Погода: +17,0°C
Курсы валют: $31.04-0.21 40.63-0.21

Новые правила продажи спиртного

17.04.2013

алкогольПроект о запрете продажи алкоголя лицам моложе 21 года рассматривается в Госдуме РФ. А в начале нынешнего года был принят федеральный закон, ограничивающий продажу алкоголя на прилегающих к объектам социальной сферы территориях.

Наряду с идеей повышения возрастного ценза для покупки алкоголя есть предложение ужесточить ответственность за продажу водки, коньяка, вина и пива людям моложе 21 года. Сейчас наказывают тех, кто продал спиртное лицам моложе 18 лет, причем довольно жестко – вплоть до уголовной ответственности. По «административке» штрафы немалые: продавец рискует выложить из своего кармана от 30 до 50 тысяч рублей.

Все эти карательные меры направлены на благую цель оздоровления нации, особенно подрастающего поколения. Но этих шагов недостаточно. Вот статистика: наша страна занимает 4-е место в мире по потреблению алкоголя. По данным Роспотребнадзора, из 10 млн детей и подростков в возрасте от 11 до 18 лет более 50% регулярно употребляют спиртные напитки или пиво. И речь идет не только о брошенных детях или подростках из неблагополучных семей. Так что причина – не только в пробелах воспитания. Но и в доступности алкоголя подросткам. Именно поэтому законодатели решили ограничить продажу алкоголя на прилегающих к объектам социальной сферы территориях.

Подальше от школы
В начале 2013 года вступило в силу постановление Правительства о том, что субъекты РФ должны перечислить места, где розничная продажа алкогольной продукции не допускается, а муниципалитеты – определить границы этих участков. Федеральными правилами диктуют, что продажа алкоголя в розницу запрещена на территориях, прилегающих: к детским, образовательным, медицинским организациям и объектам спорта; к оптовым и розничным рынкам, вокзалам, аэропортам и иным местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, определенным органами государственной власти субъектов РФ; к объектам военного назначения.

Первая категория -наиболее значимая. К детским организациям отнесли все объекты, осуществляющие дошкольное и начальное общее образование – не только детсады, но и детские центры, частные садики по уходу и присмотру. К образовательным организациям относятся не только школы, колледжи и университеты, но и автошколы, комбинаты повышения квалификации и обучения.
К спортивным учреждениям – секции, кружки, спортцентры, фитнесс-залы. А к медицинским помимо поликлиник и больниц – любые частные медкабинеты, в том числе стоматологические и даже солярии.

Итак, границы прилегающих территорий должны установить органы местного самоуправления. В нашей области это не сделал ни один город или район. В соседних регионах действуют более оперативно. Расстояния от соцучреждений до винного прилавка там определены от 15 до 100 метров. Но такая поспешность большой радости не вызвала, а вот недовольство – есть. Борьба за здоровье нации обернулась ударом по бизнесу. Учитывая этот негативный опыт, власти Владимира, к примеру, с решением не торопят.

Кроме того, говорят, что на федеральном уровне уже хотят подкорректировать правила. Многим документ кажется «сырым». Слишком пространно определены категории организаций, около которых должна быть запрещена торговля спиртным. Нет разумных рамок метража прилегающей территории, нет и сроков принятия данного решения на местах. Поэтому местные власти медлят. Однако во Владимире в этот процесс вмешалась городская прокуратура, потребовав от муниципалитета исполнения требований федерального законодательства.

- Раньше в городе действовало постановление главы о запрете торговли алкоголем на прилегающих территориях, но в 2011 году его отменили.  Сейчас его снова необходимо принять, таково требование федерального законодательства. Нужно определить границы прилегающих территорий, поскольку
это позволит защищать подростков и детей, а также внесет ясность в деятельность субъектов предпринимательства, -считает старший помощник городского прокурора Алексей Колосов.
Учитывая реакцию правоохранителей, мэрия провела обсуждение «алкогольного вопроса». Тема вызвала горячие споры среди чиновников, предпринимателей и общественников.

Правила игры
Во Владимире около 800 учреждений образования, здравоохранения и спорта, к которым нужно определить прилегающую территорию.
- Мы должны не только установить границы, но и к каждому объекту нарисовать схему, сделать картографию. Это долгий процесс, но федеральное законодательство нас не торопит, поэтому мы делаем это обстоятельно, – говорит зам. начальника профильного управления Ольга Соколова.

