чтобы этого избежать, нужно четко понять: ЖКХ – не поле для политических игр. Это жизненно важный участок, требующий честных управленцев и грамотных специалистов.

Олег Иванов

Добавить комментарий