18+
Погода: +5,1°C
Курсы валют: $00 00

В плену вечных вопросов

11.04.2013

Платежи-2Знатоки отвечают на вопросы «Что? Где? Когда?». Владимирцы, получая квитанции за услуги ЖКХ, тщетно
пытаются понять «За что?» В смысле: «За что столько насчитали?».

Только до десятого
Странно получается: одни поставщики коммунальных услуг пишут в квитанциях – оплатить до 10-го числа следующего месяца, а другие -до 15-го. В итоге многие потребители выбирают крайний срок, а в следующий месяц удивляются образовавшимся задолженностям.

- Платим, к примеру, 11-го числа по показаниям счетчика, а на следующий месяц получаем квиток, где расчет идет по нормативу, а не по нашим показаниям приборов. Приходится идти в абонентские пункты за перерасчетом, – сетует жительница областного центра Людмила Букова.

Ситуацию по срокам платежей разъяснила пресс-служба ОАО «ВКС». Большинство поставщиков руководствуются статьей Жилищного кодекса. В ней сказано, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Есть возможность заключить договор с другими сроками, но это не выгодно управленцам. Ведь с поставщиками коммунальных ресурсов им нужно расплачиваться строго в сроки, послабления потребителям аукнутся самим управленцам.

Любопытно, что Жилищным кодексом предусмотрена ответственность потребителя за невыплату в срок или в неполном объеме в виде пени, которая рассчитывается исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ. При этом ответственность поставщика за несвоевременную поставку квитанции в ЖК не оговаривается. Там только сказано, что платежный документ должен прийти не позднее 1-го числа следующего месяца. В действительности же платежки порой доходят 5-7 числа. К примеру, в микрорайоны Никулино и Шепелево счета за электричество поступают 8-9-го числа, а в марте т.г. их доставили уже после 15-го. Пени поставщик жителям не выставил, но за доставленные неудобства не извинился. А сегодня каждый поход на почту или в банк сопровождается очередями и потерей драгоценного времени.

Подытожим. Оптимальный срок оплаты квитанций – до 10-го числа, а лучший – еще за 3-4 дня до этого, чтобы платеж поступил на счет ресурсоснабжающей организации. Знатоки отвечают на вопросы «Что? Где? Когда?». Владимирцы, получая квитанции за услуги ЖКХ, тщетно
пытаются понять «За что?» В смысле: «За что столько насчитали?»

Вслед за прогрессом
Пошли дальше. Не каждое почтовое отделение принимает платежи ЖКХ, а те, что принимают, в период с 1-го по 10-е число, как правило, переполнены. В банках по многим платежкам берут проценты, некоторые, что обидно, до 3% с квитанции. Не так давно в городе стала работать сеть пунктов оплаты услуг ЖКХ. Они дислоцируются в сетевых магазинах. Но только пару месяцев как эта компания принимает почти все платежи по услугам ЖКХ, садикам, школам – народ к новшеству не привык.

Сейчас потребителей навязчиво переводят на электронную систему оплаты, при этом ассортимент услуг довольно скуден. К примеру, банки настаивают на оплате через терминалы, но при этом часть их не предоставляют услугу чтения штрих-кода. А вносить многозначные данные кода вручную по каждой платежке затруднительно. Другая проблема – базы данных порой неполные, там отсутствуют то один, то два регулярных поставщика коммунальных услуг, и в итоге хоть с одной квитанцией, но стой в «окошко». И, наконец, терминальная система оплаты «напрягает» тем, что при оплате наличными не дается сдача, а при безналичной оплате приходится платить за ежегодное обслуживание банковской карты. Выходит, что помимо одной услуги потребителю еще навязывают и другую.

Несовершенны и способы оплаты через Интернет. Коды квитанций опять-таки нужно набирать вручную, при этом находить возможность распечатать квитанцию, к тому же через сеть пока можно оплатить лишь единичные услуги ЖКХ.

Впрочем, все течет, все меняется. Надо верить в прогресс. Вот и новая структура, владимирский городской расчет но-кассовый центр, намеревается расширить число абонентских пунктов оплаты и развить терминальную сеть. Там, как обещают руководители структуры, не будет дополнительных комиссий и ограничений по оплате.

Прозрачности нет
В декабре прошлого года вступил в силу новый вариант единой платежки, утвержденной Минрегионразвития РФ. Квитанция условно поделена на разделы с данными о плательщике, о наборе коммунальных услуг, долгах, рассрочках. Все предельно ясно и понятно – в проекте. На практике все сложнее. Захочешь разобраться – голову сломаешь.

Пенсионеру Владимиру Те удалось добиться перерасчета платы за горячую воду после того, как он обратился с сообщением о неточностях расчетов платежей в несколько инстанций и ведомств. Владимир Евгеньевич заметил, что сумма платежа за горячую воду изменилась из-за того, что поменялся норматив и стоимость гигакалории. Пенсионеру пришлось изучить массу федеральных нормативных актов, сделать собственные расчеты, чтобы доказать неточность расчетов. В ответ на свои обращения Владимир Те получил примерно одинаковые ответы с пространными ссылками на статьи законов и заверениями, что расчеты сделаны верно. Пожалуй, только в прокуратуре подробно и понятно объяснили, почему допущена не-точность в расчетах. Заметим, что поставщик сделал корректировку с октября прошлого по январь текущего года. Цена «справедливости» смешная – 266 рублей. За время разбирательств в разы больше денег было потрачено на разъезды и бумагу с конвертами.

Единства платежей тоже не наблюдается. Юрист Максим Шувалов, специализирующийся на защите прав потребителей, уверен, что в вопросе платы за услуги ЖКХ мы должны опираться только на Жилищный кодекс. В нем сказано, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в
многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Никаких отдельных квитанций по капремонту и другим видам платежей не предусмотрено.

В реальности все по-другому. Объединение идет медленно и трудно. Поставщики тратятся на собственные технические программы расчетов платежей, содержат штат экономистов и кассиров, а потребители имеют с десяток разных квитанций формата А4, большую часть которых занимают таблицы с пустыми колонками. Казалось бы, единство платежей всем пойдет на пользу – одна компания сделает расчеты по всем 10 услугам ЖКХ, напечатает квитанции и доставит их. Экономия!

Но… Поставщики не хотят передавать расчеты из-за нежелания что-либо менять, а многие плательщики не хотят платить по итоговой сумме за все 10 видов услуг. Они привыкли не платить за ту услугу, которая, как им кажется, «некачественная». Вместо того чтобы предъявить претензии, жаловаться, требовать, они просто не платят. Но зачем ориентироваться на таких потребителей? Ведь добросовестных плательщиков больше!

Анна Тумановская

Добавить комментарий