В областном центре – более 1000 магазинов, свыше 440 предприятий общественного питания, 41 торговый центр и комплекс, 11 рынков и ярмарок. Только в прошлом году открылось 78 новых магазинов и 21 предприятие общепита. Но была и отрицательная динамика. Из-за исполнения требований федерального закона о госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкоголь-ной и спиртосодержащей продукции сократилось количество объектов торговли, реализующих алкоголь, – с 630 до 577 единиц (на 8,4%), а также нестационарных торговых объектов на 9 единиц. В числе этих 577 объектов 231 – предприятия общественного питания, и больше половины из них находятся от объектов соцсферы на расстоянии ближе, чем 100 метров. Если будет принят именно такой метраж, то магазинам, кафе и ресторанам придется либо закрыться, либо остаться на рынке и надеяться на рентабельность за счет продажи других продуктов и блюд. Но сегодня, по мнению предпринимателей, доходы магазинов и кафе на треть зависят от продажи спиртного. Если им не торговать, убытки можно перекрыть толь-ко повышением цен на оставшуюся продукцию. Но это – утрата конкурентоспособности.

- Я не против введения запрета на торговлю алкоголем на прилегающих территориях. Однако нужны четкие правила игры для всех участников рынка, – уверена директор ТК «Алекс» Надежда Претека. -Границы создадут нечестную конкурентную борьбу на рынке. Стоит нам открыть магазин на свободных территориях, как по соседству конкуренты откроют тренажерный зал или стоматологию. А как же наши инвестиции, нанятый персонал?

Больнее всего нормы прилегающих территорий бьют именно по региональным и местным торговым сетям. В городе таких 22. Конкурировать с монстрами-федералами им довольно трудно. И их разорение – это не только удар по владимирской торговле, но и по владимирской же экономике. Ведь только единицы федеральных сетей работают с местными производителями.

- Нормативы на прилегающие территории здорово подкосят ряды предпринимателей. По нашим подсчетам, мы вынуждены будем закрыть минимум пять магазинов, – говорит зам. управляющего ТД «Эльдорадо» Руслан Шестаков. – Перевезти магазины практически нереально. В городе не осталось свободных помещений.
Начальник управления потребительского рынка Татьяна Терентьева отметила, что если утвердят норму в размере 50 метров, то закроются около 100 предприятий торговли и общественного питания, если норма будет 100 метров, исчезнут 200 таких предприятий.

В ходе первых встреч с представителями бизнеса чиновники мэрии озвучили щадящие примерные нормативы. Самая большая удаленность торговых точек – 50 метров – должна быть от детских садов и школ. Имеется в виду расстояние до забора. Расстояние 25 метров от спортивных объектов и 15 метров – это норма для всех остальных, включая вокзалы, воинские части, медицинские учреждения и места большого скопления людей.

Шум в ночи
Запрещать нужно разумно. Ключевым моментом в этом вопросе может стать определение часов продажи алкоголя. К примеру, можно ограничить торговлю спиртным в течение рабочего дня. Вместе с тем, многим жителям мешают не те торговые точки, которые находятся рядом с садиками (какой дошкольник побежит за пивом?), и уж тем более рядом с тренажерными залами, а те, что работают в жилых домах. На эти магазины, кафе, рестораны никакой управы нет. Часть их работает круглосуточно. Многие – торгуя спиртным и в «запретный период» с 23 часов вечера до 6 утра. Около этих торговых точек постоянно толпится шумная молодежь, вспыхивают драки, слышатся то крики, то песни.

Есть примеры судебных разбирательств по расположению магазинов в жилых домах. Но ограничения торговли все временные. Ночное веселье продолжается. Магазинчики разливного пива и вина растут, как грибы после дождя. Сейчас начинается сезон «пивной» торговли, и все заметнее по вечерам у этих заведений шумные компании.

А в это время
В области сокращается число точек, реализующих алкоголь. В прошлом году их насчитывалось 4215, сейчас – 3882. Кроме того, в регионе сократилось потребление водки – почти на 30%. Вроде бы, можно радоваться такому факту, однако есть сомнение: не объясняется ли этот спад массовым появлением контрафакта? Сейчас компетентные организации пытают выяснить причины данной тенденции.

 

Добавить комментарий